Либерализм, его сущность и основные идеи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что либерализм, провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс.
В европейской общественно-политической литературе понятие ''либерализм'' появилось в начале ХIХ в. Впервые этот термин был использован в Испании в 1811 г., когда группа политиков и публицистов определила составленную ими конституцию как либеральную. Позже это понятие вошло в английский, французский, а затем и во все европейские языки.

Содержание

Введение
1. Основные принципы либерализма
2. Понятие сущности и принципов либерализма
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Либерализм.docx

— 40.34 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНЖЕНЕРНЫЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И

КУЛЬТУРОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Либерализм, его сущность и основные идеи 
 
 
 
 
 

                                                                                                Выполнила: И.В.Желдаков

                                                                                                           Гр. 3407

                                                                                             Проверил: С.В. Лебедев 
 
 
 

Новосибирск 2011

План

Введение

1. Основные принципы либерализма

2. Понятие сущности и принципов либерализма 

Заключение    

Список использованной литературы                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В условиях современной России происходит либерализация общественной жизни. Идёт процесс становления новой российской государственности, напряжённый поиск наиболее приемлемых и эффективных путей развития. В связи с этим отечественными исследователями-обществоведами переосмысливаются применительно к условиям нашей страны основные нормы и ценности либерализма, которые имеют на Западе богатые традиции. При этом о судьбе и перспективах либерализма в России высказывается достаточно широкий диапазон мнений.

     Актуальность темы определяется тем, что либерализм, провозглашая свободу и права граждан, способствует их вовлечению в политический процесс.

     В европейской общественно-политической литературе понятие ''либерализм'' появилось в начале ХIХ в. Впервые этот термин был использован в Испании в 1811 г., когда группа политиков и публицистов определила составленную ими конституцию как либеральную. Позже это понятие вошло в английский, французский, а затем и во все европейские языки.

''Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' - 

свободный, имеющий  отношение к свободе. В древнеримской  мифологии бог Либер соответствует  древнегреческому богу Дионису. У древних  греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение''. 1 Из этого закономерно вытекает то, что все определения либерализма  включают в себя идеи личной свободы  индивида, не скованной рамками традиций.

     Либерализм как сложное структурное явление предстаёт сегодня и как историко-философское течение, доктрина, и как политическая идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его знаменем социальных слоёв, и как более или менее массовое организованное движение (либеральные политические партии, движения, группировки и т.п.). 
 
 
 
 

1. Основные принципы либерализма

      Главным принципом либерализма является не абсолютная свобода вообще (ни одна форма правления не допускает абсолютной свободы, – писал Дж. Локк), а максимальная свобода мыслить, исповедовать любую религию, высказывать и обсуждать личные взгляды, организовываться в партии, заниматься предпринимательской деятельностью, продавать товары (в том числе собственный труд) и получать вознаграждение, выбирать себе правителей, а также новую форму государственного устройства, если наличная противоречит свободному развитию общества.

     Согласно взглядам Локка и Руссо, человек обладает естественным правом на максимальную свободу, и государство обязано ее защищать, в равной мере как люди вправе защищать свою свободу от государства.     Последовательными сторонниками подобных взглядов являлись Д. Юм, И. Кант, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Ш. Монтескье, П. Кондорсе и др. Идеи естественного права нашли свое отражение в американской Декларации независимости (1776), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), а также во Всеобщей декларации прав человека.

     Исторически идея свободы связана с отношениями людей к собственности, которая определяет их социальное положение и размеры получаемых ими социальных благ. Моральная дилемма отношения индивидов к социальным благам, которую пытались решить философы и просветители, была впервые осмыслена в контексте современного ему общества А. Смитом. Он считал, что система, основанная на естественной свободе индивида, свободе рынка и конкуренции ведет к благосостоянию народа. В свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов он видит источник экономического роста, социального порядка и общественного блага. Индивидуализм ведет не к хаосу, а к порядку и процветанию.

В труде «Богатство народов…» Смит высказывает мысль  о том, что рынок регулируется самостоятельно в процессе конкуренции  частных товаропроизводителей, и  через него лежит путь к экономическому росту и изобилию. Д. Рикардо (1772–1823) увидел в накоплении капитала пружину экономического роста. Экономическая политика должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению. Он был убежден, что экономическая свобода содействует получению максимальных прибылей, которые могут стать основным источником инвестируемого капитала.

     Предпринимательство ведет к максимальному экономическому росту, ибо прибыль составляет основу накоплений, которые необходимы государству для раз вития. В «Трактате по политической экономии» (1803) Ж.Б. Сэйем был сформулирован закон рынка, согласно которому в экономике не может быть дефицита и избытка товаров. Если в одной отрасли экономики возникает перепроизводство, а в других недопроизводство, то падение цен в одних отраслях и увеличение в других заставляет предпринимателей искать способы к исправлению положения. Люди производят товары для обмена. Таким образом, само производство порождает спрос и не может не удовлетворять его. И. Бентам, С. Милль и др. были сторонниками создания социальной системы, основанной на демократических принципах правления большинства.

     По мнению Бентама и его последователей, такая социальная система способна максимально увеличить всеобщее благосостояние и распределить его по возможности справедливее. Утилитаристская философия Бентама значительно отличается от классических либеральных взглядов XVIII в., провозглашавших свободу индивида как конечную цель общественной политики. Он увидел возможности потенциального конфликта в идее, что только деятельность индивида может способствовать благосостоянию. Возможно, например, что действия преследующего личные цели человека может повредить другому и таким образом ограничить его свободу. К тому же, человеческое общество организовано созданными самими же людьми социальными институтами. Сознательная деятельность людей может способствовать и появлению социальных форм, которые позволят им жить справедливее. Таким образом, классический либерализм через утилитаризм Бентама допускает вмешательство государства в общественную жизнь ради социального блага.

     Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, право на наследство, свободную конкуренцию и невмешательство государства в экономическую деятельность индивидов. Главную задачу государства он видит в том, чтобы оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а помогало им. Государство не должно посягать на экономическую свободу, а поддерживать тех, кто взял на себя ответственность и риск за собственное дело. Угрозы, ограничения и жесткие законы еще никогда не способствовали эффективному развитию экономики, а приводили к противоположному результату.

     Если ограничена свобода индивидов в праве выбора рода деятельности, в праве создавать промышленные или коммерческие предприятия, едва ли можно говорить о либеральной экономике вообще. Либерализм стремится максимально ограничить вмешательство государства в экономику и видит основными субъектами экономической жизни частные лица. Политический либерализм признает за гражданами право на участие в государственной жизни, которое реализуется в процессе выборов главы государства, представителей центральных и местных органов государственной власти, а также право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии.

     Гражданам гарантированы свобода совести, слова, печати, право выбора места жительства. Хотя политический либерализм и связан с идеей демократического государства, либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти. Неоклассическая либеральная экономическая теория, появившаяся в конце XIX в., нашла свое логическое обоснование в концепции чистой капиталистической экономики Л. Вальраса (1834–1910). Вальрас стремится выйти за пределы специфических социальных и политических реальностей и рассматривать исключительно проблемы производства и распределения ресурсов.

Однако теоретически концепция Вальраса не смогла объяснить  неустойчивое развитие капитализма  в период между двумя мировыми войнами. Крупнейший английский экономист  и политический деятель Дж.М. Кейнс (1883–1946) восполнил этот пробел и предложил новую экономическую теорию, направленную на сохранение и оживление рыночной экономики в Европе. Согласно Кейнсу, капитализм нестабилен, ему имманентно присуща тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей. Поэтому государственное вмешательство в сферу экономики необходимо, чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно.

Кейнс являлся  сторонником активной роли государства  в сфере финансов, полагая, что  внимание государства к расходам правительства, налоговой системе, внешнему долгу, а также к поддержанию  равного соотношения между накоплениями и расходами может содействовать  стабилизации цен и экономики. В  послевоенное время в экономических  теориях утверждается взгляд, согласно которому государство путем создания расходной части бюджета и  налогообложения может добиться устойчивости экономики и преодолеть тенденцию к стагнации и безработице.

     Последователи Кейнса также признают необходимость государственного регулирования капиталистической экономики. Современные неолиберальные экономические концепции (Фридман, Хайек, Лепаж) исходят из того, что не капитализм исчерпал свои возможности, а вмешательство государства в течение последних десятилетий препятствовало нормальному функционированию капитализма. По их мнению, подлинного капитализма еще нет, он появится лишь тогда, когда функционирование экономики станет в достаточной степени либеральным. Капиталистическая экономика, в основе которой лежит конкуренция, саморегулируется под действием закона спроса и предложения.

     Таким образом, вмешательство государства в экономику должно ограничиваться уважением законов функционирования капитализма. Либерализм является осознанной альтернативой авторитарным и тоталитарным взглядам на государство и его роль в экономической и политической жизни общества. Либерализм противостоит социализму, полагая, что любое вмешательство в экономическую деятельность индивидуума противоречит принципу свободной конкуренции. По мнению либерального философа Филиппа Немо, «социальная справедливость глубоко аморальна».

     Либерализм является одной из так называемых «базовых идеологий», имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сегодня. В то же время современный либерализм подвергается острой критике со стороны как консервативных кругов, так и со стороны леворадикальных политических сил.

     Спор между «старым» и «новым» либерализмом – это далеко не единственный предмет расхождений в истории либеральных идей. Существуют разные способы обоснования последних. Либерализм отличается рядом особенностей в рамках разных национальных традиций. Отдельные аспекты его теории (экономические, политические, этические) иногда противопоставляются друг другу. По-видимому, мы имеем дело с множеством теорий, объединенных некими общими принципами, приверженность которым отличает либерализм от других идеологий. Причем принципы эти допускают разные интерпретации, могут комбинироваться весьма причудливым образом, являются основанием для самых неожиданных, подчас опровергающих друг друга аргументов.

     На мой взгляд, к числу этих принципов относится:

 во-первых, индивидуализм, приоритет интересов индивидов перед интересами общества или группы. Этот принцип получал разное обоснование: от онтологических концепций, в которых отдельный человек с его естественными правами предшествует обществу, до этического понимания индивидуальности как высшей ценности. Он воплощался в разных интерпретациях взаимоотношений личности и общества: от представления об обществе как о механической сумме индивидов, реализующих собственные интересы, до более комплексного подхода, в рамках которого человек рассматривается как существо социальное, нуждающееся одновременно и в сотрудничестве с другими людьми, и в автономии. Однако идея прав индивида, из которой вытекают основные требования к общественному устройству, несомненно лежит в основе всех либеральных теорий, отличая их от нелиберальных подходов.

     Во-вторых, для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы личности. Хотя содержание прав, равно как и интерпретация свободы в ходе долгой истории либеральных идей претерпели существенные изменения, приоритет свободы как главной для либералов ценности остался неизменным. Сторонники «классического» либерализма трактуют свободу негативно, как отсутствие принуждения и видят ее естественные ограничения в равных правах других людей. Равенство формальных прав они считают единственным видом равенства, совместимым со свободой в качестве приоритетной ценности. Права индивидов сводятся ими к сумме «основных прав», в число которых входят политические свободы, свобода мысли и свобода совести, а также права, касающиеся независимости личности, подкрепленные гарантиями частной собственности. «Новые либералы» предлагают позитивное понимание свободы, дополняющее свободу равенством возможностей в качестве гарантии осуществления прав. Свобода в их понимании – это реальная возможность выбора, не предопределяемого ни другими людьми, ни обстоятельствами жизни самого индивида. В связи с этим «новые либералы» раздвигают рамки «основных прав», включая в них наиболее существенные социальные права.

Информация о работе Либерализм, его сущность и основные идеи