Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:44, реферат
Вторая мировая война явилась переломным периодом в мировой истории XX века. Это война унесла более 50 миллионов человеческих судеб в большинстве стран мира. Вторая мировая война – это величайшая трагедия XX века. И до сих пор эта война вызывает живой интерес исследователей многих стран мира, но прежде всего со стороны стран-участниц войны.
На рубеже XIX и XX веков Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер.
Усиление соперничества капиталистических стран заметно проявлялось в гонке вооружений, монополизирующем господстве и реализации плана создания «Великой Азии». «Бессмысленная» агрессия японского милитаристического общества, нацеленная на удовлетворение личных амбиций и захват территории, является образцом жестокости. Проблема безопасности территориальной целостности стран-участниц Второй мировой войны решалась на Потсдамской конференции 1945 года.
Введение............................................................................................3
1. Япония накануне Второй мировой войны..................................4
2. Политика Японии в годы Второй мировой войны....................10
3. Маньчжурская операция войск Красной Армии.......................13
4. Капитуляция Японии. ..................................................................21
Заключение........................................................................................28
Список использованной литературы..............................................30
Борьба внутри правящих слоев не исключала связей между различными их группировками. Так, Общество государственных основ объединяло и представителей военных, и членов правления Мицуи, Ясуда и других концернов. Ряд генералов, занимавших высшие армейские и флотские посты, был связан со «старыми» концернами. В целом вся финансовая олигархия – «старая» и «новая» – была опорой фашизации активной политики. Приветствовали установление фашистского курса и другие реакционные элементы, входившие в правящую верхушку Японии, - помещики и бюрократы. Но именно «новые» концерны, в финансовом отношении более слабые, чем старая финансовая олигархия, были более заинтересованы в скорейшей фашизации страны. Они рассчитывали, что в этом случае на широкие государственные дотации, использование государственного аппарата в целях собственного обогащения и укрепление политических позиций. Позиции «новых» концернов были поддержаны «молодым офицерством», которое, активно пробиваясь к власти, также рассматривало фашизацию как путь осуществление своих целей.9
Совместно
с представителями новых
Создание Маньчжоу-го значительно осложнило отношение Японии с Западом, а в 1933 году Япония вышла из Лиги Наций, осудившей применение ею военной силы в Китае. Пытаясь решить задачу послекризисного восстановления экономики, премьер-министр Сайто выдвинул в 1934 году предложение по усилению роли гражданских и военных чиновников в определении национальной политики. Правительство выдвинуло программу увеличение бюджета, что требовало роста налоговых поступлений, источником которых должно стать восстановленное сельское хозяйство. Конкретная разработка программы предоставлялась губернаторам. В ходе ее выполнения по всей стране были созданы сельскохозяйственные корпорации, управляемые чиновниками и ставшие фактически новыми центрами власти на местах. Это увеличило влияние бюрократии на жизнь населения, подорвало силу партий.
В 1935 году было создано Найкаку теса кесу (Исследовательское бюро при кабинете министров), куда вошли представители гражданской и военной бюрократии, в чьи обязанности стало входить планирование государственной политики. Были приняты меры и для ослабления роли партий в парламенте. Чиновники, не связанные с партиями, стали получать дополнительную плату, что устранило необходимость перехода вышедших в отставку бюрократов в партийное руководство.11
Таким образом, Япония, как и многие государства того времени, хотела увеличить свою территорию, внедриться в развитие политики, экономики, промышленности других государств. Для Японии такими государствами стали Китай и Монголия. Чтобы осуществить свои планы Японии пришлось вести военную политику. Основная группировка правящих классов, имея прочную финансовую базу, стремилась сохранить старую структуру власти, приспосабливая ее к целям усиления репрессий против демократических сил и активизации внешней экспансии.
Политика Японии в годы Второй мировой войны
В
1941-1945 годах в КПК под руководством
Мао Цзэдуна проводилась
Что касается Гоминьдана, то с 1939 года перед Чан Кайши стояла проблема окончательно определиться в отношении своих союзников и противников как внутри страны, так и на международной арене. В апреле 1939 года лидер Гоминьдана призвал к ликвидации «коммунистических баз», блокировал Особый район, но желаемых результатов эта акция ему не дала. Следующим шагом стала неудачная попытка физического устранения Ван Цзинвэя в начале лета 1939 года. Во внешнеполитическом плане чунцинское правительство продолжал курс на укрепление отношений с Великобританией и США, а также с СССР. Однако вплоть до нападения японцев на Перл-Харбор Китай официально так и не вступил в состояние войны с Японией. Это произошло лишь 9 декабря 1941 году. Военные действия вплоть до этого периода можно разделить на два направления: локальные операции японских войск против армии Чаи Кайши и боевые действия против районов, контролировавшихся коммунистами, против которых, в свою очередь, независимо друг от друга, воевали гоминьдановцы и армия Ван Цзинвэя. В результате КПК и ГМД ослабляли силы друг друга в борьбе против общего врага – Японии. СССР, недовольный таким развитием событий, весной 1940 года объявил о прекращении поставок оружия и снаряжения чунцинскому правительству. Этот шаг возымел действие и в последующие годы внутри китайское противостояние несколько ослабло. Настоящее смятение внутри Китая вызвало подписание в апреле 1941 года советско-японского договора о ненападении. Ван Цзинвэй сразу же обратился лично к Чан Кайши с призывом о сотрудничестве. Он считал, что прекращение сопротивления Японии позволит Китаю стать нейтральным государством во Второй мировой войне, а вместе с СССР и Японией защитить Азию от происков США и Великобритании. На Чан Кайши этот призыв не оказал сколько-нибудь существенного влияния. Тем более что 22 июня ближайший союзник Японии Германия начала войну против СССР и вскоре образовалась Антигитлеровская коалиция. Для Гоминьдана исчезла опасность оказаться один на один в противостоянии с Японией.
До конца 1943 года японские войска в основном проводили сравнительно ограниченные операции против коммунистических районов, но в 1944 году наступила очередь Гоминьдана. В марте японцы начали наступление в провинции Хэнань, где четырех сот тысячная гоминдановская группировка вынуждена была отступить. В мае-июне они развернули успешное наступление в Хунани и Гуанси, вплотную подойдя к Чунцину. До конца года ГМД потерял порядка 1 миллиона солдат, большое количество техники, а также территорию около 2 миллионов квадратных километров с населением 60 миллионов человек. В это время несколько укрепили свои позиции коммунисты, сумевшие увеличить численность своих вооруженных формирований и территорию освобожденных районов. Кроме того, при посредничестве США удалось вновь наладить внутри китайский диалог, продолжавшийся вплоть до начала 1945 года.13
К весне 1945 года армия Гоминьдана насчитывала более 4,5 миллионов человек, а также вооруженные формирования КПК – около одного миллиона. Им противостояла армия Японии численностью 2 миллионов солдат. Однако несогласованность действий двух главных политических сил Китая не позволяла надеяться на быстрый военный успех. После вступления СССР в войну с Японией Чан Кайши попытался не допустить расширения влияния КПК в стране, отдав приказ верным ГМД частям взять под контроль ранее оккупированные японцами районы. Коммунисты расценили такие действия как предательство. Советский Союз в тот период пытался проводить политику формально одинаково дружественную в отношении обоих противостоящих политических сил. И. В. Сталина в то время явно не устраивало доминирование ни одной из сторон, так как СССР хотел в максимальной степени укрепить собственное влияние в послевоенном Китае. Так, 14 августа 1945 года сын Чан Кайши Цзян Цзинго от имени своей страны подписал в Москве Договор о дружбе и союзе с СССР, по которому было подтверждено обоюдное стремление к дальнейшему сотрудничеству в различных областях. Одновременно в освобожденной советскими войсками Маньчжурии оружие, захваченное у японцев и марионеточной армии Манчжоу-Го, передавалось в распоряжение КПК. Во главе новой администрации этого района был поставлен Гао Ган, известный как ярый сторонник СССР и потенциальный кандидат, по мнению И. В. Сталина, на пост главы КПК вместо Мао Цзэдуна.
После неоднократных призывов Чан Кайши к Мао Цзэдуну начать политические консультации, 25 августа была опубликована Декларация ЦК КПК, в которой выражалась готовность к началу диалога. Хотя обе стороны уже тогда понимали, что рано или поздно вновь начнется формально прекращенная в 1937 году гражданская война, в которой и определится будущее Китая. Однако военные круги – руководители военного и военно-морского министерств, начальники штабов видов вооруженных сил и среднее звено офицерского корпуса полевых армий требовали расширения агрессии против Китая. Для этого Японии было необходимо изолировать зону контроля Чан Кайши от внешнего мира. Поскольку основные порты и прибрежные районы Китая находились под японским контролем, главным источником снабжения китайского правительства были две железные дороги, соединявшие Южный Китай с британскими колониями – Бирмой и Французским Индокитаем. Их блокада была одной из главных целей Японии в регионе. Отмена режима капитуляций в Китае. Сознавая ослабление своих позиций, японское правительство попыталось модернизировать свою политику в отношении Китая и привлечь на свою сторону хотя бы часть националистов, поддерживавших Чан Кайши. В январе 1943 года Япония вслед за СССР стала второй из великих держав, подписавших с Китаем (нанкинским правительством Ван Цзинвэя) договор об отмене права экстерриториальности и о возвращению Китаю всех прав по концессиям, которыми Япония владела на китайской территории.14
Таким образом, хотя мысль об отказе от неравноправных договоров с Китаем была выдвинута американской дипломатией еще в 1941 году, она допустила промедление в этом вопросе. Психологический эффект от шага Японии бы отчасти сглажен Соединенными Штатами и Британией, которые также в январе 1943 года, когда были подписали договора об отказе от экстерриториальности с правительством Чан Кайши. Эта задача была тем более актуальной, что неожиданно обнаружившаяся «конкуренция» между Японией и двумя демократическими державами за право первенства в отмене неравноправных договоров с Китаем была только частным случаем более общего процесса.
Маньчжурская операция войск Красной Армии
Составители
японской «Истории войны на Тихом
океане» отмечают: «Начиная с 1938 года,
японо-советские отношения
Вопрос о войне против СССР детально обсуждался на проходившем в июне 1933 года очередном совещании руководящего состава японских сухопутных сил. Поскольку такую программу выполнить к 1936 году было трудно, предусматривалось возобновление переговоров с СССР о заключении договора о ненападении. Главный смысл предложений сторонников подготовки к будущей войне с Советским Союзом состоял в том, чтобы прежде создать в Маньчжурии мощную военно-экономическую базу и покорить весь Китай. Отказываясь от предлагавшихся СССР коллективных мер по обузданию японских интервентов, западные державы стремились подтолкнуть Советский Союз на самостоятельное выступление против Японии, ссылаясь на то, что он-де является соседом Китая. Во время Брюссельской конференции западные представители явно в провокационном манере заявляли, что «лучшим средством сделать Японию сговорчивее было бы послать несколько сот советских самолетов попугать Токио».17 Было очевидно, что вовлечение СССР в японо-китайскую войну рассматривалось западными державами как наилучшее развитие событий, ибо это означало бы отвлечение внимания Японии от Центрального и Южного Китая. 29 декабря Чан Кайши поставил перед правительством Советского Союза вопрос о направлении в Китай советских военных специалистов, вооружения, автотранспорта, артиллерии и других технических средств. Несмотря на то, что выполнение этой просьбы создавало опасность ухудшения советско-японских отношений, советское руководство приняло решение оказать прямую помощь китайскому народу.
Цели и задачи войны Японии против СССР были первоначально изложены в разработанном в августе 1936 года генеральным штабом армии документе «Основные принципы плана по руководству войной против Советского Союза». В нем, в случае начала большой войны с СССР, предусматривалось на первом ее этапе «захватить Приморье (правое побережье Уссури и Амура) и Северный Сахалин» и «заставить Советский Союз согласиться со строительством Великого монгольского государства».18 Оперативный план 1937 года предусматривал наступление с трех направлений - восточного, северного и западного. Важнейшей задачей объявлялось быстрое «разрушение Транссибирской железной дороги в районе Байкала, с тем, чтобы перерезать главную транспортную артерию, связывающую европейскую часть СССР с Сибирью».19 29 июля японские войска, пользуясь численным перевесом, вторглись на территорию СССР. Советской армии телеграмму, в которой просил «немедленно начать дипломатические переговоры», заявляя, что японская армия уже «продемонстрировала свою мощь... и, пока есть выбор, нужно остановиться».20 В пользу такого решения говорило и то, что, следуя приказу из Москвы, части Особой Дальневосточной армии не стали развивать наступление вглубь Маньчжурии, демонстрируя стремление избежать расширения конфликта. В Москве было известно, что японская провокация в районе озера Хасан преследовала в первую очередь цель «устрашить СССР» и что японцы в данный момент к большой войне с Советским Союзом не готовы. Поэтому, когда через посольство в Москве японское правительство запросило прекращения боевых действий, соглашаясь на восстановление нарушенной границы, советское правительство сочло целесообразным ответить положительно. Потерпев поражение, японцы, тем не менее, частично добились целей провокации - продемонстрировали западным державам намерение продолжать конфронтацию с СССР и убедились в «стремлении советского правительства избегать непосредственного вовлечения Советского Союза в японо-китайскую войну.21 По расчетам японского руководства, начало военных действий между Японией и Советским Союзом должно было подтолкнуть Германию к согласию с японской позицией. 19 мая 1939 года советское правительство заявило Японии протест в связи с грубым нарушением границы союзной МНР и потребовало прекратить военные действия. К границе спешно направлялись советские войска, в том числе одиннадцатая танковая бригада. Однако японское командование продолжало осуществлять план задуманной операции.
Информация о работе Маньчжурская операция войск Красной Армии. Капитуляция Японии