Культурные преобразования русского быта времен Петра Великого

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:58, реферат

Описание работы

Оценивая положительное значение преобразований Петра в истории России, надо помнить, что политика Петра носила классовый характер. Преобразования эпохи осуществлялось за счет огромных потерь трудового населения. Это его усилиями воздвигался Петербург, строились корабли, сооружались крепости, канавы и дворцы. На плечи народа легли новые тяготы: были увеличены налоги, введена рекрутчина, производились мобилизации на строительные работы. Русские воины проявляли чудеса храбрости в сражениях, овеянных славными победами у Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….………..2
Предпосылки реформ Петра I ………………………………………….…….3
Реформы Петра I:
2.1 Судебная реформа …………………………………………………….….4
2.2 Военные реформы ……………………….………………………………..6
2.3 Церковная реформа ……………………………………….………………8
2.4 Реформы в области культуры и быта ……………………..……………..9
2.5 Внешняя политика ………………………………………………………12
Итоги и историческое значение реформ Петра I ………………………….14
Заключение …………………………………………………………………...……..17
Список используемой литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Культурные преобразования русского быта времен Петра Великого..docx

— 52.79 Кб (Скачать)

     Говоря  о развитии процессуального права  при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три  закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском. Сам по себе указ не создает принципиально новых форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков формы розыска.

     Закон очень краток, в нем записаны лишь основные, принципиальные положения. Следовательно, он не заменял предыдущее законодательство о розыске, а наоборот, предполагал  его использование в нужных пределах. Это хорошо видно из указа 16 марта 1697 г., изданного в дополнение и  развитие февральского указа. Мартовский указ говорит: «а которые статьи в  Уложенье надлежат к розыску и по тем статьям разыскивать по прежнему[7]».

     Указ 21 февраля 1697 г. был дополнен и развит «Кратким изображением процессов или  судебных тяжб». Первое издание появилось  еще до 1715 г., возможно в 1712 г. "Краткое  изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также  состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение  судебного процесса, квалифицируются  его виды; дается определение новым  институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

     Указом  от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы  приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального  закона. Изменения, внесенные Указом "О форме суда" были не столь  принципиальными. По сути, указ был  создан в развитие "Краткого изображения".

     Судебная  система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и  служила интересам дворянства. [5]

     2.2 Военные реформы

     Военные реформы занимают особое место среди  Петровских преобразований. Военные  реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала  порядок реформы, сообщила ей темп и  самые приемы», – писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. С  раннего детства Петра увлекало военное дело. В селах, в которых жил маленький царь, создал два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский - уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки.

     Армия, доставшаяся Петру, была наследственной, она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а, как говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к концу ХVII века она более чем отставала. [4]

     «Еще  отец Петра, Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. При  нем в 1681 г. была создана комиссия под председательством князя  В. В. Голицына, которая должна была изменить устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг, а не от происхождения. 12 января 1682г Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться».1

     Благодаря этим изменениям московское войско стало  более организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию  нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного количества пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам царствования Василия III.

     Таким образом, Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем требованиям  военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям.

     Главным шагом Петра было уничтожение  стрельцов. Сущность военной реформы  состояла в ликвидации дворянских ополчений  и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу.

     Военно-морской  флот создавался в процессе войн с  Турцией и Швецией. С помощью  российского флота Россия утвердилась  на берегах Балтики, что подняло  международный престиж и сделало  ее морской державой. Его жизнь  и деятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского  флота. [1]

     В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет  российский флот на Балтийском море был  самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др.

     В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская  академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская  пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского  государства, были орудием укрепления господства дворянства.

     С формированием флота был создан и его устав. Зачатками морского устава являются 15 статей, составленные Петром I во время его плавания на галерах к Азову в 1696 г. В 1715 г. Петр приступил к составлению  более полного морского устава, который  был издан в 1720г. - «Книга устав  морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Морской устав Петра отличался оригинальностью и являлся результатом его многолетнего боевого опыта.

     Петром I была радикально изменена и система  военного управления. Вместо многочисленных приказов (Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал - комиссара, Приказ артиллерии и др), между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I для руководства соответственно армией и военно-морским флотом учредил Военную и Адмиралтейскую коллегии, строго централизовав тем самым военное управление.

     Таким образом, реформы в области организации  вооруженных сил были наиболее успешными. В результате Россия стала могущественной в военном отношении государством, с которым приходилось считаться  всему миру. [5], [7]

     2.3 Церковная реформа

     Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

     Петр  стремился оградить себя от влияния  церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава  церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров»

     «По указу от 25 января 1721 г. Синод был  основан, а уже 27 января, заранее  созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло  торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью  Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».

     Духовный  регламент - это законодательный  акт, определявший функции, права и  обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь отныне полностью подчинялась  светской власти. Нарушалась даже тайна  исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении  исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа  была завершена установлением должности  обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной  политической роли и превратилась в  составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного  в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали  в реакционных заговорах. [3]

     Не  только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли  радикальные изменения. Петр не жаловал  ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных  расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что  укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого  им надлежало заниматься столярным  делом, иконописью, прядением, шитьем и  т.д. - всем тем, что не было противопоказано  монашеству.

     Создание  такого вида управления и организации  церкви сам Пётр объяснил следующим  образом: « От соборного правления  можно не опасаться Отечеству  мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления  духовного...» В результате церковной  реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую  светской властью. [5]

     2.4 Реформы в области культуры и быта

     Для русской культуры конца XVII - XVIII вв. были характерны, прежде всего, три взаимосвязанных  процесса: 1. Происходило дальнейшее обмирщение культуры – освобождение ее от церковного влияния. В результате определяющим в культурной жизни  в XVIII веке становится светское направление. 2. В ней появляются новые для России мировоззренческие принципы - рационализм и индивидуализм, развивается личностное начало. 3. Смелее преодолевается ее национальная замкнутость в ходе вступления России в систему европейских государств, европеизации культуры. Петровские реформы открыли широкие возможности для развития этих тенденций в русской культуре в целом. Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые – Навигационная и Артиллерийская – основаны в 1701 г.), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), в которых детей обучали арифметике и началам геометрии.

     В петровское время были открыты медицинское  училище (1707), инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные  школы. Чтобы удержать командные  высоты в государстве и способствовать развитию Отечества, дворянство должно было овладевать знаниями. Специальным  указом Петр Великий запретил жениться неграмотным дворянам. Их обучали  не только в стране, но и стали  направлять для учебы за границу. [7]

     При Петре I осуществлялась коренная перестройка  всей системы образования и науки  в стране. Выходят учебники: «Букварь»  Ф. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, знаменитая «Арифметика» Л. Магницкого. Эту книгу, как и  первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре, истории и др. В то время издано свыше 600 названий книг и других изданий, в том числе и переводных. С этой целью в первой четверти 18в. было открыто несколько новых типографий.

     Для печатания книг с 1703 г. введены упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. Возникли светские библиотеки, открываются лавки для продажи  книг. В 1714 г. В Петербурге основана старейшая в России библиотека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное  собрание Петра I. Эта библиотека как  книгохранилище существовала вначале  при Кунсткамере – первом в  России музее, открытом в 1719 г. с 1723 г. библиотека стала доступной для общественного  пользования. С декабря 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости».

Информация о работе Культурные преобразования русского быта времен Петра Великого