Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:28, реферат
Самой значительной революцией в истории экономической науки, видимо, следует считать маржиналистскую революцию, которую принято датировать 70-ми годамиXIX в. Изменения были настолько радикальными, что наука поменяла даже свое имя (начиная с У. С. Джевонса и А. Маршалла, в англоговорящих странах ее стали называть economics вместо political economy). После маржиналистской революции господствующая экономическая (точнее, микроэкономическая) теория становится значительно более похожей на современную, чем до нее. В этом смысле можно сказать, что именно с этого периода берет начало история современной микроэкономической теории, тогда как раньше можно было говорить лишь о ее предыстории.
С 1863 по 1876 г. Джевонс преподавал в Манчестере, а с 1876 по 1880 г. - в Лондонском университетском колледже. В 1871 и 1874 г. соответственно выходят в свет его самые знаменитые книги: «Теория политической экономии» и «Принципы науки — трактат о логике и научном методе».
Джевонс был одним из самых разносторонних экономистов своего времени: его в равной степени увлекали теоретические проблемы экономической науки, прикладной анализ (например, рынков угля и золота), статистические исследования (Джевонс внес большой вклад в разработку теории индексов, а также попытался создать теорию экономического цикла, основанную на периодичности солнечной активности), и вопросы логики и методологии науки (здесь Джевонс продемонстрировал необычайно широкий кругозор, выходящий за рамки экономической теории, заложив основы современной логики, -интересно, что в его трактате даже не нашлось места для методологических проблем экономической теории!). Хотя Джевонс не оставил специальных трудов по истории экономической мысли, ему принадлежит наиболее подробное для своего времени и наиболее уважительное к своим предшественникам и современникам описание исторического развития математической теории предельной полезности у разных авторов прошлого и настоящего (см. предисловие к второму изданию «Теории...» 1879 г.).
В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую очередь как автор книги «Теория политической экономии», выход которой одновременно с основными трудами Менгера и Вальраса ознаменовал начало маржиналистской революции.
В
предисловии Джевонс
1.
Теория полезности
Джевонса
Джевонс утверждает, что основной проблемой экономической науки (здесь автор уже использует термин «economics», а не «political economy») является максимизация удовольствия»4. Термин же «полезность» означает абстрактное свойство объекта соответствовать нашим целям, т.е. «все, что доставляет нам удовольствия или избавляет от страданий, может обладать полезностью».
Общая
полезность имеющихся у нас единиц
блага зависит от его количества: u=f(x). Полезн
Джевонс не утверждает, что он открыл этот «великий принцип», позднее названный первым законом Госсена, ссылаясь на Н. Сениора и Р. Дженнингса (в то время он еще не читал самого Госсена), но отмечает, что, как правило, его предшественникам не давалась ясная формулировка.
Следует отметить, что, говоря о последней степени полезности, Джевонс всегда подразумевает очень малое или бесконечно малое приращение блага. В отличие от австрийцев Джевонс считает понятие бесконечно малого приращения блага корректным, но при условии, что оно относится не к одному индивиду, а к потреблению всей нации в целом. Здесь возникает проблема агрегирования, поскольку закон убывания последней степени полезности выводится именно для индивида. Но Джевонс полагал, что закон, выведенный теоретически для индивида, может и должен проверяться эмпирически на агрегатном уровне7.
Джевонс не только отмечает, что в оптимальной ситуации одно и то же благо должно иметь одинаковую последнюю степень полезности в разных применениях8, что приблизительно соответствует второму закону Госсена, но и распространяет его на распределение блага во времени. Оптимальное потребление блага должно быть, согласно Джевонсу, распределено между периодами такими порциями, чтобы в каждый момент времени последняя степень полезности с поправкой на вероятность получения этой порции блага и на близость во времени (propinquity) (соответствует норме межвременного предпочтения) была одинаковой:
v1p1q1= v2p2q2=…= vnpnqn
где
v— последняя степень полезности, р — вероятность,
q — коэффициент близости во времени, а
1, 2,... n — моменты времени.
2.
Теория обмена
Джевонса
Из своей теории полезности Джевонс выводит теорию обмена, которая одновременно является и теорией ценности. Указывая на многозначность понятия «ценность», под которым было принято понимать и потребительную, и меновую ценность, автор предпочитает свести его только к последней, т.е. к пропорции обмена одного блага на другое9.
Эта меновая пропорция на свободном и открытом рынке, где вся информация доступна всем его участникам10, должна быть в данный момент единой для данного однородного блага (так называемый закон безразличия, т.е. отсутствия ценовой дискриминации)11.
Торг на рынке ведут так называемые торгующие стороны (trading bodies), которыми могут быть индивиды, группы лиц данной профессии (фермеры, мельники и пр.) и даже население целых континентов (например, Америка продает хлеб в Европу в обмен на железо). Понятие торгующих сторон потребовалось Джевонсу для того, чтобы еготеорию индивидуального обмена, основанную на теории предельной полезности, можно было распространить на реальные рынки, где действуют множество продавцов и покупателей. Однако, как вскоре показал Эджуорт, это рассуждение некорректно потому, что понятие средней предельной полезности блага для группы лиц зависит от распределения блага между ними до и после обмена и оперировать им при объяснении пропорций обмена вряд ли возможно. Таким образом, Джевонсу не удалось вывести рыночную меновую ценность блага из его предельной полезности (это сделал несколько позднее Маршалл) и его изложенная ниже теория в действительности описывает только случай индивидуального обмена.
Общую идею своей теории обмена Джевонс поясняет на следующем графике (рис.1). По горизонтальной оси откладываются количества обмениваемых товаров, например, зерна и мяса, причем количество зерна возрастает слева направо, а количество мяса — справа налево. По вертикальной оси откладывается предельная полезность обоих товаров (естественно, предельная полезность зерна убывает слева направо, а мяса — справа налево). Предположим, что до обмена у торгующей стороныА было а единиц мяса, а у торгующей стороны В - b единиц зерна. Обменивая некоторое количество своего мяса на зерно, А сдвигается из точки а в точку а' (для удобства предполагается, что обмениваемые количества зерна и мяса измеряются одинаковыми горизонтальными отрезками). При этом для него полезность приобретеннного зерна составит aa'gd, а полезность отданного мяса — всего aa'ch, так что чистый прирост полезности от обмена составит величину, равную площади hdgc. Очевидно, что в интересах А будет продолжать обмен, пока он не придет в точку т. То же самое со своей стороны проделает и владелец зерна В.
Далее Джевонс дает формальное алгебраическое изложение теории обмена. Пусть в итоге количество мяса хбыло обменено на количество зерна у. Таким образом, после обмена у А осталось а — х мяса и у зерна, а у В — х мяса и b — у зерна.
Тогда
последнюю степень полезности мяса
для А можно обозначить FDU1(а-х),
а для В— FDU2(x)12. Соответственно
предельная полезность зерна для участников
обмена после его завершения будет FDU1(у) для А и FDU2(b-
FDU1(а-)х=FDU1(у) dy.
То же можно сказать и про прирост полезности мяса и потерю полезности зерна для В:
FDU2(x) dx=FDU2(b-y) dy. В итоге имеем равенство:
Но поскольку на рынке действует закон безразличия, то пропорция обмена бесконечно малых dх и dу точно такая же, как равновесная пропорция обмена х и у,которую, напомним, мы и стремимся определить. Таким образом, заменив dу/dх на у/х, получим уравнение обмена Джевонса:
То
есть меновое соотношение товаров
обратно соотношению их последних
степеней полезности для обменивающихся
сторон14.
3.
Теория предложения
труда Джевонса
Вслед за Бентамом Джевонс рассматривает труд исключительно как тягостное и неприятное занятие15. Труд в целом обычно имеет отрицательную полезность, или антиполезность (negative utility). Тяготы труда растут с увеличением затраченного на труд времени, что соответствует количеству произведенного продукта. График чистой полезности/антиполезности труда представлен на рис. 2. Как видим, в начале, когда человек только начинает работать, ему трудно это делать (отрезок аb можно описать русской пословицей «Лиха беда начало!»). Затем, войдя во вкус, он даже получает от работы удовольствие, превосходящее неприятные ощущения (отрезок bc). И наконец, усталость берет свое и труд становится для работника источником чистой антиполезности (cd). Когда же человек прекратит работу? Для ответа на этот вопрос следует провести кривую последней степени полезности продукта. Очевидно, работа будет прекращена в точке т, где последняя степень полезности продукта mq сравняется со степенью антиполезности труда тd. В виде формулы это записывается так:
где и — полезность, l — тяготы труда и х — объем продукта. Таким образом, теория предложения труда у Джевонса также является чисто субъективной.
4.
Цепочка Джевонса
Итак, как и меновая ценность в австрийской теории, цена товаров у Джевонса определяется исключительно их предельными полезностями. Издержки не принимают в этом процессе прямого участия. Они (конкретно речь идет об антиполезности труда) лишь косвенно влияют на объемы предложения благ (величины а и b на рис. 1), от которых зависит их предельная полезность. Джевонс формулирует эту цепочку зависимостей так: издержки производства определяют предложение ® предложение определяет последнюю степень полезности ® последняя степень полезности определяет ценность16.
Эта
цепочка «растянута» во времени:
когда приходит пора определять ценность,
предложение уже определено на предыдущем
этапе и зафиксировано. Таким образом,
спрос и предложение не определяют ценность
одновременно, как у Маршалла. Джевонс
был знаком с кривыми спроса О. Курно и
Ф. Дженкина, но предпочел не использовать
их в своем анализе, поскольку переход
от кривой полезности к кривой спроса
требует важных допущений (постоянной
предельной полезности денег, независимости
между потреблением различных благ), которые
он считал нереалистичными.
5.
Теория обмена
Эджуорта
Одним из наиболее оригинальных английских экономистов конца XIX - начала XX в. был Ф.И. Эджуорт, сделавший важный шаг в развитии теории обмена и цены.
Френсис Исидро Эджуорт (1845-1926) получил блестящее домашнее образование (в частности, владел шестью языками, включая латынь и древнегреческий), которое он дополнил классическим и гуманитарным образованием в Дублинском и Оксфордском университетах. Его многочисленные увлечения включали в числе прочего древние языки, философию, логику, этику (большинство этих дисциплин он сам впоследствии преподавал), а также математику, которую он выучил самостоятельно. Личное влияние Джевонса и Маршалла пробудило в нем интерес к экономической науке и статистике. С 1891 по 1922 г. он был профессором экономики в Оксфорде и с того же года до конца своей жизни - издателем, соиздателем (вместе с Дж. М. Кейнсом) и председателем редакционного совета знаменитого «Экономического журнала». Основная часть публикаций Эджуорта состоит из статей, написанных им для журналов и Словаря политической экономии Палгрейва (в 1925 г. он был издан в трех томах). Интерес с точки зрения экономической теории представляет его книга «Математическая психология» (1881), в которой Эджуорт попытался показать, что математические методы можно плодотворно приложить к «моральным наукам». Для его произведений характерен традиционный для английской утилитаристской мысли большой интерес к проблемам благосостояния, полезности и их измерения, стремление вывести математические доказательства теоретических выводов. Работы Эджуорта представляли собой странную смесь сложной математики и поэтических цитат из греческих и латинских авторов, что не облегчало их понимания современниками.