Либерализм, его сущность и основные идеи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что либерализм, провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс.
В европейской общественно-политической литературе понятие ''либерализм'' появилось в начале ХIХ в. Впервые этот термин был использован в Испании в 1811 г., когда группа политиков и публицистов определила составленную ими конституцию как либеральную. Позже это понятие вошло в английский, французский, а затем и во все европейские языки.

Содержание

Введение
1. Основные принципы либерализма
2. Понятие сущности и принципов либерализма
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Либерализм.docx

— 40.34 Кб (Скачать)

    Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Современный либерализм отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

     Главный принцип либерализма– ограниченность верховной власти. Если Гоббс доказывал, что верховная власть не может не быть абсолютной, то Локк – что верховная власть не может не быть ограниченной. Либеральные требования ограничения государственной власти не следует толковать будто одно власти запрещено, все остальное разрешено. Одной из главных проблем является определение что власти разрешено. Поэтому мы применяем принцип свободы прав и обязанностей власти. Принцип свободы – необходимое дополнение либерального требования ограниченности, ибо без него это требование неработоспособно: как может работать требование, чтобы власть делала только то, что ей разрешено, если то, что ей разрешено, не определено?

     Другими словами, принцип свободы требует от закона не только всеобщности и равенства, но и защиты от принуждения, т.е. в конечном счете защиты самой свободы, поскольку свобода и отсутствие принуждения.

С точки  зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей  или групп и расширять рамки  осуществления индивидуальной свободы.

     Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на собственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.

На сегодняшний  день российский либерализм переживает кризис, и в этом практически нет  сомнений. Русский либерализм потерпел поражение потому, что пытался  игнорировать, во-первых, некоторые  важные национально-исторические особенности  развития России, во-вторых, жизненно важные интересы подавляющего большинства  российского народа. И смертельно боялся говорить правду. Причина кризиса  русского либерализма — не в идеалах  свободы, не в системе, а в людях. Те, кому судьбой и историей было доверено стать хранителями либеральных  ценностей в нашей стране, со своей  задачей не справились.

    Идеология свободного рынка вполне захватила поколение молодых активных россиян, которые могли бы голосовать за СПС, но голосовали за «Единую Россию». Более того, главные иконы российского либерализма – Егор Гайдар и Анатолий Чубайс – предпочли оппозиционной борьбе деятельное сотрудничество с Кремлем. А теперь и Никита Белых. В этом, собственно, и состоит мнимый кризис либерализма.

Сегодня мы ясно видим капитуляцию либералов. Эта капитуляция, конечно же, не только вина либералов, но и их беда. Еще  в марксизме было точно подмечено, что борьбу за интересы всегда наиболее эффективно ведет та группа, у которой  есть своя политическая партия. И участие  в этом процессе либералов нельзя описать словами "кризис лидеров" или "кризис либерализма". Просто одни политические силы в этом процессе вырвались вперед, они побеждают, хотя, конечно, хотелось бы понять, дозволенными ли методами. Другие силы - на обочине. Может, группы не созрели, может, интересы пока неосознанные и поэтому еще  не надо за них бороться. И тем  не менее либерализм в России не может умереть. Потому что жажда  свободы останется одним из самых  главных инстинктов человека - хоть русского, хоть китайского, хоть лапландского. Да, это сладкое слово "свобода" многозначно. Но дух, который в нем  присутствует, неистребим, неискореним. Дух титана Прометея, подарившего  огонь людям. Дух Иисуса Христа, говорившего, как право имеющий, а не как  книжники и фарисеи.

     Причина кризиса – в нарушении базовых либеральных принципов. И поэтому кризис может означать теперь не крушение, а шанс на восстановление либеральной модели экономики. Основные принципы либерализма – свобода и ответственность – тесно связаны между собой. Эти принципы были нарушены. Разрешение возникших проблем будет носить долгосрочный характер, но для этого надо вернуться к свободе собственника, свободе предпринимателя, свободе гражданина. К личной свободе и личной ответственности.

    Благодаря неумелым действиям реформаторов, возможности построения в России свободного общества оказались неосуществленными, а надежды несбывшимися. Люди перестали рассчитывать на политический плюрализм или гражданские свободы.

     В 1991 году Россия переживала кризис, который привел к низким ценам на нефть и газ на мировом рынке. Пол руководством Е. Гайдара правительство приняло решение перейти к рыночным отношениям т.е. взять курс на либерализацию. Одной из главных задач либеральных реформ стала приватизация, которая была обусловлена переходом государственной собственности в частные руки. Либеральные реформы ликвидировали товарный дефицит, обеспечили внутреннюю конвертируемость рубля и способствовали развитию рыночных отношений, благодаря чему к 1999 г. экономический спад остановился. 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации которая провозгласила широкие политические и гражданские свободы граждан.

     Многие полагают, что на сегодняшний день для либерализма в России отсутствует почва: широкий класс собственников и политически активная интеллигенция. Иными словами сегодня нет кризиса в стране, - есть кризис либералов. Главной проблемой либерализма в России является не поддержка ее среди широких масс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Это сладкое слово «свобода», безусловно, – одно из самых употребимых в политическом лексиконе. Дав название влиятельнейшему политическому течению – либерализму, оно, казалось бы, не содержит в себе никаких секретов и неразгаданных тайн. Более того, благодаря французам, у нас есть и живописный (Делакруа «Свобода на баррикадах»), и скульптурный (статуя Свободы в Нью-Йоркском порту) портреты Свободы, что делают ее столь же несомненной, как Венера Милосская.

    К сожалению, слово свобода стало «общим местом». Диктаторские, тоталитарные режимы тоже клянутся ею, провозглашают себя спасителями и опекунами подлинной свободы. Давно уже известно, что во имя свободы совершались не только величайшие подвиги, но и величайшие преступления.

    Если отважиться войти в дебри философских идей и теорий, посвященных проблеме свободы можно обнаружить обескураживающее открытие. Свобода здесь выступает в разном обличье и сочетаниях. Она оборачивается необходимостью, прикидывается рабством, ходит под ручку то с выбором, то со своим двойником – волей. Ее можно увидеть облаченной то в белоснежные одежды святой, то разряженной в пестрый наряд блудницы. Наконец, она размножается и становится «гражданскими свободами».

     Завершилось второе тысячелетие. На его исходе происходили глобальные политические изменения. Практически размыта двухполюсность мира, в борьбе двух систем, двух мировоззрений терпит поражение коммунистическая идеология. Однако не сделан окончательный вывод в пользу одной из моделей миропорядка – либеральной или государственной. Спор между этими системами продолжается. Ни у одной из них нет явного преимущества перед другой.

      Нельзя отрицать, что жизненные стандарты (уровень потребления, жизненные условия и т.д.) в либеральных странах выше, и это серьезная заслуга либерализма.

     Страны, представляющие государственность как модель общества, провозглашают главенствующими моральные ценности, доминирующими – общественные интересы. И вся сложность, как всегда, – найти меру, «золотую середину», которая индивидуальна не только для каждого народа, но и для каждого периода истории этого народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1.Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник Московского университета, Сер.12, политические науки. 1997. №2.

2. Диченко М.Б. Жизнь без доллара, или либерализм на пороге третьего тысячелетия. – С-Пб: «ЛИК», 1999.

3.  www.conversation.ru – Либерализм в классической традиции

Информация о работе Либерализм, его сущность и основные идеи