Ленинград во время блокады

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:03, доклад

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что Великая Отечественная война и блокада героического города Ленинграда стали одним из важнейшим событий 20 века в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Начало ВОВ и Ленинград накануне блокады 5
§2 Образование блокадного кольца вокруг Ленинграда 14
Глава 2. Оборона блокадного Ленинграда и ее итоги
§1 Героическая оборона защитников блокадного города 16
§2 Прорыв блокады Ленинграда 41
Заключение 44
Список источников и литературы 46

Работа содержит 1 файл

Доклад история.docx

— 83.30 Кб (Скачать)

     А пока на заводе выполнялся заказ, решили прокладывать по дну Шлиссельбургской губы "времянку" – двухжильный провод, типа звонкового, в хлорвиниловой оболочке. Барабан с проводом установили на колёсном буксире "Буй".

     Прокладка началась 6 сентября 1941 года. 18 – 20 сентября самолёты противника часто бомбили корабли, находившиеся в районе работ. Тонкий провод при этом рвался [14. С.193].

     К 28 сентября с завода поступил настоящий  кабель. Работы начались в тот же день. С наступлением темноты кабель прокладывали мористее малой трассы. К утру 30 сентября кабель был подан  на восточный берег Чёрная Сатама.

     На  последнем этапе резко ухудшилась погода. Маленький гидрографический корабль "Сатурн" заблаговременно  не успел уйти на базу. Начал отходить и "Буй". И в это время его  атаковали 2 фашистских самолёта. ТЩ-УК-4, которым командовал М.П. Рупышев, открыл по вражеским самолётам артиллерийский огонь. Вскоре фашистские самолёты отвернули в сторону, сбросив бомбы, который не причинили вреда нашим судам, не только что проложенному кабелю. Связь между городом и страной восстановилась, благодаря тем людям, которые, рискуя собственной жизнью, сумели закончить свою миссию [14. С.199].

     Война в своем грозном и смертном обличье пришла теперь и на Ленинградские  улицы. Первые бомбардировки города приходятся на 6 и 8 сентября. Заполыхало пламя пожаров, горели бадаевские продовольственные  склады, серьезно повредило главную  водопроводную станцию.

     Артиллерийские  разрывы на улицах тоже стали страшной, невероятной обыденностью, к которой  люди все-таки привыкали, как к чему-то неизбежному и неустранимому: "надо беречься, надо знать, по какой стороне улицы идти, успеть лечь, укрыться, вот собственно и все, что ты можешь сделать, а там уж как будет - война…" [14. С.202].

     Враг  нагнетал напряжение, страх, стараясь посеять панику, сломить, потрясти слабых, поколебать душу и волю сильных. Фашисты  сбрасывали с самолётов газету "Правда" на русском языке, в которой были напечатаны дискредитирующие статьи, наглое враньё, порочащее нашу армию  и главнокомандующих. Эта газета ни чем не отличалась от настоящей  газеты "Правда" и по формату  и по шрифту.

     Фашистские  средства массовой информации на весь мир трубили о "прогрессирующем" окружении Ленинграда. Судьба Ленинграда считалась решенной, Гитлер не сомневался, что город падет в самом  скором времени.

     Но  город стоял. Примерно на 400 км растянулись оборонительные линии, на которых наши войска противостояли группе армий "Север". Главные силы гитлеровцы выставили против Пулкова, Лигова, Урицка. Стоявшие там два орудия с "Авроры" до последней минуты крушили фашистские танки; увидев себя в окружении врагов, оставшиеся в живых краснофлотцы одного из расчетов укрылись в пороховом погребе и, когда гитлеровцы приблизились к ним, взорвали порох. У другого орудия завязалась рукопашная схватка, пятерых артиллеристов, получивших тяжелые раны, гитлеровцы схватили, в дикой злобе тут же облили их бензином и сожгли [14. С.206].

     8 ноября гитлеровцы с боем овладели  Тихвином. Сообщение о взятии  Тихвина берлинское радио передавало  каждые 30 минут на протяжении  целого дня; целый день над  Германией гремели бравурные  марши. 

     Обстановка  требовала быстроты действий 54-й  армии. Немцы за шесть-семь дней после  захвата Шлиссельбурга не могли  создать прочной обороны на протяжении 40 км по линии Мга – Шлиссельбург. На это и рассчитывала Ставка, требуя от маршала Кулика как можно быстрее начать наступление на противника. Однако командующий не спешил, ограничиваясь артиллерийским обстрелом вражеских позиций. Запоздалое и плохо подготовленное наступление 54-й армии кончилось неудачей. Хотя эта армия и сковала значительные силы противника и тем самым облегчила положение наших войск, оборонявшихся на южных подступах к Ленинграду, но задачу Ставки деблокировать город она не выполнила [9. С.193].

     Войска  Ленфронта понесли тяжёлые потери и находились в тисках блокады, но не были разбиты, более того, они  оказались в положении сжатой спирали, отчего становились более  опасными и грозными для противника.

     Первый  наиболее острый период сражения за Ленинград  не дал фашистам желаемого результата, цель не была достигнута, а время  безвозвратно потеряно. И фон Лееб понимал это. Опытный воин понимал, что преимущества внезапности кончились, его войска в преддверии зимы окончательно остановлены и находятся в незавидном положении. Продолжение штурма города приведёт только к огромным потерям и без того ослабленной армии.

     В это время Гитлер разъяренный  тем, что Лееб топчется вокруг Ленинграда и никак не может взять город  отстраняет его от командования группой "Север" и назначает на этот пост генерал-полковника Кюхлера. Гитлер надеялся, что новый командующий поправит дела своего предшественника [9. С.200].

     Осуществляя блокаду, он дела все, чтобы угодить фюреру, выполнить его приказ уморить население голодом. Топил суда, доставлявшие городу продовольствие, сбрасывал на парашютах мины большой взрывной силы, с дальнего расстояния обстреливал город крупнокалиберными снарядами. Все его действия доказывали, что Кюхлер стремился терроризировать население.

     За  сентябрь авиация противника совершила 23 налёта. В основном город бомбили  зажигательными бомбами и фугасами большой мощности. Часто возникали  пожары. У подъездов домов, на крышах несли вахту дежурные группы самозащиты. Очаги пожаров гасились усилиями пожарных команд при активной помощи населения прилегающих домов.

     Часть немецкой авиации базировалась на ближайших  к линии фронта аэродромах, что  позволяло вражеским пилотам  в несколько минут преодолевать расстояние до города, воздушные бои  часто происходили прями в  Ленинградском небе. Наши летчики  обладали исключительной решительностью – израсходовав боеприпасы, они шли на таран.

     В октябре немцы обстреливали уже  не только окраину и юго-западные районы, но и центр города. Из района Стрельны вражеские батареи вели огонь по Васильевскому острову. Артиллерийские обстрелы часто происходили вместе с воздушными бомбардировками и продолжались часами [14. С.212].

     В конце сентября противник стал сбрасывать на город бомбы и мины замедленного действия, методы, обезвреживания которых небыли известны – противник применял различные конструкции взрывателей. Ликвидация не взорвавшихся бомб часто производилась добровольцами, случалось, такие бомбы взрывались и разносили смельчаков в клочья.

     Враг  засылал в город шпионов и  провокаторов, задачей которых было насаждать панику и неуверенность  среди осажденных, доносить о размерах разрушений и передвижениях войск. Используя сложности со снабжением, вражеская авиация сбрасывала листовки, призывавшие к неповиновению властям. Многое применяли изобретательные нацисты, но успеха они не имели.

     Потеря  Шлиссельбурга вызвала серьезные  затруднения в Ленинграде. Прекратилось поступление боеприпасов, продовольствия, горючего, медикаментов. А противник  наседал. Эвакуация раненных приостановилась, в то время как с поля боя  их прибывало все больше и больше. Под госпитали были заняты здания университета, институт Герцена, Дворца Труда, Технологического Института, гостиниц "Европейская", "Англетер" и  многие другие.

     С первых дней осады Ленинград стал испытывать недостаток в электроэнергии. Не хватало топлива. С сентября был  введен жесткий лимит потребления  электроэнергии для всех предприятий  и для нужд населения. Чтобы иметь  резервное питание для важнейших  заводов, были использованы два мощных турбоэлектрохода, обеспеченные полным запасом топлива и поставленные в нужных местах на Неве.

     Были  также сформированы дежурные бригады  по ремонту водопровода на случай его повреждения, но фашистам не удалось  вывести из строя водоснабжение города [14. С.216].

     В сентябре – октябре противник совершал по несколько налетов в день и во всех случаях, независимо от количества появившихся самолетов, объявлялась воздушная тревога – люди уходили в укрытия, подвалы, специально вырытые щели и часто находились там по несколько часов до отбоя. Массовое отвлечение рабочих приводило к большому ущербу. Было принято решение при появлении одного – двух самолетов тревогу не объявлять. Рабочие настаивали, чтобы работа не прекращалась даже при налете большого количества самолетов, если нет непосредственной угрозы заводу. Пришлось пойти и на такой риск – фронт требовал оружия.

     Как только начинался обстрел, население  оповещалось об этом по радио, при  этом передавалось, какие улицы обстреливаются, давались указания, какой стороны держаться пешеходам, на каком опасном участке остановлено движение транспорта. Общественные учреждения работали по обычному графику, а торговля в магазинах производилась с 6.00 до 9.00 С.220].

     Противник производил обстрел города в различное  время. Но в часы окончания и начала работы открывал интенсивный огонь. Такая тактика фашистов, направленная на массовое убийство мирных жителей, была чудовищна и бессмысленна, и  может объясняться только мстительностью к осажденным за их сопротивление.

     Наша  авиация вела наблюдение за зоной  предполагаемых позиций тяжёлых  батарей противника. Артиллеристы засекали местонахождение неприятельских орудий по их первым выстрелам и открывали  ответный огонь, после чего обстрел  города прекращался.

     Военная защита города эффективно дополнялась  гражданской обороной, в которой  участвовало огромное количество людей. Пример Ленинградцев подтверждает, что  успешный отпор врагу зависит  не только от наличия дееспособной армии, но и от участия в борьбе всего народа.

     В обороне города исключительно важную роль сыграл Балтийский флот. Моряки давали достойный отпор врагу. Кронштадт  и его форты, корабельная артиллерия из своих орудий открывали ураганный  огонь по позициям неприятеля, причиняя серьёзный ущерб живой силе и  технике врага. С сентября 1941 года по январь 1942 года Балтийским флотом было выпущено по войскам противника 71508 снарядов крупного калибра [5. С.222].

     Николай Тихонов – известный советский поэт, переводчик и общественный деятель в годы Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. Как и все ленинградцы Н.С. Тихонов постоянно интересовался обстановкой на Ладожском озере, на героической трассе – "Дорога Жизни", внимательно следил за боевыми делами Ладожской военной флотилии.

     Приведенная ниже статья была напечатана в газете ЛВФ "За Родину" 3 октября 1942 года: "Ладога - дорога боевая" – "Ранней весной я летел над Ладогой. Зимняя дорога - "Дорога жизни" - кончилась. Уже были разводья. Уже снег почернел, лёд ломался. Кончался героический период, по которому шёл бесконечный поток грузов Ленинграду и фронту. Самолёт шёл почти бреющим полётом, и стало видно, как среди маленьких сосенок и елок стоят вмерзшие в снег крошечные суденышки.

     Но  я знал, что это не простая флотилия. Это могучий Ладожский флот с  экипажами испытанных моряков. И  действительно, наступили дни навигации, и каждое из этих маленьких судов  получило свою миссию, свой боевой приказ.

     Под обстрелом, под бомбежкой перевозили они день за днем пассажиров этого лета: эвакуируемых ленинградцев, детей, женщин, перевозили ценные грузы и все, что нужно для обороны великого города.

     По  волнующейся голубой дороге ладожских  вод в город устремились потоки продовольствия и боеприпасов. Ленинград  хорошо знал, кому он обязан каждым мешком муки, каждым кулем сахара, каждым ящиком крупы. Ленинград знал, что есть преданные и храбрые дети Родины, которые не выдадут, которые не подведут, которые найдутся в самых трудных обстоятельствах. Это – моряки Ладожской флотилии…

     Дорогие моряки Ладоги! Ленинград, великий боец, отразивший все атаки свирепого  врага, закованный в броню, сам наносит  сокрушительные удары. Он непреступен  благодаря постоянному бодрствованию  и совершенствованию своей обороны. Он тоже готовится к новой зиме, блокадной и суровой. Скоро Ладога покроется первым салом, потом и  ледяной корой. Наладить дорогу сразу  не удастся. Будет перерыв, когда  ни корабль, ни грузовик не смогут преодолеть водную преграду.

Информация о работе Ленинград во время блокады