Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 03:44, реферат
Марксизм и русская культура – эта тема является основополагающей в общественной жизни России на протяжении всего 20-го века. Как повлияли, и почему именно в России идеи Карла Генриха Маркса стали главной идеологией Советского Союза? Почему марксизм стал судьбою России прошлого века?
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Кафедра истории, политологии и культурологи
Реферат
Марксизм и русская
культура
Марксизм и русская культура – эта тема является основополагающей в общественной жизни России на протяжении всего 20-го века. Как повлияли, и почему именно в России идеи Карла Генриха Маркса стали главной идеологией Советского Союза? Почему марксизм стал судьбою России прошлого века?
Эта тема меня заинтересовала в связи с тем что я встречал многих людей которые эти идеи любят, считают применимыми для нашей страны, также встречались люди которым эти идеи далеки и неприятны. И я решил узнать почему для одних это приемлемо, а для других – нет.
Марксизм стал судьбою
России прошлого века. Этот факт констатируется
вне зависимости от тех или
иных политических симпатий. Как бы
мы ни относились к мировоззренческим
доминантам советизма, нельзя обойти то
обстоятельство, что несколько поколений
людей связывали с ним свою
судьбу, что целое русской культуры
прошло через его горнило. Культурная
история Советской России останется
«плотью и кровью», составной
частью многовековой истории русской
культуры — наряду с культурой
Киевской Руси и Московского царства,
блистательными и по-своему трагическими
эпохами Петра и Екатерины, Александра
и Николая. Но подобно греческому
православию, пришедшему на Русь из Византии,
западный марксизм обрел на русской
почве собственное звучание, стал
явлением глубоко национальным. Во
всяком случае, Россия оказалась единственной
страной мира, которая исключительно
собственным усилием возвела
марксизм на государственный престол.
Всякое великое
учение, получая государственный
статус, сливаясь с государством
в задачах обслуживания его
прагматических интересов, —
трансформируется, становится другим.
Так было с христианством в
Константинополе... Так случилось
с марксизмом в Петрограде 1917
года. И дело не в разности
весовых категорий —
Действительно, почему не Германия, не Франция, почему не Америка, на которую более всего рассчитывал сам Карл Маркс?
Почему Россия
— европейское захолустье и
одновременно великая держава,
страна, не знавшая формально
демократических традиций
Революция и
цивилизация. Витальность цивилизаций,
как это показал А. Тойнби, проявляется
на изломе, на этапе перехода из одного
качества в другое. Так случилось, что
в России XX века этот цивилизационный
надлом происходил дважды — в начале столетия
и в самом его конце. Возможно, со временем
эти два события сольются в одно, но пока
они остаются в глазах современников весьма
различными и даже противоположными явлениями:
от патриархальности и монархического
абсолютизма к жесткой социальной диктатуре
и эпохе индустриализма в начале века,
и от этого последнего — к либеральным
реформам и фактическому погрому индустрии
под видом «постиндустриальных» новаций
— в конце века.
Для нас важно
другое: обозначить начало этой
эпохи, как имеющее глубокий
цивилизационный смысл, в котором витальность
российской цивилизации и культуры есть
центральная проблема. Этим началом была
русская революция. Известное выражение
Дина Рида — «десять дней, которые потрясли
мир» — не относится к разряду метафор
и почти буквально отражает эффект, произведенный
в мире событием русской революции. У этого
события длинная предыстория, причем она
уходит своими корнями не только в культуру
Серебряного века, но много глубже.
Далеко не праздным
выглядит в наше время такой
вопрос. Была ли русская революция
национальной, то есть общероссийской
революцией, отражающей исконные
глубины русского духа и
Но дело, разумеется,
не во внешних обстоятельствах
этой тенденции осмысления
Не менее важен
вопрос о критерии целостности
цивилизации. Каковы признаки
того, что следующий за кризисом
и катаклизмом период развития
принадлежит прежней
Н.А. Бердяев
едва ли не первым набрался
мужества отвести Советской
На поверхности
событий лежат простые и
Что это? Откуда
этот резкий перепад давления
в порах национальной культуры?
Все дело в интенциях
Этой версии
не хватает одного: понимания
формы совершающегося события.
Ни одна национальная культура
в мире не входила в
России предстоит
дать ответ: прошла ли она
все круги тоталитарного ада
или ей предстоит еще один,
быть может, самый
Уроки эпохи
социального тоталитаризма
Использование понятия «социокультурной динамики» позволяет развеять ставшее традиционным представление, согласно которому русская революция и вся последующая эпоха культурного развития оцениваются сугубо в политологических категориях (насилия и тоталитаризма), исключающих широкий культурологический и историко-философский контекст в анализе этих событий. Попытки представить Советскую культуру как продукт простого насилия политики над культурой, чисто силового навязывания последней «марксистского вероучения», на наш взгляд, чрезмерно упрощают действительную картину. Есть основание предположить, что все выглядело с точностью до наоборот. То, что происходило на поверхности событий и то, что происходило в их глубине, прямо противоположно друг другу.
Политика сама находилась в тисках жесткой социокультурной логики развития. Не политика направляла культуру, а, напротив, сама политика оказывалась орудием разрешения глобальных культурно-исторических противоречий в развитии русской культуры на пути к подлинному демократизму и национальной целостности.
Такова основная гипотеза, требующая своего разрешения.
Чтобы укрепиться
в этом направлении мысли,
Ответы на эти и многие другие вопросы, раскрывающие смысл социокультурной динамики России начала XX века, способны многое объяснить сегодня и предупредить от поспешных политизированных оценок Советской эпохи. Но, по существу, центральным в череде этих вопросов остается вопрос о сущности культуры Серебряного века, ее основной смысловой направленности: зачем и для чего, в ответ на какие запросы культурно-исторического развития России произошел этот яркий всплеск социокультурной динамики, в конечном счете породивший культурный феномен русской революции?