Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, реферат
Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей в России, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамера – это овеществленная история естествознания, науки и быта – как русского, так и иноземного – разных времен и эпох. Более того, данный музей является одним из известнейших музеев мира.
Кунсткамера является естественнонаучным и историческим музеем, потому что в нём собраны различные музейные предметы, связанные с анатомией, антропологией, этнографией, историей.
В музей входят коллекции, связанные с этими науками. Сам он отнесён к Российской Академии Наук.
Целью данного реферата является – рассмотрение истории и развития Кунсткамеры.
Введение………………………………………………………………………….3
История создания первого в мире музея……………………………………… 4
«Кабинет редкостей» Летнего дворца. 1714-1718 г…………………….4
Кунсткамера в Кикиных палатах. 1718 – 1727 г………………………..5
Кунсткамера в здании на Стрелке Васильевского острова. ………..….7
Пожар в Кунсткамере и ее восстановление……………………………………9
Кунсткамера в XVIII –XX вв……………………………………….…………10
Легенды Кунсткамеры…………………………………………………………12
Заключение………………………………...……………………………………16
Список литературы……………………………...……………………………...17
В 1777-1779 годах интерьеры музея были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М.П.Павлов), в 1819-1825 годах росписями (художник Ф. Рихтер).
В
Императорском кабинете, созданном
в память и во славу Петра, устало откинулся
на спинку кресла сам Пётр - знаменитая
"восковая персона". Широко раскрытыми
глазами он смотрел перед собой, и его
лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил
из воска Растрелли с алебастровой маски,
снятой после смерти Петра. Туловище статуи
было выточено из дерева, а руки и ноги
крепились на шарнирах, так что им можно
было придавать любое положение. "Восковая
персона" восседала на том самом кресле,
на котором сиживал сам царь в торжественных
случаях: оно стояло на возвышении, под
балдахином. Хранились в Кунсткамере и
другие вещи Петра: токарные станки, приборы,
зеленый суконный мундир Преображенского
полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая
многим дубинка Петра с набалдашником
из слоновой кости.
Кунсткамера
в XVIII –XX вв.
После
академических экспедиций коллекции
всех отделов Кунсткамеры
Петровская Кунсткамера в XVIII в. обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым "множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог". Он по-прежнему оставался единственным русским музеем. В первой половине XVIII в. в Кунсткамере было собрано огромное количество всевозможных экспонатов. Они были привезены со всех частей света, кроме Австралии. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьезы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций.
Коллекции Кунсткамеры накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от Кунсткамеры стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в её ведение отошло всё, что было связано с художественными ремеслами и искусством.
В
1818 году был учрежден Азиатский музей,
и тем самым было положено начало
востоковедной науке. В 1830 году выделили
из Кунсткамеры целый ряд
Прежний тип музеев с их устаревшими принципами выставок экспонатов всё меньше удовлетворял изменяющимся и научным, и просветительным целям. Теперь музеи начали вести самостоятельную научную работу и в то же время превращались в экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.
В 1837 году был выделен Музей
антропологии и этнографии, который
размещается в здании
Здесь же с 1947 года находится и Мемориальный музей М. В. Ломоносова. Великий русский ученый почти четверть века проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры, в том числе из личного собрания 1-го русского академика.
На протяжении вот уже трёх веков собрание Кунсткамеры непрерывно растёт и пополняется. Многие известные путешественники (Д. Кук, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лиснянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.Н. Миклухо-Маклай и другие) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами этого музея.
В
настоящее время в музее
Легенды
Кунсткамеры
Значение исторического названия Кунсткамеры расширилось настолько, что в фольклоре «Кунсткамерой» стали называть всякое более или менее значительное собрание редкостей. Выражение «В Кунсткамере был, а слона не видал», опубликованное в качестве пословицы В.И. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» в 1864-1866 годах, стало синонимом невнимательности.
Популярность
Кунсткамеры среди петербуржцев
была настолько высока, что многие
её экспонаты стали героями и
объектами городского фольклора. Из
поколения в поколение
Это не единственный случай, когда экспонаты Кунсткамеры теряли головы. В 1717 году, будучи во Франции, Пётр встретил на ярмарке в городе Кале некоего гиганта-француза, ростом в 2 метра 27 сантиметров, который выступал там в балагане. Звали великана Николя Буржуа. Пётр пригласил его в Россию, посулил изрядное жалованье, а когда тот согласился, сделал его своим гайдуком-телохранителем, чтобы тот ездил на запятках его кареты.
Говорят, Пётр задумал вывести новую породу огромных людей, женив своего гайдука на рослой девице Василисе. Однако из этой затеи ничего не вышло, детей у супругов не получилось. Вероятно, от болезни Буржуа, которую в Испании называют «французской», а во Франции - «испанской».
В 1724 году тосковавший в холодной России гайдук умер от апоплексического удара и пьянства. Петр поцеловал труп в губы (царь вообще делал много очень странных поступков) и повелел снять с покойного Буржуа маску, содрать кожу и набить её соломой, выставив вместе со скелетом в Кунсткамере. Так и сделали. Одновременно сохранили для назидания потомству детородный орган гиганта (сейчас он заперт в сейфе у антропологов) и его огромное сердце.
Во время гигантского пожара 1747 года череп скелета пропал. Все имеющиеся в коллекциях музея черепа были слишком малы для гиганта. Однако теперь скелет стоит в шкафу в полном комплекте. Легенда утверждает, будто за черепом послали специального человека в Среднюю Азию, где тот нашел басмача с подходящей головой, которую и привез в Кунсткамеру. Её-то и приделали потом к скелету Буржуа. С тех пор, как утверждают в Петербурге, по ночам знаменитый скелет покидает своё экспозиционное место и бродит по Кунсткамере в поисках своего черепа.
Во время ленинградской
Куда серьёзней манекены в вороньих перьях, исполняющие тайный обряд Ворона, смотреть на который непосвящённым - то есть нам с вами - запрещено индейцами, а нарушение запрета когда-то каралось смертью.
Вообще, надо сказать, если вы читали Гофмана, то манекены людей куда страшнее скелетов. Скелет - бывший человек, и с ним уже ничего не случится, а вот что может выкинуть манекен - мёртвая природа, прикидывающаяся живой?..
По ночам в Кунсткамере особенно жутковато проходить мимо китайского рикши, который везёт в повозке некоего господина, лица которого не видно из-за занавески. Невольно кажется, что этот рикша-убийца из ненаписанного романа Агаты Кристи везёт свою жертву - живую или мёртвую - неведомо куда.
Правда, днём под этим рикшей можно прочитать прозаическую и вполне успокаивающую надпись: «Рикша, двухколёсная тележка приводимая в движение человеком... В народном Китае этот вид транспорта ликвидирован». А дальше идет описание, как трудна и тяжела для трудящихся эта утомительная работа. Впрочем, рикши на велосипедах теперь появились и в Петербурге.
Сегодня здание Кунсткамеры по праву считается символом Российской академии наук и одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга.
Заключение
Уникальным явлением в русской культуре XVIII века была Кунсткамера — первый в России и на протяжении более 100 лет единственный публичный музей. Она сочетала в себе строгий научный академизм и стремление удивить, поразить, развлечь.
Грандиозны масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие
из них уникальны. Современный Музей антропологии и этнографии имени Петра
Великого – наследник первого русского музея Кунсткамеры.
Музей Кунсткамера является старейшим государственным музеем России.
Все
экспозиции Петровской Кунсткамеры
сохранились до настоящего времени
несмотря на стихийные бедствия: пожары,
наводнения, войны, революции.
Список литературы:
1.
Б.К. Пукинский "Санкт-
2. "Новости Петербурга". №50/2004
3. Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде". СПб, "Норинт", 2002
4. Ч.М. Таксами «Петровская кунсткамера», «Альфа-Колор», Санкт-
Петербург, 2000.
5. «Петербургский дневник». №46/2006, Михаил Родионов
6. «Вечерний Петербург». 25.2.2009, Пётр Орлов
7. «Адреса Петербурга». №34/2009, Сергей Григорьев
8. www.kunstkamera.ru/
9. www.ru.wikipedia.org
10.
www.encspb.ru - Энциклопедия Санкт-Петербурга