Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:38, реферат
Александр 1 — одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, — для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом». Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советского периода, ему посвящено лишь несколько брошюр.
Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение……………………………………………………………………………………..3-4
Глава 1 (Формирование личности Алексанра I)………………………...5-7
Глава 2 (М.М. Сперанский и Александр I)………………………………….8-12
Глава 3 (Неудача преобразований Александра I)……………………..13-15
Заключение………………………………………………………………………………16-17
Список использованной литературы………………………………………..18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
РЕФЕРАТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА ТЕМУ:
«ЛИБЕРАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРА I И ПРИЧИНЫ КРАХА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИБЕРАЛИЗМА»
Выполнил: студент группы 4145-С
Заочного отделения
Матвеева
И. Н.
Проверил: доцент кафедры
Шелепова
Л. П.
Набережные Челны
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1 (Формирование личности Алексанра I)………………………...5-7
Глава 2 (М.М. Сперанский
и Александр I)………………………………….8-
Глава 3 (Неудача преобразований Александра I)……………………..13-15
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа — неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа. Без прошлого нет будущего. Эти временные пояса связывает живущий ныне человек, он сам творец своего будущего и своей истории. Тридцать одно поколение создавало русскую историю; с 862 года — года образования Русского государства, до 1917 года — года крушения Российской империи. Каждое из этих поколений внесло свой вклад в общее дело. Были у России и взлеты, и падения. Порой наступали критические периоды, грозящие исчезновением нашего государства. Но нет, страна боролась, выживала и крепла! С современных позиций мы смотрим на роль личности в истории. Опасно переоценивать, но нельзя и недооценивать значение того или иного государственного деятеля в развитии страны. Интересно и окружение правителей. Немало никчемных людей толпились у трона, но были и великие люди, государственные мужи, талантливые полководцы. Они, как бы сменяя друг друга, проходят через всю многовековую историю страны. Последние 300-летие русской дореволюционной истории связывают с Романовыми. Оно так и есть, хотя развитие общества шло по своим законам. За этот период Россия минула феодализм и вступила на капиталистический путь развития, который в 1917 г. был прерван революцией. Допетровский период правления Романовых характеризуется становлением государства, которое копило силы для впечатляющих перемен. С именем Петра1, великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это был поистине прорыв во всех областях - в науке, технике, экономике. Россия наконец- то воспряла ото сна и на весь мир властно заявила о себе. Многое сделала для развития начинаний Петра Алексеевича Екатерина 2. ,,,--Но наивысший подъем Российского государства приходится на первую четверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали победительницу. России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1. Александр 1 — одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, — для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом». Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советского периода, ему посвящено лишь несколько брошюр. За рубежом личность и правление Александра 1, неразрывно связанные с важнейшими событиями истории Европы первой четверти XIX века, вызывают все возрастающий интерес, и зарубежными авторами написано о нем несколько работ. В данной работе в основном использовались труды Карамзина Н.М., Ключевского В.О., Соловьева С.М., Витте С.Ю., из зарубежных - Труайя А., который признан на Западе знатоком русской литературы и истории.
Цель реферата состоит в том, чтобы оценить Александра1 как политического деятеля. Поэтому мы должны в данной работе:
1.Выяснить,
какие факторы влияли на формирование
личности Александра1.
2.Рассмотреть причины, которые способствовали
изменениям в политике во второй период
царствования Александра1 и саму внутриполитическую
деятельность.
ГЛАВА 1
Начало XIX в. Связано с вступлением на престол 12 марта 1801г. Александра I , царствование которого отличается распространением в России либеральных идей, постепенным созреванием либерального сознания высших сословий. В обществе постоянно витала мысль о том, что крепостное право является социальным злом, что просвещение и образование находятся в крайне запущенном состоянии. Перед новым императором и его приближенными стояли грандиозные задачи - преодолеть архаичность государственного аппарата и осуществить целый комплекс реформ, которые позволили бы России занять достойное место среди передовых европейских государств в политической, экономической и социальной сферах.
Старший сын Павла I и внук Екатерины II, нареченный ею в честь Александра Невского, покровителя Петербурга, он воспитывал между враждующими дворами – отца и бабки, что выработало в нем характер сложный и противоречивый. Постоянное лавирование между их сторонниками научило его приспосабливаться к обстоятельствам, использовать людей в своих интересах. Екатерина II сама руководила его воспитанием и образованием, привлекая для этого наиболее просвещенных людей своего времени. Именно от нее Александр унаследовал либеральные идеи, которые излагались и объяснялись ему, когда он был еще наследником престола. Не случайно наставником императора в те годы был швейцарец Ф. С. Лагапр, республиканец по своим убеждениям, приверженец идей Просвещения. Помимо прочего, Лагарп оказал несомненное нравственное воздействие на молодого Александра, который впоследствии говорил, что всем, что есть в нем хорошего, он обязан Лагарпу.
Современники отмечали незаурядный ум молодого императора, умевшего быстро схватывать любую мысль, в Европе заметили в нем свойство очаровывать, привлекать к себе людей, но Наполеон сумел разгадать характер своего соперника: « Это истинный византиец…тонкий, притворный, хитрый». Либерал в первые годы своего царствования, он все больше становился консерватором, а в последние годы жизни – даже реакционером. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, наложила отпечаток на характер внутренней и внешней политики России в 1815-1825 гг.
Будучи наследником,
Александр вынашивал планы
Еще до восшествия на престол, в 1796 г., вокруг Александра сложился дружеский, «интимный» кружок молодых аристократов, близких ему по духу, среди которых были граф П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей. Собираясь тайно, они вели беседы об отмене крепостного права, необходимости республики, составляя оппозицию Павлу. С 1801 г. Основная работа на подготовке реформ в либеральном направлении проходила в созданном ими Негласном комитете – своего рода совещательном органе при императоре, на который Александр опирался в первые годы своего правления.
Исполнение благих
намерений, члены комитета, уже оставшиеся
крайние республиканские идеи, настаивали
на недопустимости продажи крепостных
без земли. Это натолкнулось на такое
сопротивление высших сановников, усмотревших
здесь подрыв устоев крепостного
права, что дело ограничилось указом
1801 г. – запретом печатать объявления
в «Санкт-Петербургских
Жизненные потребности
государства диктовали
ГЛАВА 2
Истинным вдохновителем дальнейших реформ был М.М. Сперанский. Благодаря исключительному уму и способностям, он, сын сельского священника, достиг самого высокого положения в обществе и получил чин действительного статского советника. Сперанский обладал универсальным знанием России – от крестьянской избы до кабинета императоров. Это знание вооружило его твердым убеждением, что в России не существовало статуса свободного гражданина. Даже дворянин, в иной, чем крестьянин, форме, но, тем не менее, был собственностью государства, как, впрочем, и любой, человек, принадлежавший к любому сословию: «…вместо пышного деления русского народа на различные сословия – дворян, купцов, мещан – я нахожу только два класса: рабов самодержца и рабов землевладельца. Первые свободны только сравнительно с последними ; в действительности же в России нет свободных людей, исключая нищих и философов», - писал Сперанский.
В уничтожении рабства
Сперанский видел не просто дань гуманности,
а государственную
Государственная деятельность
Сперанского началась в 1802 г. с составления
всех манифестов нового царствования.
В 1808 г. Александр, уже охладевший к
членам Негласного комитета, поручил
ему разработку плана преобразования
России. К октябрю 1809 г. был представлен
проект Введения к Уложению государственных
законов. Главным в проекте был
принцип разделения властей –
законодательной, исполнительной и
судебной при независимости судебной
власти и ответственности
С 1808 по 1812 гг. Сперанский подает на высочайшее рассмотрение множество проектов, в которых содержалась программа создания общества с равными гражданскими правами, общества свободных реально, а не «по отношению». По сути дела он предложил программу конституционного устройства, согласно по которой Россия должна была стать страной с представительным правлением. Убеждение, что принципы гражданской свободы и частной собственности не могут быть достаточно гарантированы одной только доброй волей монарха, делало его сторонником перехода к конституционным формам правления в России.
Он обосновывает необходимость создания выборной Государственной думы и Государственного совета с совещательными правами, которые стали бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Деятельность Сперанского вызывает сильнейшую оппозицию. Хотя он не покушался на полноту самодержавной власти, консервативно настроенная часть дворянства увидела в его проектах наступление на собственные привилегии. В правительственных кругах Сперанскому противостоял близкий к Александру реакционер А.А. Аракчеев, впервые выдвинувшийся еще при Павле I и стремившийся к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы.
Весь масштаб преобразований
Сперанского свелся к учреждению
в 1810г. Государственного совета – законосовещательного
органа при императоре. Прерогатива
инициативы и окончательного утверждения
законов оставалось за императором.
Члены Государственного совета не избирались,
а назначались императором из
числа высших сановников. В таком
виде Государственный совет
Консервативные идеи
в России с большим блеском
представлял писатель и историк
Н.М. Карамзин, занимавший положение
«придворного историографа». Карамзин
не оставался пассивным
Однако Карамзин
видел свой политический идеал в
сильной монархической власти и
поэтому думал об осуществлении
либеральных принципов