Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 07:53, контрольная работа
Еще на заре Советской власти, В. И. Ленин выдвинул идею создания на Урале и в Западной Сибири великого угольно-металлургического комбината, получившего название Урало-Кузнецкого. Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), основанный волей, работой народа в когда-то неразвитом, но чрезмерно богатом природными ресурсами Кузнецком крае, выражается живым олицетворением ленинской идеи.
Введение…………………………………………………………… 3
Общие сведения…………………………………………….... 4
История строительства………………………………………. 5-8
Деятельность КМК в советские годы……………………….. 9
Проектирования КМК…………………………………………10-12
Заключение…………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………..14
Подготовка
строительной базы, сооружение в первую
очередь подсобных предприятий и цехов
имели огромное значение. Когда пришло
время приступать к закладке фундаментов
металлургических агрегатов, Кузнецкстрой имел свой металл, свои
огнеупоры, мог на первых порах изготовлять
у себя даже железные конструкции.
Строительство Кузнецкого
металлургического комбината велось в чрезвычайно
сложной обстановке. Несмотря на всю важность Кузнецкстроя,
страна не могла обеспечить его многими
строительными материалами. По всей стране
их не хватало, хотя принимались действенные
меры к выполнению решения ноябрьского
(1928 г.) Пленума ЦК ВКП(б) о всемерном развитии
производства строительных материалов.
Только
с помощью В. В. Куйбышева, в то
время председателя ВСНХ СССР, были
приняты заявки Кузнецкстроя на строительные материалы.
Чтобы получить грузовые автомашины, пришлось
обратиться к Наркому обороны К. Е. Ворошилову,
который и помог Кузнецкстрою
приобрести первые грузовики.
Не в меньшей степени
затруднял строительство недостаток денежных
средств. Сокращение финансирования с
14 млн. руб., предусмотренных генеральным
планом на 1928/29 г., до 4 млн. руб. заставило
значительно сжать программу работ, этого
года.
Были
трудности и другого порядка.
Штаб руководства стройкой находился
на расстоянии около 500 км от строительной
площадки. О каком оперативном
руководстве могла быть речь, когда
езда из Томска до Кузнецка занимала два
дня, а зимой – четыре.
В первое время завод работал плохо. В зиму 1932-33 года замерзали водопроводы, смерзалась в камень руда в бункерах, льдом покрывались пути. Американцы даже предложили остановить на зимние месяцы завод. Но самоотверженность, энтузиазм советских людей сделали то, что зарубежным специалистам казалось неисполнимым. Завод начал набирать темпы, давать стране все больше и больше металла.
К 1936 году Кузнецкий металлургический комбинат был уже на полном ходу. Были освоены и местные угли и руды.
Домны — главная забота Бардина — работали спокойно. Расширялись рудники, продолжал строиться и завод.
Детищем И. П. Бардина стала центральная заводская лаборатория, в которой он имел свой второй кабинет и проводил в нём еженедельно целый рабочий день.
Также по инициативе И. П. Бардина на КМК был создан технический музей комбината. При научно-техническом музее комбината создан мемориальный музей академика — его домашний кабинет и библиотека, переданные комбинату в дар его женой Л. В. Бардиной.
Особое значение И. П. Бардин придавал технической библиотеке, созданной уже в 1933 году.
Во
время 1941—1945 КМК выпускал оборонную
продукцию. 9
мая 1985 года
в память о героическом вкладе Кузнецкого
металлургического комбината в разгром
немецко-фашистских войск был торжественно
открыт Мемориальный музей боевой и трудовой
славы кузнецких металлургов.
4. Проектирование КМК
Одной из важнейших задач в период подготовки строительства было проведение работы по уточнению генерального плана, изготовлению рабочих чертежей и заказу оборудования. Она была выполнена успешно благодаря тому, что на Кузнецкстрое с самого начала сформировался хорошо подобранный коллектив специалистов, основные силы которого были направлены на проектирование как решающий участок.
Утвержденный Гипромезом генеральный план Кузнецкого завода нужно было уточнить на месте, увязать с заводской площадкой. Во второй половине 1929 г. и начале 1930 г. он подвергся существенной переработке.
И. П. Бардину и Г. Е. Казарновскому представилась возможность воплотить в жизнь идею о наиболее рациональной планировке завода, хотя сравнительно небольшие размеры и чрезвычайно пересеченный рельеф заводской площадки создавали при этом значительные трудности.
Планировка
основных цехов осталась без изменений.
Но главное было не в этом. По проекту завод
располагался на нескольких горизонтах,
теперь был выбран так называемый командующий
уровень. Это позволило все главные производственные
процессы вести на одной планировочной
отметке, дало возможность в дальнейшем
расширить завод, укрупнить агрегаты.
Полностью избежать расположения цехов
на нескольких уровнях не удалось, но рельеф
местности был умело, использован в интересах
производства (например, расположение
на разных планировочных отметках охладительного
бассейна и электростанции, шихтового
двора мартеновского цеха и рабочей площадки
печей).
Коренные изменения были внесены в расположение
путей внутри завода. По проекту основные
грузы должны были перевозиться по перекрещивающимся
путям. Проектировщики Кузнецкстроя устранили этот недостаток
и максимально усовершенствовали планировку
железнодорожных путей. Не стало встречных
потоков, вагоны пошли по путям в одном
направлении. Пути были специализированы:
одни предназначались для транспортировки
руды, другие - угля, третьи - для продукции
горячих цехов и т. д. Этим самым исключалась
возможность задержек и столкновений
и могла быть обеспечена повышенная, скорость
движения. В отдельных местах, чтобы избежать
пересечения нескольких железнодорожных
путей, решено было строить туннели, которые
не предусматривались проектом и были
заимствованы из практики немецких заводов.
Проектировщики остроумно использовали
рельеф площадки, пропустив шлаковые пути
через туннель. Так возникли шлаковый
и северный путепроводы. Изменения в путевом
хозяйстве И. П. Бардин считал большим плюсом
плана Кузнецкого завода.
Когда
специалисты фирмы «Фрейн»
Не
поправил их в этом и Гипромез. Когда
строители, руководствуясь эскизным проектом,
стали делать разбивку основных цехов
на площадке, они увидели, что ось завода,
дойдя до Конобенихи, поворачивала в сторону,
вдоль речки и поднималась дальше в гору.
Нивелировка местности показала, что,
если следовать проекту, придется снимать
массу земли. А главное, заводская площадка
искусственно укорачивалась. За Конобенихой
оказалась хорошая площадка, ровная и
невысокая. Решено было перенести на нее
огнеупорный (шамото-динасовый) цех.
А воды речки Конобенихи без особых трудностей
отвели в сторону, пропустив через трубы,
уложенные под землей.
Впоследствии на этом
месте расположились здание стриппера
и нагревательные колодцы блюминга. Засыпка
Конобенихи и перемещение шамото-динасового цеха
значительно удлинили заводскую площадку.
В план северной части площадки были внесены
и другие существенные поправки, которые
дали возможность со временем значительно
расширить производственные мощности завода.
27 октября 1929 г. И. П. Бардин доложил на совещании при Главчермете обо всех изменениях, внесенных в генеральный план. В связи уточнением генплана и имея в виду, что в первые годы работы завод будет базироваться на магнитогорской руде, было решена повысить годовую производительность завода в объеме его первой очереди до 505 тыс. т. чугуна, а полезный объем доменных печей увеличить с 710 до 821 куб. м.
30 ноя6ря 1929 г. уточненный генеральный план завода и новый план прокатного цеха были одобрены правлением Гипромеза и 3 декабря утверждены Главчерметом.
Рабочее
проектирование Кузнецкого завода
было выполнено всецело в Советском Союзе
при консультации фирмы «Фрейн». Это позволило
сберечь валюту, а главное, как вспоминал
руководитель объединения «Новосталь»
И. В. Косиор, «лучше обеспечило строительство
проектным материалом, чем создало основание
более успешного хода строительства по сравнению с Магниткой».
Вместе с тем, на проектировании завода
выросли замечательные кадры, перешедшие
затем на строительство и на эксплуатацию Кузнецкого
и других металлургических заводов.
По словам бывшего, директора Гипромеза
М. Н. Бурова, разработка проекта Кузнецкого
гиганта и подготовка людей к строительству явились прекрасной
школой для советских инженеров.
Заключение
Кузнецкстрой был особой стройкой. Завод и город сооружались в далекой Сибири в Кузбассе, суждение о которой издревле вязалось с суровым и безлюдным краем, краем дикости, каторги и ссылки. Оттого история Кузнецкого металлургического комбината (КМК) - это история превращения малоразвитой каторжной Сибири в край мощной индустрии и высокоразвитого сельского хозяйства Кузбасс. Возведенный при содействии всей страны в кратчайшие сроки, Кузнецкий металлургический комбинат (КМК) стал базой гражданского и промышленного строительства на обширных пространствах Сибири и соседних с нею районов.
Тысячам
потребителей - на предприятия, стройки,
железные дороги,
гидроэлектростанции - отгружает свою
продукцию Кузнецкий металлургический комбинат.
В научно-техническом музее Кузнецкого
металлургического комбината (КМК)
выставлена светящаяся карта с множеством
цветных линий: они
обозначают маршруты, по которым направляется кузнецкий
металл. Продукцию с маркой
«КМК»
знают не только во всех уголках нашей
страны, но и далеко за ее
пределами. Лучшие специалисты Кузнецкого
металлургического комбината (КМК),
рабочие-новаторы охотно передают свой
опыт зарубежным друзьям.
История Кузнецкого металлургического комбината
(КМК) -
это история создания передовой отечественной
металлургии.
Давно миновали те времена, когда новокузнечане многие новшества заимствовали из американской и европейской практики.
Сейчас сибирские металлурги Кузбасса успешно конкурируют с передовыми капиталистическими фирмами в достижении высоких технико-экономических показателей.
Список использованной литературы
Информация о работе Кузнецкий металлургический комбинат: история проектирования и строительства