Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:23, реферат
15 апреля 1943 года Гитлер утвердил Директиву № 6, в которой конкретизировались задачи войск в наступательной операции, получившей наименование "Цитадель". Учитывая выгодное положение немецких войск в районе Курского выступа, директива намечала двумя ударами по сходящимся направлениям по основанию этого клина — одним с севера из района южнее Орла, а другой с юга из района Белгорода — окружить и уничтожить советские войска, находящиеся в районе Курска. Этой операции придавалось особое значение. "Я решил, — заявил Гитлер в этом документе, — ...осуществить первое в этом году наступление "Цитадель".
Накануне Курской битвы.
Планы и цели Германии и Советского Союза.
Расстановка сил и подготовка к битве.
Курская битва (5 июля – 23 августа 1943г.).
Начало битвы. Оборонительные действия Советской армии (5 – 12 июля 1943г.).
Танковое сражение под Прохоровкой (12 июля 1943г.).
Орловская наступательная операция (12июля – 18 августа 1943г.).
Белгородско-Харьковская наступательная операция (3 – 23 августа 1943г.).
Героизм советских воинов в Курской битве.
Итоги Курской битвы.
Значение Курской битвы.
План:
Введение.
Немецко-фашистское командование пришло к выводу, что самым удобным участком для нанесения решительного удара является выступ в районе Курска, получивший название Курской дуги.
15 апреля 1943 года Гитлер
утвердил Директиву № 6, в которой
конкретизировались задачи
Гитлеровское руководство полагалось на то, что новая техника — танки «тигр», «пантера», штурмовые орудия «Фердинанд» принесут победу. Эти тяжеловесные машины немецких конструкторов имели очень толстую броню, были малоподвижны. На «Фердинандах» и части «тигров» не были установлены пулеметы, и эти машины были уязвимы в ближнем бою. Но тевтонская гигантомания сделала свое дело. Гитлер и высший генералитет уверовали, что в их руках чудо-оружие.
По окончательному варианту плана операции с севера в направлении на Курск должна была наступать 9-я армия генерал-полковника В. Моделя группы армий "Центр" (командующий генерал-фельдмаршал Г. Клюге). Эта ударная группировка имела в своем составе 6 танковых, одну моторизованную и 15 пехотных дивизий: 460 тысяч человек, около 6 тысяч орудий и минометов и до 1200 танков и штурмовых орудий. Для обеспечения левого фланга ударной группировки планировался вспомогательный удар на Малоархангельск.
В полосе группы армий "Юг" намечалось нанести два удара: один - силами 4-й танковой армии генерал-полковника Г. Гота вдоль шоссе Обоянь-Курск; другой — оперативной группой "Кемпф" - из района Белгорода на Корочу. Всего в ударной группировке группы армий "Юг" насчитывалось 24 дивизии, в том числе 15 пехотных, 8 танковых и одна моторизованная, которые насчитывали 440 тысяч человек, около 4 тысяч орудий и минометов, до 1,5 тысяч танков и штурмовых орудий.
8 апреля 1943 года И. В. Сталин рассмотрел доклад Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, присланный с Воронежского фронта, в котором он докладывал свое мнение о возможных действиях противника весной и летом 1943 года. Содержание доклада было таким: «...понеся большие потери в зимней кампании 42/43 года, … противник вынужден будет весной и в первой половине лета 1943 года развернуть свои наступательные действия на более узком фронте... Видимо, на первом этапе противник нанесет удар... в обход Курска с северо-востока и ...юго-востока... Противник... может бросить против нашей курской группировки до 15 — 16 танковых дивизий общей численностью до 2500 танков... Для того чтобы противник разбился о нашу оборону… нам необходимо как можно быстрее... расположить стратегические резервы в районе Курской дуги (Ефремов — Ливны — Касторное — Новый Оскол — Валуйки — Россошь — Лиски — Воронеж — Елец).
Переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью упреждения противника считаю нецелесообразным. Лучше будет, если мы измотаем противника в нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника».
Советское командование имело сведения о подготовке немецких войск к наступлению. Было принято решение преднамеренно перейти к обороне на Курском выступе. В ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки противника и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.
Основной замысел, предложенный Жуковым в предстоящей операции, был великолепным развитием мер, которые он нашел самыми эффективными в яростных боях под Москвой и Сталинградом. Все вращалось вокруг его намерения разрешить немецкой армии начать сражение, ринуться по всему фронту, обнаружив свои самые уязвимые места, как только разгорится бой.
К весне 1943 г. на советско-германском фронте наступило относительное затишье. Обе воюющие стороны готовились к продолжению борьбы. В планах военно-политического командования Германии захват Советского Союза по-прежнему занимал главное место. После очевидного поражения фашистов в Московской и Сталинградской битвах распространилась легенда о «сезонности» победы Красной армии, которая якобы могла наступать только зимой.
К проведению операции враг готовился тщательно. Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, немецко-фашистское командование перебросило из Франции и Германии в район южнее Орла и севернее Харькова 5 пехотных дивизий. Особенно большое внимание оно уделяло сосредоточению танковых соединений. Стягивались также крупные силы авиации. В результате противнику удалось создать сильные ударные группировки. Одна из них, состоявшая из 9-й немецкой армии группы "Центр", находилась в районе южнее Орла. Другая, включавшая 4-ю танковую армию и оперативную группу "Кемпф" группы армии "Юг", располагалась в районе севернее Харькова. Против западного фаса Курского выступа была развернута 2-я немецкая армия, входившая в состав группы армий "Центр".
Проведя тотальную мобилизацию ресурсов Европы, Германия увеличила военное производство. Отсутствие второго фронта в Западной Европе позволило перекинуть военные силы в центр действующего фронта и тем самым восполнить понесенные людские потери. Немецкие войска на востоке пополнились боевой техникой, в том числе новыми тяжелыми танками типа «Тигр» и «Пантера» и штурмовыми самоходными орудиями «Фердинанд», а также более совершенными самолетами - истребителями «Фокке-Вульф — 190А» и штурмовиками «Хенкель-129». Все эти силы были включены в состав армий «Юг» и «Центр», которые должны были участвовать в предстоящей военной кампании, получившей кодовое название «Цитадель».
Линия фронта к началу летне-осенней компании 1943 г. проходила от Баренцева моря к Ладожскому озеру, далее по реке Свирь к Ленинграду и далее на юг; у Великих Лук она поворачивала на юго-восток и в районе Курска образовывала огромный выступ, глубоко вдававшийся в расположение вражеских войск; далее от района Белграда пролегала восточнее Харькова и по рекам Северский Донец и Миус тянулась к восточному побережью Азовского моря; на Таманском полуострове она проходила восточнее Тимрюка и Новороссийска.
Командование вермахта после принятия директивы выделило для проведения операции 50 дивизий, в том числе 14 танковых и 2 моторизованные, 3 танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий, что составляло около 70% танковых, 30% моторизованных и более 20% пехотных дивизий, действующих на советско-германском фронте. Перед Курским выступом сосредоточилось около 10 тыс. орудий и минометов, почти 3 тыс. танков, среди которых были практически все новые танки «Пантера» и «Тигр», неуязвимые для советских 76-миллиметровых дивизионных пушек.
Советское командование располагало сведениями о подготовке противником крупного наступления в районе Курского выступа и приняло меры по укреплению Советских вооруженных сил. Были сформированы новые танковые и механизированные корпуса и мощные авиационные соединения.
В войска поступили самоходные артиллерийские установки. Ставка приняла решение временно перейти к преднамеренной обороне и подготовить на Курской дуге, которую занимали войска двух фронтов: Центрального под командованием К. К. Рокоссовского и Воронежского под командованием Н. Ф. Ватутина, мощный заслон.
На Курском выступе в составе двух фронтов была развернута мощная группировка войск, насчитывавшая 1,3 млн. человек, 3306 танков, около 20 тыс. орудий и минометов, а также почти 3 тыс. боевых самолетов. Была создана глубоко эшелонированная оборона: минные поля, окопы и траншеи. Она состояла из 8 оборонительных полос и рубежей.
Ставка выделила из своих резервов дополнительные силы и объединила их в Степной военный округ под командованием генерал-полковника И. С. Конева, насчитывавший в общей сложности более 500 тыс. человек, более полторы тысячи танков и около 7,5 тыс. орудий и минометов.
Благодаря точным сведениям нашей разведки советскому командованию стал известен не только день, но и час начала наступления немецких войск. Еще в апреле 1943 г. главнокомандующий Западным фронтом Жуков выступил в ставке с докладом о возможных действиях противника. Он не только смог предугадать основные моменты наступления вражеских войск, но и вычислил силы противника. Интересно то, что план предстоящей операции был подписан Гитлером только через неделю после доклада Жукова.
Именно Жуков предложил не начинать наступление Красной Армии, а организовать жесткую оборону, к которой стали готовиться основательно. Основной задачей был разгром танковых группировок противника, после чего планировалось провести контрнаступление.
Согласно стратегической наступательной операции «Цитадель», с севера на Курск должна была наступать 9-я армия генерал-полковника В. Моделя группы армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала Г. Крюге, состоящая из 6 танковых, одной моторизованной и 15 пехотных дивизий. Для прикрытия левого фланга этой ударной группировки намечался дополнительный удар на Малоархангельск.
Группа армий «Юг»
также участвовала в
В ночь с 4 на 5 июля командующему Центральным фронтом маршалу Рокоссовскому доложили о взятом в плен немце, который утверждал, что наступление начнется через несколько часов. Жуков совместно с Рокоссовским приняли решение провести упреждающий артиллерийский обстрел. Перед рассветом на участках сосредоточения ударных группировок противника на обоих фронтах советские войска провели мощную артиллерийскую контрподготовку, в результате которой немецкие войска понесли небольшие потери. Впоследствии Жуков вспоминал, что этот удар имел скорее психологическое значение, особо крупных потерь противнику он не нанес, однако задержал начало его наступления на несколько часов.
Гитлер запросил мнение генерала Моделя — ему предстояло наступать с севера от Орла, — сколько времени потребуется для достижения Курска. Три дня, гласил ответ. Через год Гитлер плакался: «У меня похолодели ноги: немецкие войска за трехдневный бой будут истреблены».
Немцы пригнали и свезли под Курск все, что считалось лучшим в вермахте. К началу июня на курском направлении гитлеровцы имели свыше 900 тыс. личного состава, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, примерно 2 тыс. самолетов.
Противостоявшие им фронты — Центральный и Воронежский — имели более 1300 тыс. человек личного состава, 19 тыс. орудий и минометов, около 3500 танков и самоходных артиллерийских установок, более 2 тыс. самолетов. Непосредственно в их тылу развернулся еще Степной фронт И. С. Конева — до 580 тыс. человек личного состава, 8500 орудий и минометов, более 1600 танков. Как видим, мы существенно превосходили врага в силах и средствах.
В районе Курского выступа у нас было восемь оборонительных полос общей глубиной до 300 километров. Объем быстро проведенных работ поражает — только окопов и траншей отрыли почти 10 тыс. километров! На всех танкоопасных направлениях — минные поля, противотанковые районы, рвы. Везде широкие полосы проволочных заграждений, некоторые из них под током. Наши саперы сумели замаскировать огромные оборонительные сооружения. Противнику даже при разведке с воздуха не удалось установить, что таится в глубине нашей обороны.
В ночь с 4 на 5 июля командующему Центральным фронтом маршалу Рокоссовскому доложили о взятом в плен немца, который утверждал, что наступление начнется через несколько часов. Нашей разведке удалось установить: немецкое наступление начнется в 3 часа утра. Жуков совместно с Рокоссовским приняли решение провести упреждающий артиллерийский обстрел.