Кунсткамера

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей в России, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамера – это овеществленная история естествознания, науки и быта – как русского, так и иноземного – разных времен и эпох. Более того, данный музей является одним из известнейших музеев мира.
Кунсткамера является естественнонаучным и историческим музеем, потому что в нём собраны различные музейные предметы, связанные с анатомией, антропологией, этнографией, историей.
В музей входят коллекции, связанные с этими науками. Сам он отнесён к Российской Академии Наук.
Целью данного реферата является – рассмотрение истории и развития Кунсткамеры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
История создания первого в мире музея……………………………………… 4
«Кабинет редкостей» Летнего дворца. 1714-1718 г…………………….4
Кунсткамера в Кикиных палатах. 1718 – 1727 г………………………..5
Кунсткамера в здании на Стрелке Васильевского острова. ………..….7
Пожар в Кунсткамере и ее восстановление……………………………………9
Кунсткамера в XVIII –XX вв……………………………………….…………10
Легенды Кунсткамеры…………………………………………………………12
Заключение………………………………...……………………………………16
Список литературы……………………………...……………………………...17

Работа содержит 1 файл

Кунсткамера.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

       В 1777-1779 годах интерьеры музея  были украшены 4 скульптурными аллегорическими  группами, бюстами и медальонами  выдающихся учёных (скульптор М.П.Павлов), в 1819-1825 годах росписями (художник  Ф. Рихтер).

     В Императорском кабинете, созданном  в память и во славу Петра, устало откинулся на спинку кресла сам Пётр - знаменитая "восковая персона". Широко раскрытыми глазами он смотрел перед собой, и его лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил из воска Растрелли с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. Туловище статуи было выточено из дерева, а руки и ноги крепились на шарнирах, так что им можно было придавать любое положение. "Восковая персона" восседала на том самом кресле, на котором сиживал сам царь в торжественных случаях: оно стояло на возвышении, под балдахином. Хранились в Кунсткамере и другие вещи Петра: токарные станки, приборы, зеленый суконный мундир Преображенского полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая многим дубинка Петра с набалдашником из слоновой кости.  
 

Кунсткамера в XVIII –XX вв. 

     После академических экспедиций коллекции  всех отделов Кунсткамеры пополнились  весьма основательно. В путеводителе тех лет говорится: "В нашем  хранилище находится не только все, что в иностранных кунсткамерах между редчайшими и достопамятнейшими  почитается вещами, но и такие вещи, которых нигде не обретается". Это было действительно так. Коллекций скопилось столько, что для них уже не хватало места, и многие из них стояли не распакованными. Комнаты были завалены ящиками, тюками и посылками; ко многим шкафам было не подойти. Музей был похож скорее на склад, чем на научное учреждение.

     Петровская  Кунсткамера в XVIII в. обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым "множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог". Он по-прежнему оставался единственным русским музеем. В первой половине XVIII в. в Кунсткамере было собрано огромное количество всевозможных экспонатов. Они были привезены со всех частей света, кроме Австралии. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьезы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций.

     Коллекции Кунсткамеры накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от Кунсткамеры стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в её ведение отошло всё, что было связано с художественными ремеслами и искусством.

     В 1818 году был учрежден Азиатский музей, и тем самым было положено начало востоковедной науке. В 1830 году выделили из Кунсткамеры целый ряд самостоятельных  музеев - Зоологический, Этнографический, Минералогический, Ботанический и другие.

     Прежний тип музеев с их устаревшими принципами выставок экспонатов всё меньше удовлетворял изменяющимся и научным, и просветительным  целям. Теперь музеи начали вести  самостоятельную научную работу и в то же время превращались в  экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.

       В 1837 году был выделен Музей  антропологии и этнографии, который  размещается в здании Кунсткамеры. 

     Здесь же с 1947 года находится и Мемориальный музей М. В. Ломоносова. Великий русский  ученый почти четверть века проработал в этом здании. Коллекция музея посвящена начальному периоду существования Академии наук и вкладу М. Ломоносова в историю российской науки. В музее экспонируются документы и предметы ломоносовского времени, включая научные инструменты, книги, портреты, гравюры, в том числе из личного собрания 1-го русского академика.

     На  протяжении вот уже трёх веков  собрание Кунсткамеры непрерывно растёт и пополняется. Многие известные  путешественники (Д. Кук, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лиснянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.Н. Миклухо-Маклай и другие) привозили из своих заморских странствий бесценные предметы, ставшие экспонатами этого музея.

     В настоящее время в музее действует  несколько постоянных экспозиций, посвящённых  этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.  

        

     Легенды Кунсткамеры 

     Значение  исторического названия Кунсткамеры расширилось настолько, что в фольклоре «Кунсткамерой» стали называть всякое более или менее значительное собрание редкостей. Выражение «В Кунсткамере был, а слона не видал», опубликованное в качестве пословицы В.И. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» в 1864-1866 годах, стало синонимом невнимательности.

     Популярность  Кунсткамеры среди петербуржцев была настолько высока, что многие её экспонаты стали героями и  объектами городского фольклора. Из поколения в поколение передаётся детективная история об утраченной в бурное послереволюционное время голове казнённой ещё при Петре I за детоубийство Марии Гамильтон. Голова хранилась заспиртованной в стеклянной колбе. Вскоре после революции неким неразборчивым комиссаром спирт был использован по другому назначению. А голова исчезла. Перепуганные хранители обратились к морякам стоявшего у причала напротив Кунсткамеры корабля с просьбой найти голову «английской шпионки». Моряки пообещали. Но корабль ушёл, и матросы надолго пропали. Чуть ли не через год они совершенно неожиданно появились в музее и предложили изумлённым смотрителям взамен одной головы английской леди целых три головы подстреленных басмачей. Говорят, эти головы до сих пор находятся в музее.

     Это не единственный случай, когда экспонаты Кунсткамеры теряли головы. В 1717 году, будучи во Франции, Пётр встретил на ярмарке в городе Кале некоего гиганта-француза, ростом в 2 метра 27 сантиметров, который выступал там в балагане. Звали великана Николя Буржуа. Пётр пригласил его в Россию, посулил изрядное жалованье, а когда тот согласился, сделал его своим гайдуком-телохранителем, чтобы тот ездил на запятках его кареты.

     Говорят, Пётр задумал вывести новую породу огромных людей, женив своего гайдука  на рослой девице Василисе. Однако из этой затеи ничего не вышло, детей у супругов не получилось. Вероятно, от болезни Буржуа, которую в Испании называют «французской», а во Франции - «испанской».

     В 1724 году тосковавший в холодной России гайдук умер от апоплексического удара  и пьянства. Петр поцеловал труп в губы (царь вообще делал много очень странных поступков) и повелел снять с покойного Буржуа маску, содрать кожу и набить её соломой, выставив вместе со скелетом в Кунсткамере. Так и сделали. Одновременно сохранили для назидания потомству детородный орган гиганта (сейчас он заперт в сейфе у антропологов) и его огромное сердце.

     Во  время гигантского пожара 1747 года череп скелета пропал. Все имеющиеся  в коллекциях музея черепа были слишком  малы для гиганта. Однако теперь скелет стоит в шкафу в полном комплекте. Легенда утверждает, будто за черепом послали специального человека в Среднюю Азию, где тот нашел басмача с подходящей головой, которую и привез в Кунсткамеру. Её-то и приделали потом к скелету Буржуа. С тех пор, как утверждают в Петербурге, по ночам знаменитый скелет покидает своё экспозиционное место и бродит по Кунсткамере в поисках своего черепа.

       Во время ленинградской блокады  родилась удивительная легенда  об одном из самых известных  экспонатов музея - фигуре воинственного  папуаса с натянутым луком и стрелой в руках. Будто бы в один из морозных блокадных дней за стенами Кунсткамеры раздался мощный взрыв авиабомбы. Старинное здание вздрогнуло. Натянутая стрела неожиданно сорвалась с тетивы и врезалась в противоположную стену здания. Замёрзшие и голодные работники музея впервые за долгие военные месяцы радостно переглянулись. Победа неизбежна, если даже папуасы вступают в войну с фашистами. Выстрел из лука был направлен в сторону Германии.

     Куда  серьёзней манекены в вороньих перьях, исполняющие тайный обряд Ворона, смотреть на который непосвящённым - то есть нам с вами - запрещено индейцами, а нарушение запрета когда-то каралось смертью.

     Вообще, надо сказать, если вы читали Гофмана, то манекены людей куда страшнее скелетов. Скелет - бывший человек, и с ним уже ничего не случится, а вот что может выкинуть манекен - мёртвая природа, прикидывающаяся живой?..

     По  ночам в Кунсткамере особенно жутковато проходить мимо китайского рикши, который везёт в повозке  некоего господина, лица которого не видно из-за занавески. Невольно кажется, что этот рикша-убийца из ненаписанного романа Агаты Кристи везёт свою жертву - живую или мёртвую - неведомо куда.

     Правда, днём под этим рикшей можно прочитать  прозаическую и вполне успокаивающую  надпись: «Рикша, двухколёсная тележка приводимая в движение человеком... В народном Китае этот вид транспорта ликвидирован». А дальше идет описание, как трудна и тяжела для трудящихся эта утомительная работа. Впрочем, рикши на велосипедах теперь появились и в Петербурге.

      

     Сегодня здание Кунсткамеры по праву считается  символом Российской академии наук и  одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Уникальным  явлением в русской культуре XVIII века была Кунсткамера — первый в России и на протяжении более 100 лет единственный публичный музей. Она сочетала в себе строгий научный академизм и стремление удивить, поразить, развлечь.

     Грандиозны  масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие

из них  уникальны. Современный Музей антропологии и этнографии имени Петра

Великого  – наследник первого русского музея Кунсткамеры.

     Музей Кунсткамера является старейшим  государственным музеем России.

     Все экспозиции Петровской Кунсткамеры  сохранились до настоящего времени несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы:

      

     1.    Б.К. Пукинский "Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов". 1997. СПб. "Норинт"

     2.     "Новости Петербурга". №50/2004

     3.   Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде". СПб, "Норинт", 2002

     4.       Ч.М. Таксами «Петровская кунсткамера», «Альфа-Колор», Санкт-

Петербург, 2000.

     5.    «Петербургский дневник». №46/2006, Михаил Родионов 

     6.    «Вечерний Петербург». 25.2.2009, Пётр Орлов 

     7.  «Адреса Петербурга». №34/2009, Сергей Григорьев

     8.      www.kunstkamera.ru/

     9.     www.ru.wikipedia.org

     10.     www.encspb.ru - Энциклопедия Санкт-Петербурга  
 


Информация о работе Кунсткамера