Автор: Олеся Sedova, 12 Октября 2010 в 11:54, контрольная работа
Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.
В Древней Руси употреблялось два термина - "купец" (горожанин, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, торгующий с другими городами и странами). С 13 века появляется термин "торговец". Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо - Восточной Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли.
1)История возникновения купечества…………………………...3
2)Так что же такое купечество и кто такие купцы?...................4
3)В эпоху 18 века……………………………………………………6
4)Купцы и экономика во второй половине 18 века…………....10
5)Ставропольское купечество…………………………………….13
6)Сибирские купцы………………………………………………….15
7)Иркутские купцы…………………………………………………..18
8)Заключение………………………………………………………..20
9)Список литературы……………………………………………….21
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Сызранский
филиал
Заочная
форма обучения
г. Сызрань,
ул. Людиновская, 23, тел. 37-12-88
Фамилия, Имя, Отчество
Курс
1
группа
107
Специальность
Финансы
и Кредит
Контрольная работа
№
1
Вариант
19
По дисциплине
История
Предпринимательства
На тему
Купечество во второй
половине 18 века
Дата получения работы деканатом ______________________
Дата получения работы на кафедру______________________
Дата
рецензирования работы________________________
Дата возвращения работы в деканат_____________________
Дата получения работы студентом ______________________
1)История возникновения купечества…………………………...3
2)Так что же такое купечество и кто такие купцы?...................4
3)В эпоху 18 века……………………………………………………6
4)Купцы и экономика во второй половине 18 века…………....10
5)Ставропольское купечество…………………………………….13
6)Сибирские купцы…………………………………
7)Иркутские купцы…………………………………
8)Заключение………………………………………………
9)Список литературы……………………………………………….
Торговые посредники появляются в период разложения первобытнообщинных отношений, однако необходимым элементом социальной структуры купечество становится лишь в классовом обществе, развиваясь с ростом общественного разделения труда и обмена и в процессе развития распадаясь на различные имущественные группировки: на одном полюсе выделяется богатое купечество, представляющее торговый капитал, на другом - мелкие торговцы.
В
Древней Руси употреблялось два
термина - "купец" (горожанин, занимающийся
торговлей) и "гость" (купец, торгующий
с другими городами и странами). С 13 века
появляется термин "торговец". Первое
упоминание о купечестве в Киевской Руси
относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее
крупных экономических центрах возникли
первые купеческие корпорации. Процесс
роста купечества был прерван монголо-татарским
нашествием и возобновился в Северо - Восточной
Руси на рубеже 13-14 веков. Развитие городов
и численный рост купечества привели к
выделению наиболее богатых и влиятельных
групп купцов-гостей в Москве, Новгороде,
Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде
и др. В это время, как и раньше, накопление
купеческих капиталов происходило главным
образом в сфере внешней торговли.
(Энциклопедия для
детей Ч. 1 и 2 (История России
и ее ближайших соседей). –
Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995. –
670 с.
Так что же такое купечество и кто такие купцы?
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях господства частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров). Купечество - организованная сила. Они управляют почти всеми торговыми процессами в городе, совместно добиваются от муниципалитета льгот и привилегий, и всем видом стараются показать, что главные в городе именно они. Они платят основные налоги, они управляют экономикой, они даже могут выставить небольшое ополчение, если понадобится. В конце концов, в их руках основные денежные потоки, государство все больше зависит именно от них. В будущем они ассимилируют дворянство, превратив его в буржуазию, но пока это процесс только в самом начале.
Они обладают имиджем. Им крайне важно иметь доброе имя и надежные связи, на этом держится все их существование. Их мало интересуют предки, им важнее надежность капиталовложений. Им важно держать марку - хотя бы внешне. Им очень важно, как они выглядят при парадных выходах в церковь - как они одеты, сколько у них слуг, родственников и сторонников. По этим выходам будут делать выводы об их благосостоянии, и выводы эти должны быть позитивными.
Они посещают все крупные службы и стараются занимать в соборе самые почетные места. Основные пожертвования в собор - именно от них, что можно проверить по надписям на пожертвованных предметах.
Как
и все люди, они подвержены несчастным
случаям и болезням, и, как правило,
лечатся где угодно, смотря по уровню
доходов и личному
Они подписывают договора и заключают сделки - на бумаге, при нотариусе, со всеми положенными печатями. Бумагу они уважают и относятся к ней очень серьезно, в отличие от прочих классов общества. Заключение договора - это процесс, долгий и красивый.
Они - буржуазия, в их среде зарождается буржуазная культура. Они весьма трепетно относятся к таким вещам, как мебель, интерьер, костюм и еда. В их среде уже постепенно входит в моду вешать в гостиной натюрморты. Они не вытирают руки о скатерть, и не швыряю кости на пол. Они не держат охотничьих собак и соколов, и вообще не уважают развлечений. Их время стоит дорого.
К
лицам купеческого звания полагалось
обращение «Ваше
степенство».
(История Европы, т. 3 - От средневековья к новому времени. Москва: "Наука", 1993, 654 с.)
В эпоху 18 века
Кратко состояние торговли в России 18 века Н.М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новгороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмарка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя.
Образ жизни и быт купечества во многом определялся еще с XVIII века законодательными актами, устанавливавшими ряд внешних отличий и типичных особенностей ряда представителей купеческого сословия.
Прологом в этом направлении стало «Городовое положение» 1785 года, давшее начало понятию «купеческое общество», возглавляемое старшинами и определившее его права и обязанности.
В данном документе наиболее ярко была показана такая сторона повседневного образа жизни, как способ передвижения купцов в городе. Так, купцам 1-й гильдии разрешалось ездить по городу в карете парою. Купцам 2-й гильдии разрешалось то же самое, но лишь в коляске. Эти два сословия были свободны от телесных наказаний. Купцам 3-ей гильдии запрещалось ездить по городу в карете и впрягать летом и зимой более одной лошади.
Многие из купцов желали получить права почетных граждан, которые, согласно своему положению, освобождалисьот подушного оклада, от рекрутской повинности, от телесных наказаний, могли участвовать в выборах по недвижимой в городе собственности, избираться в городские общественные должности не ниже тех, куда избирались купцы первых 2-х гильдий, иметь право называться «почетными гражданами», не записываться в ревизские сказки, а в свои особые книги. Получить почетное гражданство можно бьло, имея звание коммерции- или мануфактур-советника, либо получив с 30 октября 1826 года один из российских орденов, либо беспорочно пребывая и неся службу в своей гильдии по истечении определенных сроков (для 1-ой гильдии — 10 лет, а для 2-ой — 20 лет).
Также
почетными гражданами могли
Дети купцов входя во взрослую жизнь, принимая участие в торговле родителей и помогая им. Наглядно это можно видеть на примере жизни курского астронома-самоучки Ф. А. Семенова: «Когда юный Ф. А. начал укрепляться в силах и подрастать, отец отправлял его часто, под присмотром приказчиков, по торговым делам своим: весною и летом за покупкою скота на разные ярмарки, а зимою за покупкою рыбы на Дон и в Таганрог. Осенью же, по приказанию отца Ф. А. занимался вместе с работниками на бойне и продавал мясо в мясном ряду»
Одной из особенных черт купечества середины 18 века был определенный консерватизм, пассивность в некоторых начинаниях. Вот как об этой черте, в частности, выразился председатель Курского губстаткомитета князь Н. Н. Голицын в вопросе о переводе Коренной ярмарки в Курск: «Одним из существенных препятствий к успешному его разрешению было желание иногороднего купечества оставаться при прежних условиях ярмарочного быта, прежних обычаях и порядках — желание столь согласное с рутинными приемами нашего купечества, и с опасением его каждой реформы и нововведения». Подобная черта свойственна купцам была ввиду возможности любого неверного решения, от которого они могли потерять все состояние или скоро разориться.
Отношения курского купечества с другими сословиями однозначно оценить нельзя. Для их характеристики, обратимся к речи первого всесословного городского головы Курска П. А, Устимовича, произнесенной им 18 мая 1874 года при открытии памятника на Никитском кладбище астроному Ф. А. Семенову.
Она представляется очень интересной: «И так, Семенов, как вы слышали, преодолев все препятствия, все трудности, предрассудками и невежеством его семьи и его сословия созданная, покинул курское мещанство; но он покинул эту среду не для поступления в купечество, как это обыкновенно бывает, и к чему так стремятся мещане. Не в эту столь общую и родственную с мещанством среду влекло его, не в то общество, которое, в сущности, лишь названием, да большею зажиточностью отличается от меньшей братии или черни, какою купцы считают мещан». Из этих слов можно сделать ряд выводов. Во-первых, мещане стремились попасть в купечество и покидали с этой целью свое сословие. Соответственно, наполнялась, в первую очередь, 3-я гильдия. Во-вторых, купечество и мещанство были родственны между собой и составляли «общую среду», т. е. принадлежали они к категории «городских обывателей».