Культурные реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Петр I "надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить и России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности..."[1]

Содержание

1. Введение.....................................................................................3
2. Политические идеи петровских реформ.......................................4
3. Литература и искусство петровского времени............................9
3.1. Печатное дело........................................................9
3.2. Живопись..............................................................11
3.3. Гравюра и скульптура..........................................14
4. Архитектура и начало музейного дела........................................15
4.1. Церковная архитектура........................................15
4.2. Архитектура Санкт-Петербурга..........................15
4.3. Кунсткамера..........................................................16
5. Наука и просвещение.....................................................................18
5.1. Школы....................................................................18
5.2. Духовные академии...............................................18
5.3. Академия наук.......................................................19
5.4. Технические учебные заведения..........................19
6. Ассамблеи........................................................................................21
7. Заключение......................................................................................22
8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

готовая к-р истор.рос.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Для развития и распространения научных знаний была учреждена в Петербурге Академия наук. Она должна была служить центром научно- исследовательской работы и вести подготовку молодых ученых. Мысли об её организации Пётр вынашивал давно, но первые шаги к её организации предпринял в июне 1718 г. Однако ни в 1718 г., ни в ближайшие годы выполнить это намерение Петру не удалось. Создание Академии затянулось отчасти в связи с тем, что Пётр был занят более неотложными делами, отчасти вследствие трудностей привлечения для работы в ней иностранных учёных. Царь настаивал, чтобы в Петербургскую академию были приглашены не учёные вообще, а крупнейшие учёные Европы, а те не отваживались ехать в далёкую северную страну. 22 января 1724 г. состоялось заседание Сената, на котором присутствовал царь. На нём Пётр после осуждения утвердил проект устава Академии. Тем самым было высказано отрицательное отношение к организации подобных учреждений в странах Западной Европы. Своеобразие Петербургской академии наук состояло в том, что она призвана была объединить три учреждения, действовавших в западноевропейских государствах самостоятельно и независимо друг от друга, а именно – университет, под которым подразумевалось «собрание учёных людей», обязанных обучать юношей медицине, философии и праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, т. е. «собрание учёных и искусных людей».

Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра – в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. Среди академиков, приглашённых в Петербургскую академию наук, - крупнейшие учёные Европы: физиолог и математик Д. Бернулли, астроном и географ Делиль и др.

Наконец, самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения. Самая известная из них –Навигацкая школа в Москве. В неё принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом – геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело». Из Навигацкой щколы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т. п. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассамблеи.

В конце 1718 г. население столицы было извещено о введении ассамблей. Пётр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей, установил очерёдность их созыва. Ассамблея, разъяснял царь в указе, - слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество, вместе с жёнами туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и учёные. Начинались они в четыре-пять часов дня и продолжались до десяти вечера. Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предоставить им помещение, а также лёгкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы.

На первых балах петровского времени царила удручающая скука, над гостями нависала угроза вызывать каким- либо поступком раздражение царя. Танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность. Беседы тоже не получались – вместо них односложные ответы на простенькие вопросы и тягостно долгие паузы. Современник срисовал такую ассамблею с натуры: «Дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что с ними не только нельзя разговаривать, но не удаётся почти сказать и слова; когда не танцуют, все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга». Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже – летом. Периодичности никакой не существовало. В 1719 г., например, первая ассамблея была проведена у генерала Вейде 18 января, следующая – в четверг 22 января у князя Дмитрия Михайловича Голицына, затем в воскресенье 25 января у князя Долгорукого. Иногда хозяином ассамблеи являлся сам царь. Ассамблеи открывали новую форму общения людей. Главное их значение состояло в том, что они положили конец затворнической жизни столичных женщин.

   

 

Заключение.

В заключение следует отметить, что преобразования в области культуры были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся лишь отдельных сторон жизни общества и государства.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения культуры, памятники искусства и архитектуры, которыми страна гордится и сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.      Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

2.      Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

3.      Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.

4.      Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 252 – 254.

5.      Ключевский В.О. Курс русской истории. М.1989. т.4, с.398.

6.      Мальков В.В.  Пособие по истории СССР для поступающих в вузы.

7.      - М.:Высшая школа,1985.

8.      Мавродин В.В. (1998) Рождение новой России.

9.      Молчанов Н.Н. "Дипломатия Петра I" — М.: 196г.

10. Мордовцев Д.Л. Собрание сочинений., — М.: 1996г. т.т. 10, 11.

11. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.

12. Пилявский  В.И.  История Русской архитектуры.

13. Пыляев М.И. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С, Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г.

14. А.С. Пушкин Полное собрание сочинений т.9

15. Рябцев   Ю.С. учебное пособие  “История русской культуры 18-19 веков”

16. Сахаров   А.Н. учебник   “История России с древнейших времен до конца 17 века”

17. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

 

 

 

 

 

 

 

-23-

 



[1] Ключевский В.О.Курс русской истории. М.1989. т.4, с.398.

[2] Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 252 – 254.

[3] Мавродин В.В. Рождение новой России. — М.: 1988г. стр.21

[4] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений т.9, с.287

[5] Большая Советская Энциклопедия — М.: 1975, т. 22, с. 518

[6] БСЭ — М.: 1975, т.20 стр. 484

[7] БСЭ — М.: 1975, т.21, стр. 67

[8] Пыляев М.И. —М.: 1990г.

[9] Пыляев М.И. Старый Петеребург С.П., 1889, с.11

[10] Пыляев М.И.Старый Петербург.С.П.1989. с.73.


Информация о работе Культурные реформы Петра 1