Купечество во второй половине 18 века

Автор: Олеся Sedova, 12 Октября 2010 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.
В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли.

Содержание

1)История возникновения купечества…………………………...3
2)Так что же такое купечество и кто такие купцы?...................4
3)В эпоху 18 века……………………………………………………6
4)Купцы и экономика во второй половине 18 века…………....10
5)Ставропольское купечество…………………………………….13
6)Сибирские купцы………………………………………………….15
7)Иркутские купцы…………………………………………………..18
8)Заключение………………………………………………………..20
9)Список литературы……………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

готовая история предпренимательства.doc

— 126.00 Кб (Скачать)
lign="justify">В-третьих, купечество от мещан отличалось «лишь названием, да большей зажиточностью», что подтверждает тезис об «общей среде». Поэтому  для купечества мещанство выступало  «меньшей братией». И наоборот, для мещан купцы были как «старшая братия». В-четвертых, купцы считали мещан «чернью».

Возникает вопрос: как мог вчерашний мещанин, а  ныне купец 3-ей гильдии, так относиться к прежнему сословию? Нормы христианской морали не позволяли этого. Напрашивается вывод: так могли относиться к мещанам лишь зажиточные купцы, т. е. 1-ой и 2-ой гильдий. Для того, чтобы понять откуда у городского головы Устимовича столь критическое отношение к купечеству приведем еще одну цитату из той его речи; «...когда понятие "гражданин" применялось лишь к тому богачу-счастливцу, который, отторговавши в купечестве известное число лет по первой гильдии, получает лишь за то самое, а не за что другое, звание почетного гражданина»Сказано это было в сравнении с потомственным почетным гражданином Ф. А. Семеновым. Будучи дворянином и занимая пост всесловного городского головы в 1871—1874 годах, П. А. Устимовичу не всегда удавалось повести за собой и «расшевелить» на реформы консервативное городское купечество. Отсюда и острые выпады в адрес этого сословия, его сущности. Налицо и известная проблема взаимоотношений между дворянством и купечеством, которое многие недолюбливали в силу ряда причин и считали представителей особенно первых двух гильдий «выскочками».

Таким образом, само «высшее» купечество в образе жизни отличалось от своих «коллег» по сословию.

Повседневная  сторона жизни купечества была схожа  с другими сословиями. Весело среди  купеческого населения проходили  различные празднества, выливавшиеся в массовые народные гуляния. Кроме традиционных праздников, отмечались дни бракосочетаний царствующих особ и членов императорской фамилии. В день бракосочетания будущего императора Александра II «от бедной хижины простолюдина, до роскошных палат богача не было уголка, в котором бы садясь за стол, и выходя из-за стола не пили за Государя Императора и Государыню Императрицу и за надежду России Государя Наследника», Редкий дом не украшался тогда «щегольским вензелем, с надписью: «16 Апреля 1841 года».

Из материалов, хранящихся в областном архиве, в фонде И. В. Гладкова, можно видеть, что в праздничные дни купцы посылали друг другу и знакомым свои поздравления, приглашения на обеды, бракосочетания. Часты были приглашения на отпевания своих родных, а затем на их помины в дома.

Дома, в которых жили купцы, были разные. Представители первых двух гильдий имели, как правило, каменные, чаще всего, двухэтажные особняки, находившиеся часто на главных городских улицах. При этом они владели и домами не столь крупными, которые могли располагаться в других частях города. Преобладали здания деревянные на каменном фундаменте. Таковые же были и у мещан, чиновников и других жителей.

По смерти, лица купеческого звания, как и  все, отпевались в своих приходских церквях и погребались, как правило, на ближайшем от дома городском кладбище. Некоторые устраивали себе и родным фамильные склепы. Памятники купцам, как правило, отличались величественностью (при наличии необходимых средств), делались чаще всего из пород мрамора и гранита.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Карамзин Н.М. Предания веков. Москва: "Правда", 1988, 766 с.)    
 
 

Купцы и экономика во второй половине XVIII в. 

     В экономике России второй половины XVIII в. начинается процесс                     разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. Экономика вплотную столкнулась с развивающимися рыночными отношениями. Крепостнический уклад остаётся господствующим, однако к концу XVIII в. в экономике складывается капиталистический строй. Помещичье хозяйство активно втягивалось в рыночные отношения. Это в значительной мере было связано со стремлением дворян получить от своих поместий больше денег для оплаты своих возраставших непроизводственных расходов. Во второй половине XVIII в. начал подрываться такой важный признак феодальной системы как рутинность сельскохозяйственной техники. Происходил резкий перелом в традиционных методах хозяйства, переход к торговому земледелию. Сельское хозяйство всё решительнее втягивалось в рынок.

Крестьянское  сельское хозяйство перестает быть замкнутым (натуральным). В поместьях усиливалась эксплуатация крестьян, поскольку только таким путём купцы могли увеличить производство сельскохозяйственной продукции и продать её на рынке. В Черноземье помещики постоянно увеличивали объём отработочной ренты (барщины), доводя её иногда до 6 дней в неделю. В малоплодородных нечерноземных губерниях крестьян всё чаще переводили на денежный оброк, заставляя тем самым всё активнее участвовать в рыночных отношениях. Распространился процесс "отходничества" крестьян на фабрики и заводы, ослаблявший внеэкономическое принуждение. В этих условиях возникало имущественное расслоение крестьян. Ещё, в отличие от Западной Европы, русский крестьянин в силу погодных условий занимался сельским хозяйством не с февраля по ноябрь, а с апреля- мая по август-сентябрь да и вообще погодные условия (особенно в нечерноземных губерниях) оставляли желать лучшего.

 Основным очагом, где формировались новые капиталистические отношения, была промышленность. Во второй половине XVIII в. росло число мануфактур. К концу века их насчитывалось около двух тысяч. В стране существовали три типа мануфактур: казенные, вотчинные и купеческие (крестьянские). Во второй половине XVIII в. активно развивалась внутренняя и внешняя торговля. Если в первой половине XVIII в. торговля по своему характеру, размерам, формам имела много общего с торговлей XVII в., то во второй половине XVIII в., особенно в его последней трети, появляются черты зарождавшейся капиталистической эпохи.

К ним можно, например, отнести появление магазинной торговли. Однако развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем.

       Переход к наемной форме труда для помещиков был невыгоден, так как лично зависимые крестьяне были дешевой и бесправной рабочей силой. Основной отраслью российской экономики по-прежнему было сельское хозяйство.

   В отличие от помещичьих, кулацкие хозяйства широко применяли наемный труд. К концу XVIII в. кулаки выращивали в два раза больше товарного хлеба, чем помещики, хотя владели таким же количеством земли. И всё-таки, во второй половине XVIII века начинается разложение феодально-крепостнической системы. Она заключается в уничтожении дворянской монополии на землю, значит и на владение крестьянами. До середины XVIII века земля могла принадлежать только дворянам. В 1768 Екатерина II подписывает указ о запрещении использования труда приписных и посессионных крестьян, и о том, что крепостные могут принадлежать только дворянству. Возникает проблема рабочих рук на купеческих мануфактурах. Согласно

второму указу  Екатерины II, создать мануфактуру  может кто угодно, однако обеспечить ее рабочими руками может только дворянин. Поэтому купцы вынуждены идти по другому пути: нанимать вольнонаемных.

Появлялась  потребность в рынке наемной  рабочей силы. И начинают появляться мануфактуры капиталистического типа. Откуда брались наемники? Появляются изменения в социально-экономическом плане. Во второй половине XVIII века меняются формы ренты. До XVII века натуральная рента, с XVII века отработочная рента, а далее преобладает денежная рента. Почему? Петр первый изменил образ жизни дворян и они переехали в города, а там нужны деньги. Им нужны не только продукты. Поэтому крестьян начинают переводить на денежную ренту. Со второй половины XVIII века сильно развиваются крестьянские промыслы. Понятно, что возникают не повсеместно. Там, где промыслы не возникали, крестьяне должны были уходить на заработки. Таких крестьян стали называть отходниками. Отходник - крестьянин, который уходит на заработки с разрешения помещика. Он оставляет свою семью, уходит в город и нанимается на работу, на 3-5 лет. Зарабатывает ренту, приезжает, отдает и уезжает снова. Таким образом, движения "отходничества" способствует появлению капиталистического элемента - рынка рабочей силы.

 При этом  собственное хозяйство забрасывается.  В землях, где не было отходничества,  была другая ситуация, но результат тот же. Там начинает преобладать барщина, а порой крестьянина переводят на месячину, когда крестьянин работает на помещика несколько месяцев. Получается, хоть денежная рента, хоть месячина – крестьянин забрасывает хозяйство.

Тем самым  попадает на обеспечение помещика. Т.е. он превращается в раба. При денежном оброке и месячине крестьяне втягиваются в товароденежные отношения. Они создают огромное количество урожая, который помещик может продать. Иными словами, втягиваются в рынок и уходят от натурального хозяйства.

      Таким образом, хотя закрепощение крестьян продолжалось и даже усиливалось, всё больше крестьян втягиваются в рыночные отношения (чаще всего причиной этому является нарастающий гнёт со стороны помещиков), то есть создаются предпосылки для разложения феодально-крепостнической системы. В 18 веке, с расширением границ государства и открытием новых торговых путей, возможности гороховецких купцов резко снизились, они стали беднеть, уезжать или превращаться в заводчиков, ремесленников и даже крестьян. Построенное на века в 18 веке теперь декорация, в которой живут сегодняшние крестьяне и безработные пролетарии Гороховца. С 1919 года, когда Грабарь побывал в Гороховце, коммунисты не дремали, и сегодня на правом берегу Клязьмы уже не два десятка белокаменных храмов, а, на глазок, десяток. Между ними сияют белизной на солнце коттеджи «старых русских»: дом Канунниковых, дом Судоплатовых, дом Шориных – сохранилось 5 особняков конца 17 века. Глубже других – вплоть до подвала – можно познакомиться с домом Ершова, в котором неплохой краеведческий музей.

  Рассмотрим еще города, в которых преобладало купечество.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 (История России. Учебник для ВУЗов. М. Н. Зуев. Изд. ПРИОР. 199)

                     
     

           

                 Ставропольское купечество

 

       Первое упоминание о ставропольских  купцах встречается уже в 1737 году. На плане крепости были выделены дома для расселения купцов. Благодаря настойчивым просьбам В.Н.Татищева, желающие торговать здесь получали права на беспошлинную торговлю. Такая привилегия возымела свое действие. Уже через 3 года после выхода указа о строительстве Ставрополя, в 1740 году, в городе возникла купеческая слобода, состоявшая из 20-ти купеческих домов. В 1744 году гражданское население города составляло всего 300 человек, из них 127 – купцы. Была целая купеческая слобода. Ставропольские купцы в 18 веке торговали платками и тканями, а также съестными припасами – рыбой, салом, арбузами.

        С развитием города укреплялось  и богатело купечество, являющееся  зеркалом отношений в обществе. В Государственном архиве Самарской области хранится книга, называемая «Список купцов, мещан и праздного населения города Ставрополя за 1834 год». Судя по этому документу, в городе в то время проживало 18 семей купцов третьей гильдии, а вместе с женами и детьми в это сословие входили 50 человек. Здесь встречаются фамилии Г.Кузнецова, К.Скалкина, А.Буторова, Г.Шведова, В.Пантелеева, Г.Сусликова и других. В 1850 году в городе проживало уже 50 купцов третьей гильдии (вместе с членами семей их начитывалось 300 человек)

       Наибольшим размахом в Ставрополе и уезде отличался купец Н.А. Климушин. Он имел 58 торговых заведений – 2 в Ставрополе, 1 – в Мелекессе, остальные – в крупных волостных селах. Профиль его торговли – бакалея и мануфактура, в том числе меха и канцтовары. Купец имел 16 приказчиков, объем оборота составил 420 тысяч рублей с прибылью 21 тысяча рублей (так было заявлено в налоговом присутствии). Имел в Ставрополе 8 домов.

       С.Г. Третьяков торговал тканями,  А.Т. Пискунов – готовым платьем,  С.М. Головкин – лесным товаром,  В.С. Сидоров – мясом и колбасой, И.М. Черкасов – живой рыбой. Железный и скобяной товар можно было купить у Н.Поплавского, а кожевенный товар – у Д.А. Баныкина.

       Многие ставропольские купцы  нажили капитал на торговле  зерном. Скупая хлеб по одной  цене, они хранили его всю зиму, а весной вывозили в Рыбинск и в Москву. В 1900 году из Ставрополя был вывезен 1 миллион пудов зерна. Богатейшим хлеботорговцем был Иван Александрович Дудкин. Он основал семейный торговый дом «Дудкин И.А. с сыновьями». Семья владела несколькими домами и амбарами. В.Н. Климушин, наследник Николая Александровича Климушина, тоже владел 5 амбарами вместимостью в 290 тыс. пудов.

    Кроме  лавок и магазинов ставропольские  купцы заводили предприятия. В  городе в 1897г. было 25 заводов (2 кожевенных, 3 овчинных, 1 мыловаренный , 19 кирпичных). Но это были не заводы, а заведения. Около 100 ремесленных заведений изготавливали одежду и обувь, пекли хлеб, В городе работали 6 трубочистов, 3 ювелира и даже 1 иконописец.

     Лавки и магазины (их было 93) имели оборот торговли в 850 тысяч рублей. Если учесть, что 1 фунт хлеба стоил 2-3 копейки, а мясо 15-20 копеек за фунт, то доход ставропольские купцы имели немалый, но при этом сборы с торговых заведений пополняли бюджет города лишь на 8%.

      Что касается уезда, то здесь картина была иная. В уезде в 1879 году было 36 заводов и промышленных заведений. «Памятная книга Самарской губернии за 1891 год» дает нам представление о профиле промышленных заведений в уезде и их владельцах. Например, В.А. Литкенс имел поташное заведение в селе Архангельское, С.Я. Липатов – рогожное заведение в Старой Майне, С.В. Таратин – паровую мельницу в Мелекессе, А.Я. Шабашкин – шерстобитное заведение в селе Терентьевское, Х. Алеев – в селе Мулловка, с оборотом в 355 тыс. руб.

Информация о работе Купечество во второй половине 18 века