Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:18, реферат
В истории Древней Руси известно два термина - "купец" (городской житель, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, путешествующий и ведущий торговые дела с другими городами и даже странами). Уже в 13 веке появляется термин "торговец". Первое документальное упоминание о купечестве на Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных городах возникают первые купеческие союзы.
Возникновение купечества в России.
Привилегированное сословие.
Вклад купечества в русскую культуру, образование, науку.
Выдающиеся представители российского купечества.
Заключение.
Список литературы.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание вместе с коллекцией брата в дар городу Москве. Вскоре на заседании Московской городской думы дар братьев Третьяковых был официально принят. Он включал 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и 8 рисунков иностранных мастеров, главным образом французских и немецких второй половины XIX века. Он оставался бессменным попечителем Галереи до последних своих дней. Заботился о своем детище, по-прежнему приобретал картины, и не только на деньги города, но и на свои собственные, передавая покупки музею уже в качестве дара. Благодаря стараниям основателя в течение 1893–1897 годов в коллекцию поступило более 200 работ.
В признание огромных заслуг перед столицей П.М. Третьяков был признан почетным гражданином Москвы.
Рябушинские
Род Рябушинских берет свое начало, как и многие другие купеческие роды от крестьянской семьи, желавшей не прозябать в глухой деревне, а выйти в люди на поприще торговли, проявив всю свою сноровку, находчивость, хваткость, интуицию, начать свое коммерческое дело.
Рябушинские были ярыми сторонниками старообрядческой веры и не отказались от своих конфессиональных воззрение даже при нажиме власти и под угрозой потери своего промышленного дела. Это сыграло не малую роль в образе их жизни и оказало значительное влияние на меценатскую деятельность. Широкая благотворительная деятельность старообрядцев была связанна с оказанием конкретной помощью страждущим, скорбящим и болящим, с поддержкой образования, медицины и других сфер жизнедеятельности, кропотливое собирание и сохранение бесценных реликвий старой Руси. Рябушинские скупали иконы, резьбу по дереву, домашнюю утварь и передавали их стоявшим в глухих лесах скитам. Старообрядцы не жалели денег, спасая от истребления неоценимые сокровища родной старины, собирая их в своих домах и часовнях.
Помимо коллекционирования, Рябушинские
организовывали выставки, занимались
выпуском периодических изданий, реставрировали
реликвии старины, занимались активной
политической деятельностью, некоторые
представители семейства
Яков Фризер
В среде сибирского купечества
не последнее место занимает баргузинский
купец Яков Давыдович Фризер. Сын,
сосланного на поселение в Сибирь
еврея, стал крупным золотопромышленником,
«выдающимся по богатству», как его
характеризовали местные
Пожалуй, ни одно совещание «как нам обустроить Сибирь» не обходилось без выступления Фризера. По приглашению Иркутского генерал-губернатора он был участником совещаний о путях сообщения, о рыбопромышленности и об устройстве почтового пароходства в верховьях Лены. Сделанные им доклады были опубликованы. Переехав в начале XX в. в Иркутск, он не затерялся в столице Восточной Сибири: был членом распорядительного комитета Сибирского отдела Географического общества, где сделал доклад «Железнодорожные варианты от Сибирской магистрали в Ленский бассейн как головной участок будущей дороги Лена-Амурская через Якутск». Представив Иркутскому генерал-губернатору докладную записку об экономической и стратегической важности сухопутного пути от Читы до Баргузина и Байкала, Фризер пожертвовал 1000 рублей на поиски этого пути.
Пожертвования в пользу бедных, на нужды образования были приняты в сибирской купеческой среде. Яков Фризер внес деньги на строительство каменного здания библиотеки и музея в Якутске, в 1898г. пожертвовал 1600 руб. на постройку училища в Баргузине, за что был награжден серебряной медалью «За усердие». Спустя несколько лет для возведения нового здания училища он пожертвовал еще 1000 рублей. Кроме того, для оборудования ремесленного класса выделил училищу 1000 руб., на общественную библиотеку — еще 500 и 300 руб. обществу вспомоществования учащимся. Пожертвовал он и 1000 руб. для выдачи беспроцентных ссуд нуждающимся. Фризер был, пожалуй, самым уважаемым человеком в Баргузине
Николай Чукмалдин
Наш земляк, и мы только-только начинаем постигать масштаб личности знаменитого предпринимателя, благотворителя, мецената XIX века и, по сути, первого крупного коллекционера в нашем крае – он в свое время собрал и передал в дар музею Александровского реального училища огромное собрание уникальных предметов, редчайших книг. Кстати, по подбору книг коллекция могла посоперничать с императорской публичной библиотекой Санкт-Петербурга…
Удивительный
человек, совершивший путь от простого
крестьянина до
купца-предпринимателя очень высокого класса,
который сам выучился
грамоте. Уроженец села Кулаково, что недалеко
от Тюмени, он известен
тем, что на своей малой родине построил
церковь и школу, посадил сад.
В Александровском реальном училище на его средства учащимся один раз в году давались особые денежные премии – по истории, экономике и географии. Кроме того, для особо одаренных и способных учеников были установлены стипендии.
Чукмалдин тратил огромные деньги
не только на покупку книг, но и на уникальные
коллекции оружия, и на экзотические предметы.
Те же братины из коллекции древнерусской
утвари, утверждают специалисты, в Сибири
как-то не прижились, были большой редкостью.
Но у Чукмалдина они все-таки
оказались и благополучно сохранились
до наших дней. Он умудрился
привезти сакральные предметы – костюм
и куклу самурая – чуть ли не из
самой закрытой (и строгой в плане соблюдения
национальных традиций)
страны XIX века – Японии.
Николай Мартемьянович жил во времена Сергея и Павла Третьяковых, основавших знаменитую Третьяковку, нередко бывал у них в гостях, и их подвиг на ниве культуры был для него в хорошем смысле поводом для подражания. А Чукмалдин был натурой увлекающейся. Понимая, что городу нужен музей, он неоднократно обращался в городскую Думу с просьбой предоставить соответствующие площади.
Андрей Текутьев
Крупный предприниматель,
городской голова и меценат Текутьев
внес поистине огромный вклад в развитие
родного города. Купец первой гильдии,
владелец паровых мельниц и пароходов,
производитель свечей и мыла жил
не только интересами своих предприятий.
Не равнодушный к судьбам людей, он знал их нужды,
желания и стремился помочь. Андрей Текутьев
на собственные средства построил на территории
Аптекарского сада двухэтажную каменную
больницу на 128 мест (ныне это больница
№ 1 на Ленина), им же было начато строительство
еще одной больницы на Доудельной, где
был предусмотрен рентгеновский и хирургический
кабинеты. Он основал и содержал Тюменский
театр, открыл ремесленное училище с литейной
мастерской (сейчас здесь расположен географический
факультет ТГУ), отдал один из своих домов
под школьные классы, построил народную
школу в родной деревне Борки Тюменского
уезда, обучение в которой было бесплатным.
Ему же принадлежит создание библиотеки,
открытой в честь столетия Пушкина. В разные
годы Андрей Иванович был членом комитета
по обеспечению продовольствием нуждающихся
жителей Тюмени, председателем комитета
городского Владимирского сиропитательного
заведения. Он выделял крупные суммы на
благоустройство улиц и укрепление набережной
Туры. Много славных дел успел совершить.
— Даже тем, что Транссибирская железная
дорога прошла через Тюмень, дав толчок
развитию сельского хозяйства и промышленности
нашей территории, мы обязаны Текутьеву,
— сделал в своей речи ударение Владимир
Якушев. — Именно благодаря его усилиям
удалось добиться изменения проекта в
пользу Тюменско-Омской линии.
5. Заключение.
Все вышесказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. Характеризуя “золотой век” меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения). Меценатство в России в конце XIX -начале XX веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия.
Хочется думать, что традиция благотворительной
деятельности состоятельных людей
России не ушла в вечность вместе с
этими и многими другими
6. Список литературы.