Кунсткамера

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей в России, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамера – это овеществленная история естествознания, науки и быта – как русского, так и иноземного – разных времен и эпох. Более того, данный музей является одним из известнейших музеев мира.
Кунсткамера является естественнонаучным и историческим музеем, потому что в нём собраны различные музейные предметы, связанные с анатомией, антропологией, этнографией, историей.
В музей входят коллекции, связанные с этими науками. Сам он отнесён к Российской Академии Наук.
Целью данного реферата является – рассмотрение истории и развития Кунсткамеры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
История создания первого в мире музея……………………………………… 4
«Кабинет редкостей» Летнего дворца. 1714-1718 г…………………….4
Кунсткамера в Кикиных палатах. 1718 – 1727 г………………………..5
Кунсткамера в здании на Стрелке Васильевского острова. ………..….7
Пожар в Кунсткамере и ее восстановление……………………………………9
Кунсткамера в XVIII –XX вв……………………………………….…………10
Легенды Кунсткамеры…………………………………………………………12
Заключение………………………………...……………………………………16
Список литературы……………………………...……………………………...17

Работа содержит 1 файл

Кунсткамера.doc

— 80.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оглавление 

     Введение………………………………………………………………………….3

     История создания первого в мире музея……………………………………… 4

         «Кабинет  редкостей» Летнего дворца. 1714-1718 г…………………….4

         Кунсткамера в Кикиных палатах. 1718 – 1727 г………………………..5

         Кунсткамера в здании на Стрелке Васильевского острова. ………..….7

     Пожар в Кунсткамере и ее восстановление……………………………………9

     Кунсткамера в  XVIII –XX вв……………………………………….…………10

     Легенды Кунсткамеры…………………………………………………………12

     Заключение………………………………...……………………………………16

     Список литературы……………………………...……………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) –  первый общедоступный музей в России, созданный по инициативе  Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамера – это овеществленная история естествознания, науки и быта – как русского, так и иноземного – разных времен и эпох. Более того, данный музей является одним из известнейших музеев мира.

     Кунсткамера является естественнонаучным и историческим музеем, потому что в нём собраны  различные музейные предметы, связанные с анатомией, антропологией, этнографией, историей.

        В музей входят коллекции, связанные  с этими науками. Сам он отнесён  к Российской Академии Наук.

        Целью данного реферата является  – рассмотрение истории и развития Кунсткамеры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     История создания первого в мире музея  

     «Кабинет  редкостей» Летнего  дворца. 1714-1718 г.

     Нельзя  сказать, что Петр Первый был самым  первым коллекционером на Руси. И до него существовали богатые и редкие собрания вещей. Хранились они главным  образом в церквях, монастырях, в государственной казне и у знатных вельмож. Да и молодой Петр видел "редкости" у своего отца и раритеты в Оружейной палате Кремля.

     Распорядившись  перенести столицу России из Москвы в Петербург, Петр приказал перевезти  и свою личную коллекцию и библиотеку, так называемый "государев Кабинет". Все предметы бережно перевезли и разместили в Летнем дворце – первой резиденции царя на Фонтанке. Коллекции оказались такими обширными, что пришлось выделить специальное помещение, а для присмотра за ними понадобился целый штат. Назвали помещение на европейский манер Куншткамерой, т.е. "кабинетом редкостей". Это произошло в 1714 г. Этот год и считается датой основания первого русского музея.

     Устройством русского "кабинета редкостей" Петр занимался с размахом, присущим всем его начинаниям. Делу был придан поистине государственный масштаб. В 1718 г. подписал указ, где говорилось: "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, – словом, все, что "зело старо и необыкновенно", велено было приносить. И понесли, и повезли со всех концов России всевозможные находки: из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска – барашков, одного – с восемью ногами, другого – с тремя глазами. Все путешествующие должны были покупать разные диковинные предметы и у своих, отечественных, и у иноземных "купецких людей". Петр I выделил на содержание кунсткамеры весь доход с городов Пернов, Юрьев, Нарва и Аренсбург. 

     Кунсткамера в Кикиных палатах. 1718 – 1727 г.

     В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение.

     В 1718 году музейные экспонаты перенесли  в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина (Ставропольская, №9). По тогдашним понятиям, это было огромное помещение - в два этажа. Всё собранное было здесь "в надлежащем порядке учреждено и расставлено" и высочайшим распоряжением было велено "всякого желающего ... смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи". С этого времени предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Пётр так и заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!" Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры: он их либо сам приобрёл за границей, либо их доставили в столицу по его указам. Он и сам был лучшим гидом и любил их показывать и иностранным послам, и русским вельможам, и рассказывать о них. Простых посетителей встречал «суб-библиотекарь», который и давал краткие пояснения. Хотя вход сделали бесплатным, посетителей поначалу было немного. Тогда Пётр распорядился каждому гостю на выходе вручать на выбор даровую чарку водки или чашку кофе, а на закуску давать «цукерброт», а тому, кто познатнее и венгерское с закусками. На угощение посетителей выделяли по 400 рублей серебром в год, и вскоре Кунсткамера стала весьма популярным местом - даже поступали жалобы от жён, чьи мужья с утра до вечера пропадали в музее.

     Как известно, Пётр I часто совершал поездки  за границу и посещал многие западноевропейские музеи. Из своих поездок он привозил модели кораблей и машин, различные приборы и астрономические инструменты, редкие книги и глобусы, чучела животных, увеличительные стёкла и географические карты, а также всякие диковинки - буддийских идолов, шаманские бубны и т.п. Интересные экспонаты были собраны и в результате его многочисленных поездок по России - это одежда и предмета быта народностей, населяющих страну, минералы, самородки золота и многое другое. Среди экспонатов можно было увидеть заспиртованных в стеклянных сосудах монстров (уродов). Любопытно, что в первые годы в Кунсткамере имелись и живые люди-экспонаты - несколько уродов, карликов и великанов.

     В восьми залах Кикиных палат разместился не только музей. Это был первый в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Здесь же находились еще и библиотека с редкими книгами, и лаборатория, где предписывалось "прилежно исполнять ... надлежащую химическую работу." В Кунсткамере хранились также монеты и медали, анатомические препараты, зоологические и ботанические диковинки, "каменья необыкновенные", древние, археологические находки, - словом, такое количество разных диковинок и редкостей, "что можно было совсем растеряться", как написал один иностранный путешественник.

     Музей того времени совсем не был похож  на нынешнюю Кунсткамеру. В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша, приобретенные Петром во время Великого посольства. Здесь же можно было увидеть искусно препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц и тому подобных диковинных, невиданных вещей. Рядом в двух шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, животными и красивыми раковинами.

     В следующей комнате можно было увидеть различные стадии развития человеческого плода в анатомических образцах, монстров, чучела слонов, ящериц и большое количество изделий из слоновой кости. В трех других комнатах размещались самые разнообразные птицы и животные, "странные мыши с собачьими мордами", много янтаря, красивые бабочки и другие, не менее удивительные экспонаты. Здесь же был и "мюнц-кабинет", где были выставлены монеты и медали. Таким образом в трех отделах (натур-камере, "мюнц-кабинете" и библиотеке) были собраны и выставлены - без всякой системы - зоологические, анатомические, ихтиологические, геологические, нумизматические и этнографические коллекции, а также книги. С их помощью можно было познакомиться с растительным и животным миром нашего отечества и далеких чужеземных стран, узнать о разных народах, их быте и традициях.

     Были  в той, старой Кунсткамере и необычные, живые экспонаты - люди-уроды. Их называли монстрами, то есть чудовищами. Они  отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.

     Количество  коллекций с каждым годом возрастало. Привозили и старинные, археологические вещи: золотые и серебряные изделия, раскопанные в окрестностях Астрахани, древние языческие предметы, которые нашли "на восточном краю Каспийского моря", собрание идолов, старые рукописи, редкие монеты. Везли и птиц, животных, рыб, травы и коренья, образцы минералов, предметы домашней утвари и одежду. 

     Кунсткамера в здании на Стрелке Васильевского острова.

     Удалённость Кикиных палат от центра Петербурга снижала роль, определённую Петром Кунсткамере. Поэтому одновременно с переносом коллекции раритетов из Летнего дворца в особняк опального Кикина начали подыскивать место для строительства специального здания для музея.

           Рассказывают, что, прибыв на Стрелку, чтобы воочию представить проект Трезини, Петр 1 обратил внимание на одну из сосен, которые росли здесь. Несколько толстых ветвей ее, причудливо переплетенные вросли в ствол, изогнулись и образовали полукольца.

     - О! Дерево-монстр, дерево-чудовище! - будто бы воскликнул Петр и  добавил: - Так быть на сем месте  новой Кунсткамере.

     Васильевскому острову царь придавал особое значение. Именно здесь он намеревался сделать  центр столицы. И здесь же, рядом  с правительственными зданиями, задумал  он разместить Академию, библиотеку и  музей. Здание было задумано по тем  временам огромным: около ста метров в длину и пятнадцати метров в ширину. Первоначально оно называлось "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". 

     Здание  Кунсткамеры строили в 1718-1734 годах. Строительством руководил архитектор Г.И. Маттарнови, и на этом основании его считают автором проекта. Но И. Грабарь, а следом за ним и другие исследователи, сомневаются в его авторстве. Дело в том, что Маттарнови работал у талантливого архитектора А. Шлютера, имевшего опыт проектирования подобных зданий в Берлине, и мог использовать его идеи. После Маттарнови строительство здания вели другие архитекторы: Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.

     Возведение  здания продвигалось медленно, с большими перерывами. Пётр торопил строителей, сам вникал во все мелочи и часто давал свои собственные деньги на строительство. Но он так и не увидел полностью законченного здания Кунсткамеры. К началу 1725 года, когда Петр умер, были возведены лишь стены.

     Башню и внутреннюю отделку Кунсткамеры  заканчивали уже после смерти Петра. В 1726 году оно ещё не было закончено, но в него перевезли коллекции из Кикиных палат. Достойное место в экспозиции занял фрагмент и той необыкновенной сосновой ветви. В 1728 году состоялось официальное открытие музея. С этого времени "в Кунсткамере всегда великое людство" было. До конца XVIII века в здании размещались и некоторые учреждения Академии наук, основанной Петром I.

     Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. М.В. Ломоносов объяснял такое местоположение Кунсткамеры тем, что Пётр I хотел, чтобы на неё все "взирали, о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись".

     Завершённое здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух 3-этажных корпусов, соединённых изящной трехъярусной башней, завершённой армиллярной сферой. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне "Готторпский" (с 1754 года - Большой академический) глобус и обсерватория, в западной учреждения Академии наук.

       В размещении залов использовался  новый и модный тогда анфиладный  принцип. Интерьеры соединялись  лестницами и обходными внутренними галереями на всех этажах. На 2-м и 3-м этажах главное пространство занимали большие светлые залы; в боковых ризалитах размещались разные кабинеты.  
 

     Пожар в Кунсткамере  и ее восстановление 

     В декабре 1747 года в помещениях Кунсткамеры случился страшный пожар. По одной из версий - в дымоходе загорелась сажа. Горели книги и архивные рукописи, модели, анатомические препараты, чучела. Их выбрасывали из окон на снег. Последствия были ужасны. Был утрачен Готторпский глобус — главная диковина музея. Разрушена башенка Кунсткамеры. Пропали Сибирская и Китайская коллекции.

     Здание  после пожара восстанавливал архитектором Савва Чевакинский. Многие экспонаты  остались только в выпущенном двухтомном каталоге – Musei Imperialis Petropoliani – c иллюстрациями и переводом объяснительных статей на немецкий язык. Восстановление коллекций заняло 20 лет, и лишь в 1766 году Кунсткамера вновь открылась как общедоступный музей. Постепенно Кунсткамера восполнила свои потери и одновременно преобразовалась. Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах западной Европы. Популярность её росла, и единовременно в залы впускали не более 40 человек. Попасть сюда можно было по билетам, которые бесплатно выдавали в конторе Академии наук. В «Санкт-Петербургских ведомостях» опубликовали порядок работы Кунсткамеры. Она открывалась для посетителей два раза в неделю, по вторникам и четвергам, с 9 до 11 часов утра и с двух до шести пополудни.

Информация о работе Кунсткамера