Материальная культура казахов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 03:38, реферат

Описание работы

Жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры.Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова ( деревянная решетка), сферического купола — «шанрак», радиально расположенных жердей (уык).

Содержание

1.Жилище.
2.Одежда.
3.Оружия.
4.Пища.
5.Традиции и обыча
6.Литература

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

 Карагандинский  государственный технический университет 
 
 

     Кафедра истории Казахстана 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     «Материальная культура казахов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студент группы ТЭ-10-2

     Галиуллин И.Ф.

     Руководитель: Нурлигенова З.Н. 
 
 
 

     2011

     Содержание

1.Жилище.

2.Одежда.

3.Оружия.

4.Пища.

5.Традиции и  обыча                                                                                                                   6.Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Жилище.

Жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры.Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной  и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова ( деревянная решетка), сферического купола — «шанрак», радиально расположенных жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,- 15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в.  Каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок — «саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной сеткой —«жел коз». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двустворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи обкладывалась циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода— узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами — бсльдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты,

предназначенные для приема гостей, отличались большим  размером и богатым убранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты — отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другие подсобные помещения. Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй», состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков. Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины. Центр юрты — ошак — служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо от входа располагались утварь и посуда, слева — конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской —шымылдык. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов,изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры текемет, войлочные ковры с аппликациями — сырмык, менее — тканые ковры клем. Существовало два вид а ковров—безворсовые —такыр клем —и ворсовые—тукти клем. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз». Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках

(шабдан), ковровых  сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов и

соединяющих их переметной частью. Непременным атрибутом  каждой юрты были сундуки. Деревянные предметы — подставки — (жук аяк), коробы для продуктов (кееже) (адалба-кан) украшались художественной резьбой.

 Во многих районах Казахстана были распространены постоянные жилища из

дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их

называли «агаш  уй», «жер уй», «кирпиш уй». Площадь  дома зависела от

материального состояния хозяина и состава  семьи, но в целом оно было

максимально приспособлено  к кочевому образу жизни.  

Одежда.

В народном костюме  казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком — бас тон, синим сукном — кок тон, парчой — барша тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих— жаргак тон. Из козьих шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, и шили шубы «кылка жаргак». Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В  XV—XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов — кебенек и халат из тонкого белого войлока — каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат — шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей. Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской — из туникообразного платья (койлек) и безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовались хлопчатобумажные и шелковые ткани, бархат. Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с широкими, загнутыми наверх полями

— аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки  борик, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки — треухи назывались «тымак».Борик девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшат борик», вышитые золотом — «алтын борик», украшенные кораллами — «калмаржан борик». Летние

легкие шапочки  из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом. Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор саукеле — высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани — кимешек.  Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды — бир така, а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис — из более плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке.Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом.Повседневной обувью были туфли — кебис. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги — кестели етик, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией. Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией, полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «кисе». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также

мягкие кушаки — кур. Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией. Серьги изготовляли в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения — шашбау— в виде рядов

медальонов или  пластин, соединенных между собой  кольцами. Центральные

медальоны всегда украшались филигранью со вставками  из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески «шолпы». Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной,

многогранной  формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней. Казахские ювелиры изготавливали и другие украшения: нагрудные — омырауша, онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам — ильгек, фигурные бляхи к саукеле — шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки — туиреуиш. При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье,гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль. 
 
 
 
 
 

Оружия.

Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые

сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги— сапы, кинжалы  — канжар, длинные ножи с изогнутым  клинком — жеке ауыз,длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — найза — имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.   С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах

Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, без насечки — кара мылтык, с коротким стволом — самкал. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко употреблялись. 

Пища.

Пища казахов  состояла в основном из мясных и  молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз), из верблюжьего — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров. Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло — сары май. Для длительного хранения масла его промывали холодной водой,солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важное место в рационе

казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог—  курт употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды сыров — сары иримшик, ак иримшик и др. Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основными

продовольственными  культурами были просо, реже—пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено — тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тары коже. Жареное пшено ели с молоком, маслом: приготовляя из него толокно —талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки — тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент». Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай коже, талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе), обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) и кашу (ботка). Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась

конина, из которой  приготавливали различные блюда: подкожный  жир верхней части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили «карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром — «казы». Колбасы из мяса, других частей туши назывались шужик.

баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо— основное блюдо казахов — подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и

без него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть,

обжаренные мелкими  кусками на медленном огне. назывались «куырдак».

Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена  к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда: саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме(заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры,

Информация о работе Материальная культура казахов