Купцы-путешественники

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка.
Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными путями, нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Это обусловлено охотой на них.Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты - обычное явление у тех же австралийцев.

Содержание

Введение
I. Торговля в средневековой Европе
II. Марко Поло
III. Афанасий Никитин
IV. Ибн Баттута
V. Су - Лейман
VI. Америго Веспуччи
VII. Джованни Кабота
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа bcn.docx

— 31.11 Кб (Скачать)

Контрольная работа

На тему: Купцы-путешественники

По дисциплине: Всеобщая история

Выполнил:

студент IIIкурса,

ОЗО, 300 группы

Николаева Л.А.

Челябинск 2011 г.

Содержание

Введение

I. Торговля в средневековой  Европе

II. Марко Поло

III. Афанасий Никитин

IV. Ибн Баттута

V. Су - Лейман

VI. Америго Веспуччи

VII. Джованни Кабота

Заключение

Библиография

Введение

Как свидетельствуют исследования археологов и историков, уже в  глубокой древности первобытному человеку была свойственна регулярная кочёвка.

Постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. При этом человек следовал определёнными  путями, нередко используя тропки, протопленные дикими стадными животными. Это обусловлено охотой на них.Почти у всех первобытных племён и народностей был широко распространён обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам. Такие визиты - обычное явление у тех же австралийцев.

Эскимосы при всех трудностях сообщения в арктических условиях постоянно совершали очень далёкие  путешествия, чтобы посетить своих  друзей. Эти взаимные путешествия  и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные  времена, являясь путями и средствами культурного обмена. Визиты нередко  приурочивались к тому времени , когда у данной группы имелась в изобилии пища: к сезону созревания плодов, ко времени улова рыбы, сбора урожая и т.д.

Если человек в первобытном  обществе имел лишь некоторые землевладельческие представления об окружающей местности, то древние народы, вступившие в  совсем экономическом развитии в эпоху рабовладельческого общества, уже делали попытки систематизации географических знаний об известной им части

Земли и объяснения происходящих в природе. Об этом можно судить по дошедшим до нас сведениям о странствиях, путешествиях, походах.

Египетские папирусы свидетельствуют  о том, что древними египтянами совершались  далёкие путешествия. Например, в  царствование фараона Асса, в эпоху, отдалённую от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далёкую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта, откуда вывез карлика, вид которого «вселил радость и любовь в сердце фараона».

Китайцы с доисторических времён начали составлять карты. Ещё  до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съёмок.

Более того, у древних  китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга  о морях и горах, книга по географии  Китая- «Юкинг».

Расцвет экономики и культуры периода Римской империи нашёл  отражение в развитии и внешних  политических, экономических и культурных связей. К этому времени можно  отнести начало туризма с целью  лечения различных болезней.

Врачи рекомендовали пациентам  сменить климат, выехать в деревню  или в горы, в сосновые леса или  на воды.

Путешествия в Римской  империи были безопасны и в  какой-то степени удобны.

Путник покидал Гадрианскую стену на севере Италии и путешествовал 8 тыс. км до Эфиопии по хорошим дорогам. С помощью перекладных лошадей можно было преодолеть большие расстояния за короткие промежутки времени.

Ещё в I в. до н. э. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся на расстоянии одного дня езды на лошади. Постоялые дворы располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии и Галиции.

I. Торговля в средневековой Европе

поло никитин баттута кабота веспуччи

Для средневековой Западноевропейской цивилизации характерно образование 2-х основных экономических полюсов. Один из них сложился в центре и  на севере континентальной Европы. Уже в XI-XIII вв. здесь велась довольно обширная торговля, западным форпостом  которой был город Брюгге во Фландрии, а восточным Новгород. В XIII в. начал  формироваться торговый и политический союз, который был окончательно оформлен в 1356 г., получив название Ганзейский союз (Ганза). Инициатором создания этого союза стали города Любек  и Гамбург, которые еще в 1241 г. заключили договор о совместной защите торговых путей, соединяющих  Балтийское море с Северным. Всего в период своего расцвета Ганзейский союз объединял 80 городов. Ганза фактически монополизировала посредническую торговлю между Англией, Нидерландами, Германией, Скандинавией, Прибалтикой и Россией. С востока на запад ганзейские купцы везли хлеб, рыбу, мед, воск, смолу, строевой лев, а в обратном направлении сукно из Англии и Фландрии, металлические изделия, вина.

Другой торгово-экономический  полюс, способствующий утверждению  идеи единства Западноевропейской цивилизации, сложился в Средиземноморье. Главную  роль здесь играли две купеческие республики Северной Италии - Венеция  и Генуя. Эти города ожили еще  в раннее Средневековье, а к XV в. в  Венеции насчитывалось около 200 тыс. жителей, в Генуе 100 тыс. Богатства Венеции выросли во времена крестовых походов (в особенности 4-го), во время которого крестоносцы вместо Иерусалима двинулись на Константинополь и разграбили его. Постепенно Венеция захватила важнейшие опорные пункты в Восточном Средиземноморье на Крите, Кипре, побережье Балканского полуострова, основала свои фактории на Черном и Азовском морях. Она обладала крупнейшим по тем временам торговым флотом, стала владычицей морей, торгуя с Египтом, Византией, Сицилией.

Генуя сколотила свои богатства  во время крестовых походов. Она  также имела большой флот и  колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Но торговая активность генуэзцев в Восточном Средиземноморье  была относительно недолгой: длительное соперничество Венеции и Генуи  в XIV закончилось победой Венеции. Однако ведущее положение на торговых путях Западного Средиземноморья  Генуе удалось сохранить. Генуэзские мореходы первыми прошли через Гибралтар  и установили торговлю с Англией  и Фландрией.

К позднему средневековью  торговля начинает тесно переплетаться  с финансовой и промышленной деятельностью. Многие купцы, менялы, ростовщики накопили большие суммы денег. Нередко  они открывали первые банковские конторы, брали деньги на хранение, выдавали кредиты, через своих агентов  переводили заинтересованным купцам деньги из одной страны в другую. Первые банки возникли в городах Северной Италии - в Ломбардии. (Сегодня об этом напоминает слово «ломбард», обозначающее современное кредитное учреждение.) Торговые и финансовые сделки стали  тщательно оформляться, в обиход вошли векселя (письменные долговые обязательства). Богатый купец мог  не трястись на корабле или в повозке, а избежать утомительного путешествия, оставшись в своей конторе, откуда и руководил своими агентами в  нескольких городах.

Предприимчивый коммерсант привозит издалека или скупает у  местных крестьян какое-либо сырьё (например, шерсть) и раздаёт его  на переработку ремесленникам. Получив  готовую продукцию (например, ткани), купец пускает её в продажу. Ремесленники, получая от купца-предпринимателя  сырьё и плату за труд, постепенно превращаются в наёмных рабочих, купец всё больше напоминает буржуа. Так складывается рассеянная мануфактура (т. к. работники не сосредоточены  в одном помещении) - первое капиталистическое  предприятие.

В то же время купеческие гильдии вытесняются торговыми  компаниями - особыми организациями  купцов. Компании также создавались  для того, чтобы вести торговлю с наименьшим риском. Если корабль  для перевозки товаров нанимали несколько купцов сообща, то в случае кораблекрушения убытки раскладывались поровну и были терпимы для  каждого компаньона. В отличие  от гильдий компании были малочисленны и создавались на определённое, подчас непродолжительное время.

Самые первые торговые компании появились в итальянских городах (Генуя, Венеция, Флоренция и др.) ещё в XII в. и состояли всего-навсего из двух человек. Купец или банкир (часто это было одно лицо), владелец денежного капитала или корабля оставался на родине, а купец-навигатор вёз и сбывал товары на чужбине. 3/4 полученной прибыли доставалось владельцу капитала, а купец-навигатор, подчас рисковавший жизнью, мог рассчитывать лишь на 1/4 часть. Если капитал вносился обоими компаньонами, то и прибыль делилась пропорционально взносам. Позднее число компаньонов увеличилось. Часто ими становились представители родственных семей. Благодаря своим большим денежным фондам компании включались в банковские операции, в промышленное производство.

Значение торговых компаний резко выросло после великих  географических открытий, которые привели  к небывалому расширению мировой  торговли. В её орбиту вовлекались  огромные территории стран Азии, Америки, Африки.

В XVI в. наиболее знаменитые торговые компании действовали в  Англии, где зарождение капиталистического производства шло самыми быстрыми темпами. Стремительно развивающиеся английские мануфактуры выпускали товары, пригодные  для экспорта. Правительство давало самым богатым купцам монопольное  право торговать с каким-либо регионом. Об основных направлениях торговли говорят названия самых знаменитых компаний: Восточная, Московская, Марокканская, Левантийская, Гвинейская. О какой-либо конкуренции не могло быть и речи. Цены росли как на дрожжах, а коммерсанты  получали огромные барыши. Это позволяло  компаниям вносить большие платежи  в казну и даже давать взаймы коронованным особам.

Ко всему этому следует  прибавить, что в Европе циркулировало  множество разнообразных монет, вследствие чего обмен был очень  сложен; что экономическая политика королей часто была весьма плачевна; что право захвата (droit de prise), которым они пользовались в своих разъездах, было узаконенным грабежом; что законы против роскоши, к которым они неразумно при бегали, лишь уменьшали потребление, а вместе с ним и производство. Тем не менее, раз посвященный в тайны торгов ли, Запад не переставал черпать из этого источника наслаждений и богатств. В XII и XIII вв. общественный по рядок все более крепнет, народонаселение увеличивается; со общение становится легче, цивилизация - утонченнее и от берегов моря достигает отдаленных провинций: преграды падают, и площадь обмена расширяется. Торговля, вначале очень скромная, медленно освобождается от своих оков к в конце средних веков становится чрезвычайно деятельной.

II. Марко Поло.

Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в  Золотую Орду, но и прослужил при  дворе великого хана почти 25 лет.

Марко Поло родился около 1254 года в Венеции или на острове  Корчула (территория современной Хорватии). Предки Поло приехали в Венецию из Далмации и никогда не входили в число знатных венецианских купеческих фамилий. Когда Марко было шесть лет, его отец Никколо и дядя Маффео отправились в длившееся девять лет путешествие на Восток. За это время мать мальчика умерла, и его воспитывала тетка по отцовской линии. Марко получил вполне сносное для того времени образование -- читал Библию и кое-каких античных авторов, умел считать и писать. А свободное время проводил на венецианских каналах или в порту, куда приходили и откуда отправлялись во все концы света нагруженные товаром торговые суда.

Отец и дядя Марко трижды пересекали Азию. Никколо и Маффео Поло оставили Венецию около 1254 года и после шестилетнего пребывания в Константинополе отправились с торговыми целями в Южный Крым. Этот путь в то время проделывали многие венецианцы и генуэзцы.

Первым китайским городом, в который в 1275 году добралось  семейство Поло, был Шачжа (современный Дуньхуан). В том же году они добрались до летней резиденции Хубилая в Шанду (в современной китайской провинции Ганьсу). По словам Поло, хан был им восхищён, давал различные поручения, не разрешал ему возвращаться в Венецию и даже в течение трёх лет держал его губернатором города Янчжоу (Глава CXLIV, Книга 2). Кроме того, семейство Поло (по утверждениям книги) участвовало в развитии армии хана и научило его использовать катапульты при осаде крепостей. Писание жизни Поло в Китае редко следует хронологическому порядку, что составляет проблему в определении точного маршрута его путешествий. Но его описание достаточно точно географически, оно даёт ориентацию по сторонам света и расстояниям в терминах дней маршрута: «На юг от Паншина через один день пути большой и знатный город Каиу». Кроме того Поло описывает повседневную жизнь китайцев, упоминая использование бумажных денег, типичные ремёсла и кулинарные традиции различных областей. Он пробыл в Китае пятнадцать лет.

II. Афанасий Никитин

Считается, что первым русским  путешественником, побывавшем в Индии, был тверской купец Афанасий Никитин (по некоторым сведениям он родился  в 1433 году). Точно не известно, когда именно началось его знаменитое путешествие. Одни историки предполагают, что это случилось в 1466 году, другие -- что в 1468. Из-за этого расходятся вероятные даты смерти купца. Как бы то ни было, в 1460-х годах тверской купец Афанасий Никитин решил присоединиться к московскому посольству и отправиться в Ширван, на территорию современной Армении, чтобы продавать там свои товары. Но неподалеку от устья Волги посольский и купеческий караван был ограблен астраханскими татарами, и Никитин лишился большей части своего имущества. Как и многие купцы, Никитин покупал товар в долг. Поэтому он не желал с пустыми руками возвращаться на родину, где его ждала долговая яма, а решил отправиться в Индию, о сказочном богатстве которой много рассказывали иноземные купцы.

Сначала Никитин добрался до Баку, а затем по Каспийскому  морю приплыл в Персию. В этой стране тверской купец посетил многие торговые центры и сумел скопить  некоторую сумму денег, значительную часть которой он вложил в породистого  жеребца. Он надеялся выгодно для  себя продать коня в Индии, и на вырученные деньги купить местных товаров, чтобы привезти на родину. Его план был разумен: армии правителей нуждались в коннице, а в индийском климате лошади часто гибли. Даже самую обычную лошадь в Индии можно было продать за цену, в 10 -- 20 раз превышающую закупочную, а породистые скакуны ценились еще больше. Весной 1469 (по другой версии -- 1471) года Никитин отплыл в Индию.

Информация о работе Купцы-путешественники