Ленин и большевики в революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению роли Владимира Ильича Ленина в организации партии большевиков как партии профессиональных революционеров и его непосредственного участия в Русской революции 1917 года.

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время существует огромное количество взглядов и концепций, направленных на определении роли участия в февральских и октябрьских событиях 1917 года большевистской организации, однако единая точка зрения так и не сформирована.

Содержание

Введение 3

1. Россия в период и после Февральской революции 1917 г. 6
Россия в I Мировой войне. Предпосылки революции 6
Февральская революция и период двоевластия 9

2. Истоки большевизма. Ленин и большевики в феврале –

октябре 1917 г. 15

2.1 Возникновение большевизма 15

2.2 Большевики: попытки захвата власти и Октябрьский

переворот 18

3. Ленин в установлении большевистской диктатуры 25

3.1 Политические взгляды В.И. Ленина на государство 25

3.2 Установление большевистской диктатуры 28

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Ленин и большевики.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

     Возмущение большевиками, вызванное сообщением Переверзева, улеглось в результате полной пассивности и правительства и Исполкома. Боясь выдуманной контрреволюции «справа», они упустили уникальную возможность расправиться с настоящей контрреволюцией — слева. Большевики же вскоре оправились и возобновили борьбу за власть.[1,с.122]  Октябрьская революция  была крупным шагом на пути превращения феодального государства в буржуазное. Октябрь создал принципиально новое, Советское государство. Революция была вызвана рядом объективных и субъективных причин. К объективным прежде всего,  следует отнести классовые противоречия, обострившиеся  в 1917г.      а) противоречия, присущие буржуазному обществу,—антагонизм между трудом и капиталом. Российская буржуазия, молодая и неопытная, не сумела увидеть опасность грядущих классовых трений и своевременно не приняла достаточных мер к тому, чтобы по возможности снизить накал классовой борьбы.      

     б) конфликты в деревне, которые развивались еще острее. Крестьяне, веками мечтавшие отобрать землю у помещиков и прогнать их самих, не были удовлетворены ни реформой 1861 г., ни Столыпинской реформой. Они откровенно жаждали получить всю землю и избавиться от давних эксплуататоров. Кроме того, с самого начала ХХ века  в деревне обострилось новое противоречие, связанное с дифференциацией самого крестьянства. Это расслоение усилилось после Столыпинской реформы, пытавшейся создать новый класс собственников в деревне за счет передела  крестьянских земель, связанного с разрушением общины.       

     в) национальные коллизии. Национальное движение, не слишком сильное в период 1905-1907 гг., обострилось после Февраля и постепенно нарастало к осени  1917 г.       

     г) слабость Временного правительства и всего государственного аппарата,  созданного им. Если сразу после Февраля Временное правительство обладало каким-то авторитетом, то чем дальше,  тем более  оно его теряло, будучи неспособным  решить насущные проблемы жизни общества, прежде всего, вопросы о мире, хлебе, и земле. Одновременно с падением  авторитета Временного правительства росло влияние и значение  Советов, обещавших дать народу все то, чего он жаждал. [22,с.88]                                Наряду с объективными важное значение имели и субъективные факторы. Одним из таких факторов была широкая популярность в обществе социалистических идей. Так, марксизм стал к началу века своего рода модой в среде российской интеллигенции.[14,с.93]   

     Существование в России партии, готовой повести  массы на революцию—партии большевиков  тоже сыграло немаловажную роль. Эта партия не самая большая по численности тем не менее, была наиболее организованной и целеустремленной.      

     К 16 октября большевики имели в  своем распоряжении две организации, номинально подчиненные Совету: Военно-революционный  комитет — чтобы осуществить переворот, и Второй съезд Советов — чтобы придать этому перевороту видимость законности. Теперь они могли потеснить и Временное правительство с его военным командованием, и Исполком с его Советами. ВРК и съезд Советов призваны были провести в жизнь решение, тайно принятое большевиками 10 октября, — захватить власть.[17,с.136]     Тактика ЦК заключалась в том, чтобы спровоцировать правительство на репрессивные меры и затем начать переворот под прикрытием лозунга защиты революции.       

     ВРК направил в части, стоявшие в Петрограде и в пригородах, 200 «комиссаров». Это были в основном молодые деятели Военной организации большевиков, принимавшие участие в июльском путче и недавно вышедшие из заключения под честное слово. Затем, 21 октября, он созвал в Смольном совещание полковых комитетов. В речи, обращенной к собравшимся представителям войск, Троцкий подчеркнул опасность «контрреволюции» и призвал гарнизон сплотиться вокруг Совета и его органа, ВРК[2,с.156].  22 октября, узнав о попытке ВРК взять на себя командование гарнизоном, Штаб округа предъявил Совету ультиматум: если он не отменит своих распоряжений, будут приняты «решительные меры». Желая выиграть время, большевики «в принципе» приняли ультиматум и, не прекращая действий, связанных с осуществлением переворота, предложили начать переговоры. В тот же день между Штабом и ВРК было достигнуто соглашение о создании «консультативного органа», который будет представлять Совет в Штабе округа. 23 октября в Штаб была направлена делегация ВРК, официально — для переговоров, но в действительности — для «рекогносцировки»[10,с.163-164]. Действия эти привели к желаемому результату, то есть удержали правительство от ареста Военно-революционного комитета. В ночь с 23-го на 24 октября кабинет министров отдал распоряжение о закрытии двух ведущих большевистских газет и, для сохранения равновесия, — соответствующего числа правых газет, включая «Живое слово», опубликовавшее в июле информацию о контактах Ленина с немцами. Для охраны стратегических пунктов, в том числе Зимнего дворца, были посланы войска. Но когда Керенский потребовал полномочий для ареста ВРК, его убедили не делать этого, поскольку между ВРК и Штабом идут переговоры для уяснения расхождений в позициях[16,с.178].       Завершающий этап большевистского переворота состоялся утром, во вторник, 24 октября, когда Штаб округа осуществил полумеры, предписанные правительством накануне ночью.      

     Ранним  утром юнкера взяли под охрану ключевые объекты. Два или три  отряда были посланы для защиты Зимнего  дворца. К ним присоединились: так называемый Женский батальон смерти, состоявший из 140 добровольцев; некоторое количество казаков; отряд самокатчиков; сорок инвалидов под командованием офицера, имевшего протезы вместо обеих ног; несколько артиллерийских расчетов[10,с.263-264]. Ночью с 24 на 25 октября большевики методично захватывали все стратегические объекты, расставляя всюду пикеты. Захватив Центральную телефонную станцию, большевики отключили все телефонные линии, связывающие с Зимним дворцом, кроме двух, которые не были зарегистрированы. К тому времени Зимний дворец остался единственным зданием, находившимся в руках правительства. Ленин настаивал на том, чтобы министры были арестованы прежде, чем Второй съезд Советов будет официально открыт и объявит низложенным Временное правительство.[21,с.111] В 18 часов 30 минут Военно-революционный комитет предъявил Временному правительству ультиматум: либо оно сдается, либо по дворцу будет открыт огонь с крейсера «Аврора» и из Петропавловской крепости. В 21 час открыл огонь крейсер «Аврора». Поскольку на борту не было боевых снарядов, он сделал одиночный выстрел холостым и замолк, обеспечив себе этим почетное место в легендах об Октябре. Два часа спустя начался артобстрел из Петропавловской крепости, на этот раз настоящими снарядами, но прицел был настолько неточен, что из тридцати пяти снарядов только два достигли цели, причинив небольшие разрушения[2,с.174]. С наступлением ночи защитники Зимнего, потеряв надежду на прибытие обещанного подкрепления, начали расходиться. После полуночи заполнившая дворец толпа уже крушила и грабила его роскошные интерьеры. Зимний дворец пал.      

     Победа  Октябрьской революции привела  к резкому изменению расстановки  политических сил в России. Пролетариат  стал господствующим классом, а большевистская партия - правящей. Переустройство общества осуществлялось на социалистических началах, поэтому свергнутые эксплуататорские классы оказывали всемерное сопротивление, которое вылилось в кровопролитную гражданскую войну. После Октябрьской революции мир раскололся на два лагеря: капиталистический и социалистический. Социализм стал реальным явлением мировой истории, произошел процесс перехода человечества к новому социальному качеству.  
 
 
 
 
 
 

     3. Ленин в установлении большевистской диктатуры 

     3.1 Политические взгляды В.И. Ленина на государство 
 

     Владимир  Ильич Ленин опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».

     Вторая  причина, под действием которой  государство является по своей природе классовым установлением,– комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса.

     Третья  причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса),– осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т.д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.[26, с. 24]

       Конкретное содержание феномена «диктатура класса» Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая «раскрепощенность», совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами»[26,с.48]. «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть».[26, с.50]

     Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки  сущности государства как классовой  диктатуры – это восприятие и  оценка демократии, свободы, права, принципов  гуманизма, в частности сложившихся  в досоциалистическую эпоху, как  малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны,– быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства.

     Анализируя  проблему «государство и революция», Ленин писал: «Переход государственной  власти из рук одного в руки другого  класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия».[26,с.33] Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства.

     Ленин мыслит акцию разрушения буржуазной государственности очень конкретно. В первую очередь как слом бюрократических  и военных институтов государственной  власти, ликвидацию репрессивного аппарата, как замену на ключевых постах управления государства прежних чиновников верными идее революции представителями рабочего класса. Но дело этим не ограничивается. Разрушение старого, ранее существовавшего государства должно заключаться, по Ленину, кроме того, в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства государства.[26,с.38]

     К вопросу о свободе, взятой во всех ее аспектах и реализуемой только посредством институтов демократии и права, Ленин на протяжении всей своей революционной деятельности оставался в целом равнодушным. Он вообще был антилибералом. Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе. Ему оно нужно для насильственного подавления своих противников. Круг противников пролетариата, в первую очередь подлежащих насильственному подавлению, изъятию из свободы, Ленин очерчивает преднамеренно неконкретно. В противники пролетариата записываются не только фабриканты и купцы, помещики и кулаки, царские чиновники, буржуазная интеллигенция, но и те, кто их так или иначе обслуживал. Сверх того, в противники пролетариата зачисляются также хулиганы, жулики, спекулянты, волокитчики, бюрократы, лодыри, все подпадающие под буржуазное влияние люди

Информация о работе Ленин и большевики в революции