Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:18, реферат
В истории Древней Руси известно два термина - "купец" (городской житель, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, путешествующий и ведущий торговые дела с другими городами и даже странами). Уже в 13 веке появляется термин "торговец". Первое документальное упоминание о купечестве на Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных городах возникают первые купеческие союзы.
Возникновение купечества в России.
Привилегированное сословие.
Вклад купечества в русскую культуру, образование, науку.
Выдающиеся представители российского купечества.
Заключение.
Список литературы.
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
на тему:
«Купечество в России»
Тюмень 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
В истории Древней Руси известно два термина - "купец" (городской житель, занимающийся торговлей) и "гость" (купец, путешествующий и ведущий торговые дела с другими городами и даже странами). Уже в 13 веке появляется термин "торговец". Первое документальное упоминание о купечестве на Руси относится к 10 веку. В 12 веке в наиболее крупных городах возникают первые купеческие союзы. Рост купечества, его прогресс, приостановило монголо-татарское нашествие на Русь. В 13-14 веках с развитием городов и ростом купечества начали выделяться наиболее богатые и влиятельных группы купцов-гостей в Москве, Новгороде, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде. В это время, как и раньше, накопление купеческих капиталов происходило главным образом в сфере внешней торговли. Объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее и их разрушением.
Купцы вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей. С XVII в. крупное купечество стало соединять торговлю с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и др. отраслях промышленности, а с XVIII в. – в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной и др., т.е. начался процесс формирования русской национальной буржуазии.
С целью расширения социальной опоры самодержавия в городах, а также в фискальных (сбор налогов) интересах, правительство в 1775 г. пошло на создание привилегированного гильдейского (гильдии – объединения) купечества. В новую сословную организацию купечества вошла буржуазия русских, украинских и белорусских городов, крупные и средние купцы, представители нарождавшегося банковского и сохранявшегося ростовщического капитала. Остальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.
2. Привилегированное сословие.
Купечество - привилегированное сословие в России XVIII-начала XX вв. Жалованная грамота городам 1785 г. определила сословные права и привилегии купечества. Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины. Купцы имели право свободного передвижения - так называемая "паспортная льгота". Для поощрения купцов было введено почетное гражданство.
Сословный статус купца определял имущественный ценз. С конца XVIII в. купечество делилось на 3 гильдии. Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 % от общего капитала. Это затрудняло доступ в Купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX в. и до 1917 г. купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70-80 % относилось к третьей гильдии.
К началу XX в. сословные
границы купечества потеряли четкость,
многие богатые представители
В первой половине XVIII в. формировались торговые привилегии купечества. В 1709 г. всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 г. была образована сословная группа "торгующих крестьян". Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года.
До гильдейской реформы 1775 г. в официальных документах посадских зачастую считали купечеством. Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т.д.
Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 г. Сенат издал указ о "неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами".
С 1775 года по 1785
год гильдейские сборы
Указом от 29 декабря 1812 г. сословно-податная группа "торгующих крестьян" была восстановлена. Торгующие крестьяне получили сравнимые с купечеством торговые права. При этом им не обязательно было записываться в купечество. Это также не способствовало росту количества купцов.
После гильдейской реформы Е. Ф. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размер объявленных капиталов был снижен до уровня 1812 года. Вновь начался приток мещан в третью купеческую гильдию. Этому способствовало также выделение особой группы "торгующих мещан". Торгующие мещане для торговой деятельности должны были получать промысловые свидетельства, стоимость которых была сопоставима с гильдейским сбором III купеческой гильдии. Кроме этого вступление в купечество повышало социальный статус. В 1826-1827 гг. категория торгующих мещан была отменена.
В 1830-1850-е годы отмечалось значительное поступление в купечество крестьян. Основную массу из этой группы составляли выходцы из государственных крестьян.
В 1834 г. Госсовет принял решение ограничить привилегии сибирских бухарцев. Им теперь разрешалось торговать без уплаты гильдейских пошлин только на границе и в своём городе. Это вызвало массовый приток в купечество азиатских торговцев. В 1854 г. они уже выделяются в специальную группу купцов-"магометан".
В Сибири в XVIII веке началось сокращение служилых людей, и замещение их регулярными войсками. Служилые люди записывались в купечество и разночинцы. Поступление в купечество бывших военнослужащих значительно сократилось в первой половине XIX в.
В конце XVIII века в купечество интенсивно переходили представители цеховой сословной группы. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились.
Манифест от 1 января 1807 г. разрешил дворянам записываться в две первые купеческие гильдии, а с 1827 г. дворяне могли записываться и в третью гильдию. После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён, или родственников.
Во временные, купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах.
Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х гг.. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях.
"Положения о государственном
промысловом налоге" от 8 июня 1898
г. разрешило заниматься
Чины коммерц- и мануфактур-советника были введены в 1800 г. для поощрения предпринимателей. Они соответствовали к XIII классу табеля о рангах. Получить их могли только купцы, пробывшие "беспорочно" не менее 12 лет подряд в первой гильдии. Получение такого статского чина давало купцам привилегии, близкие к дворянским.
3. Вклад купечества в русскую культуру, образование, науку.
Вклад купечества в русскую культуру, образование, науку неоценим. Имена Третьяковых, Мамонтова, Строгановых, Дежнёвых, Хабаровых, Демидовых, Шелиховых, Барановых и многих других высятся вехами расширения и укрепления России. Например, купец Козьма Минин навсегда вошёл в русскую историю, как спаситель Руси от иноземной оккупации. Многочисленные монастыри, церкви, школы, больницы, приюты для престарелых, картинные галереи и пр. в большой мере создавались и поддерживались купцами. Только в конце прошлого века начали вспоминать этих достойных граждан России, их дела. Только в Москве в кон. 19 - нач. 20 вв. именитыми купеческими династиями осуществлены крупнейшие «начинания в области культуры, просвещения, общественного призрения, медицины и науки», такие, как Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский Театральный музей, Частная опера С.И. Мамонтова (родился в г. Ялуторовске), Московский художественный театр (основал К.С. Алексеев-Станиславский), Морозовские клиники, Алексеевская, Солодовниковская, Солдатенковская, Бахрушинская больницы, приюты и дома бесплатных квартир Боевых, Ермаковых и др., Шелапутинская и Медведниковская гимназии, Капцовское училище, Александровское и Набилковское коммерческие училища, Торговые школы Морозовых и многое, многое другое
4. Выдающиеся представители российского купечества.
Давайте вспомним о некоторых представителях некогда славного сословия купцов. Одной из отличительных особенностей русского предпринимательства являлась изначально присущая ему активная благотворительная деятельность, корни которой восходят к христианским традициям помощи страждущим на Руси.
В основном это были образованные, умные, предприимчивые люди, меценаты, коллекционеры. Вот только некоторые из представителей этого сословия:
Савва Мамонтов
По уточненным данным Савва Мамонтов родился 2 октября 1841 года в Ялуторовске в купеческой семье. Метрическая запись о рождении и крещении Саввы 9 октября в Ялуторовской Вознесенской церкви обнаружилась в Тобольском государственном архиве. В сороковые годы в Ялуторовске на поселении проживала значительная группа декабристов. Отец Саввы Иван Федорович был дружен со многими из них. В конце сороковых семья Мамонтовых перебралась в Москву. После амнистии, дарованной декабристам, Иван Федорович принимал в своем московском доме Матвея Муравьева-Апостола, Александру Ентальцеву. Встречи с ними сказались на развитии Саввы, воспитали в нем дерзкое желание преобразований, активность в практической деятельности, то есть качества, которые проявлялись и в деловых ситуациях, и на поприще искусств. Заслуги Саввы Мамонтова в истории России трудно переоценить. Это он, промышленник, провел железную дорогу на север, в Архангельск и Мурманск – страна получила выход к океану. Построил железную дорогу на юг, к Донецкому угольному бассейну. Это он, меценат, дал могучий толчок развитию русского оперного искусства, открыл миру Федора Шаляпина. Это в его частном театре имела огромный успех опера Римского-Корсакова «Садко». Благодаря Мамонтову Россия узнала имя Мусоргского. Мамонтов всерьез занимался оперной режиссурой, постигал ее реалистические принципы, работал с молодым Шаляпиным над образом Грозного в «Псковитянке», над Борисом Годуновым в опере Мусоргского. Римский-Корсаков специально для театра Мамонтова написал «Царскую невесту» и «Сказку о царе Салтане». В опере Мамонтова родились эстетические принципы создания целостного спектакля, которые были положены в основу молодого Художественного театра. «Моим учителем эстетики» называл Мамонтова Станиславский.
Третьяковы
Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, который жил в Малоярославце. В Москве предки Павла Третьякова обосновались в 1774 году. Первые покупки художественных произведений, сделанные Павлом Третьяковым, относятся к середине 1850-х годов. На Сухаревке, где он покупал книги, 24-летний купец приобрел 11 графических листов. Через год у него появились картины, написанные маслом, в основном голландских мастеров. Позднее Третьяков отдал предпочтение русским художникам. Еще в 1853 году появилось "Описание картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова". Личное знакомство с этой коллекцией в 1856 году, посещение Эрмитажа в Петербурге и побудило Павла Михайловича к собирательству. На первых порах он покупал работы своих еще мало известных современников. Картина В.Г. Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853) одной из первых появилась у Третьякова в 1856 году. Это год и считается временем рождения Третьяковской галереи. В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были примечательные строки: "Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи". Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность. Один из старейших сотрудников основателя музея вспоминал, что Третьяков "определенно говорил: "Картины будут принадлежать всему народу". И нам, служащим галереи, постоянно внушал, что мы охраняем и заботимся о народном достоянии". Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе". "Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи", – писал он в одном из писем Л.Н.Толстому. Требовалось недюжинное здоровье, чтобы ежегодно четыре раза ездить в Кострому на свою фабрику, не пропускать международные выставки в Европе, попадать вовремя на российские академические и передвижные выставки. Младший брат Павла Михайловича Сергей Третьяков тоже был собирателем, очень ценилась его коллекция французской живописи. Собственная мануфактура и Галерея занимали у П.М. Третьякова много времени. Но, кроме того, он был членом советов и ученых комитетов ряда учебных заведений, принимал деятельное участие в жизни Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Не без его участия был создан университетский музей античного искусства в Москве, ставший впоследствии Музеем изящных искусств. Павел Третьяков оплатил сделанные с античных памятников из музеев Рима слепки.