Культурно-просветительская деятельность кубанских благотворительных обществ и меценатов (середина XIX – начало XX вв)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:30, реферат

Описание работы

Настоящий реферат посвящен возникновению, культурно-просветительской деятельности и значению в культурной жизни Кубани благотворительных обществ и меценатов.
Возникновение обществ на Кубани, как и по всей стране в целом, было обусловлено ростом общественной активности, происходившим в связи с развитием капитализма, расширением демократического движения.

Содержание

1. Благотворительные общества.
1.1. Екатеринодарское женское благотворительное общество …….……… 5
1.2. Екатеринодарское мужское благотворительное общество ……….…... 6
1.3. Кубанское Мариинское училище ……………………………….……… 7
1.4. Войсковой приют для девиц ……………………………...…………….. 7
1.5. Женский клуб ……………………………………………………………. 7
1.6. Комитет попечения о бесприютных детях школьного возраста ...…… 8
1.7. Майкопское Асеевское братство ……………………………………….. 8
1.8. Екатеринодарский художественный кружок при городской картинной галерее ……………………………………………………………………. 9
1.9. Александро-Невское религиозно-просветительское братство ……… 10
2. Меценаты.
2.1. Кирилл Васильевич Россинский …………………………………….… 11
2.2. Федор Акимович Коваленко …………………………….………….…. 13
2.3. Юлия Яковлевна Маглиновская ………………………………….…… 14
2.4. Лю Нахлухович Трахов …………………………………………..……. 15
2.5. Николай Лазаревич Тарасов …………………………………………… 17
2.6. София Иосифовна Бабыч ………………………………………….…… 20
2.7. Борис Власьевич Черачев ……………………………………………… 21
2.8. Эрнест Эрнестович Баллион ……………………………………...…… 21

Работа содержит 1 файл

Культурно-просветительская деятельность кубанских благотворительных обществ и меценатов (середина XIX – начало XX вв)..docx

— 63.97 Кб (Скачать)

Кто ж не знал, что Н.Л. Тарасов – уроженец Екатеринодара, представитель знаменитого на Кубани, а затем и в России торгового  дома бр. Тарасовых. Этот почтенный дом возник в 1881 году в казачьей столице.

Один брат основал  свою торговлю в Екатеринодаре, а  другие три брата, обладатели трехмиллионного капитала, в 1900 году переехали в Москву и, широко развернув свое дело, быстро стали процветающей фирмой под названием «Товарищество мануфактур бр. Тарасовых», округляя свои капиталы. К 1911 году их состояние возросло до четырех миллионов рублей…

Жил в Первопрестольной и Николай Тарасов, юноша задумчивый, с добрым сердцем и кроткой  душой. Он окончил полный 6-летний курс практической Академии коммерческих наук. Стал одним из четырех пайщиков мануфактурного товарищества. Но душа его жила другим – литературой, искусством и театром. Воспитанник русской культуры, он обладал незаурядными писательским и художественным дарованиями. Конечно, во всем он был талантливым самоучкой, так как с детства остался без надлежащего отцовского надзора и педагогического руководства. И он, обладатель миллионного богатства, тратил деньги на приобретение картин, книг классиков мировой литературы. И читал, читал. Знавшие Николая Тарасова поражались его начитанности и эрудированности. Его любимым поэтом был Пушкин. И сам он, подражая гению, писал стихи легко, свободно и грациозно. Это были веселые шутки, скетчи, стилизации – тонко угаданные поэтические подделки…

Будучи уже  молодым человеком, в 1906 г. Николай  Лазаревич познакомился и подружился с актерами Художественного театра. Это случилось не в Москве, а  в Берлине, где эта труппа тогда  выступала и терпела большие  убытки. Отзывчивый и щедрый Тарасов, увидев, в каком бедственном положении находятся артисты, одолжил театру 30 тысяч рублей, выручив и избавив их от тяжелого финансового краха. С той поры он стал не только другом, но и пайщиком театра, членом его товарищества. В дальнейшем, желая объединить артистов своего любимого театра, Николай Лазаревич основал кабаре «Летучая мышь», где бы могли найти отдых и развлечение не только «художественники», но и актеры других столичных сцен. Этой труппой руководил известный Н.Ф. Балиев, большой друг Тарасова живший у него на квартире.

Увлеченный театром, московский мульти миллионер не копил  богатства всуе, не зазнавался. Он состоял  почетным членом многих благотворительных  организаций. Занимал видное общественное положение. Сотни бедных и разорившихся обращались к нему за помощью. И никому не было отказа.

Постоянно живя в Москве, не забывал Николай Лазаревич  и о своем родном Екатеринодаре: многим обездоленным и нуждающимся , армянам и русским, он оказывал материальную помощь. В 1903 г. на праздник Св. Пасхи, выпавший на 6 апреля, благотворитель пожертвовал 1 тысячу рублей, с тем чтобы в городе были устроены разговены для пятисот человек бедняков. В 1905 г. он основывает четыре стипендии имени своих родителей – Анны и Лазаря Тарасовых – при Екатеринодарской мужской гимназии. Для этих целей должны быть использованы проценты с капитала в 20800 рублей наличными, а так же другой капитал 5-процентного облигационного внутреннего займа в государственном банке. В дарственной бумаге есть два примечательных пункта: стипендиями могут пользоваться гимназисты хорошего поведения и удовлетворительного успеха православного и армяно-григорианского вероисповедания, а на стипендиатов гуманный жертвователь не налагал никаких дополнительных и обременительных обязательств.

Не забывал  Тарасов и о служащих своего торгового  дома. Например. На протяжении многих лет им оказывалась крупная денежная поддержка семье бухгалтера, по несчастному случаю застрелившегося на службе у бр. Тарасовых. А однажды он услышал игру маленького скрипача Миши Кирлиана, восхитился его талантом и подарил юному музыканту скрипку стоимостью 800 рублей работы знаменитого итальянского мастера XVI  века Андреа Амати.

Николай Лазаревич  был человеком удивительной доброты, отзывчивости и щедрости… И было загадкой для всех, что этот оптимист, будучи 28 лет от роду, покончил с собой. Произошло это 31 октября 1910 г.

Гибель Тарасова связывали с неразделенной трагической  любовью к нему молодой девушки  из богатой купеческой семьи Грибовых. Легенда гласила, что Грибова  за день до смерти Николая Лазаревича позвонила ему по телефону и сказала, что ей нужен его совет: выходить ли ей замуж за молодого человека, который давно добивается ее руки… Тарасов ответил: «Да». Девушка поблагодарила и повесила трубку. А на следующий день в газетах появилось траурное сообщение, что ночью Грибова, а вслед за ней и ее жених, покончили с собой27.

    1. София Иосифовна Бабыч.

В 1894 году в Екатеринодаре  создается община сестер милосердия Российского общества «Красный Крест». Она находилась под высочайшим покровительством государыни императрицы Марии Федоровны. Попечительство этой общины взяла на себя София Иосифовна Бабыч, жена атамана Кубанского казачьего войска.

В 1916 году на средства семьи Бабыч в Екатеринодаре открылась водолечебница имени Софии Бабыч. Большую работу проводила она и в дамском комитете. На собранные пожертвования открывались ремесленные классы, кружки рукоделия, где дети-сироты получали необходимые им профессии. При участии атамана и его супруги в Екатеринодаре открылся дом для беспризорных детей с ремесленной школой.  Приказы, опубликованные в газете «Кубанские областные ведомости» в этот период, поощряют благотворительность в пользу музеев, поддерживают охрану памятников старины, Призывают к честности и благородству.

После расстрела  атамана Бабыча в 1918 году семью спас генерал А. Шкуро, вывез из Кисловодска со своим отрядом в Екатеринодар. София Иосифовна проживала с дочерьми Екатериной и Еленой, внуками в Лондоне. Умерла она в 1964 году28.

    1. Борис Власьевич Черачев.

В Екатеринодаре  широко торговал мануфактурой купец  Борис Власьевич Черачев.Годовой оборот купца первой гильдии составлял более 400 тыс. рублей. Он посулил привезти красавице жене из Парижа самые лучшие золотые украшения. Но красавица запротестовала: «Построй лучше на эти деньги школу». В 1907 году начинается строительство – и в знак благодарности армянское общество присвоило школе имя мецената. Проект здания был разработан екатеринодарскими архитекторами Н.М. Козо-Полянским и Л.Ф. Эбергом в стиле неоклассицизма. Богато украсили не только фасад здания, но и его внутренние помещения. В залах, вестибюле – колонны классических ордеров, потолки с иониками и растительным орнаментом, великолепные мраморные лестницы.

В школе учились  мальчики и девочки, а в центральном  зале устраивались народные чтения, ставились  любительские спектакли, проводились  конкурсы. Меценат и благотворитель, Черачев был членом общества по борьбе с нищенством, выделял деньги на содержание театра и его труппы.

По иронии судьбы, Борис Власьевич Черачев, после национализации его же магазинов сидел на ступеньках драмтеатра с фуражкой и просил милостыню. Милостыню подавали его же приказчики. Умер Черачев в полной нищете: его даже не на что было похоронить29.

    1. Эрнест Эрнестович Баллион.

Эрнест Эрнестович Баллион приехал в Новороссийск уже будучи пенсионером в конце 80-х годов XIV века. Если учесть, что он родился в 1816 году, то возглавил библиотеку в Новороссийске, созданную на основе его личной библиотеки, в возрасте почти 78 лет. Баллионовская библиотека включала в себя почти три тысячи томов.

Первоначальное  образование будущий профессор-энтомолог  получил в реформатском  училище, по окончании которого много лет занимался педагогической деятельностью, а проще говоря, был частным учителем. После этого с конца 40-х годов обучался в Казанском университете. Здесь он в 1852 году закончил физико-математический факультет, после чего опять учительствовал, преподавал естественную историю во второй казанской гимназии.

В 1860 году Эрнест Баллион назначается адъюнкт-профессором в Горы-горецкий земледельческий институт. К тому времени земледельческий институт распологался в Могилевской губернии, но вскоре после этого перенесли в Санкт-Петербург. Уже в столице Баллион сделался сначала доцентом, а затем и профессором Лесного института.

В Новороссийске  действительный статский советник –  а именно такой чин был у  Эрнеста Баллиона по приезде в город, руководил библиотекой до самой своей смерти в 1901 году.

В прежние времена  инициатива открытия общественных библиотек  принадлежала частным лицам. Дело в том, что Кубанская областная и Черноморская губернская администрация отпускали на обустройство библиотек мизерные средства, поэтому число их увеличивалось крайне медленно, и они были малодоступны для широких масс30. 
 

Заключение.

Как показывают сохранившиеся материалы, на рубеже XIX-XX вв. государство и городское самоуправление выделяло недостаточно средств на развитие образования. Поэтому основная забота о подрастающем поколении лежала на общественных организациях.

Благотворительность дореволюционного периода была освящена православной традицией, о чем свидетельствует большое количество православных благотворительных обществ, общин и братств. Веками в России церковь являлась идейным вдохновителем и непосредственным организатором решения благотворительных задач.

Кубанская интеллигенция  всячески способствовала просвещению  народных масс. Многие из них участвовали  в нескольких общественных объединениях и не жалели для этой деятельности сил и средств.

Благотворительность и культурно-просветительская деятельность объединяла людей с высоким чувством гражданственности и гуманизма. Разумеется, благотворительные общества и меценаты не могли помочь всем нуждающимся, но люди чувствовали, что их положение встречает понимание и сострадание. Далеко не все, намеченное программами благотворительных обществ, удалось осуществить, но результаты свидетельствовали о важности и полезности культурно-просветительской работы екатеринодарской интеллигенции.

Информация о  благотворительных обществах и  меценатах сохранилась в основном только в газетах и архивных «делах». 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Артюхина, В. И жизнь, и слезы, и любовь… / В. Артюхина // Краснодарские известия. – 2007. – 29 сент. – С.15.
  2. Бардадым, В. П. Жизнь Николая Тарасова / В. П. Бардадым // Кумиры театра : этюды театральной жизни / В. П. Бардадым ; худож. П. Анидалов, С. Тараник. – Краснодар : Советская Кубань, 2000. – С. 171-176.
  3. Бахмет, Ю. Брат за брата / Ю. Бахмет, О. Леусян // Вестник недвижимости Кубани. – 2010. – №2 (дек. – янв.). – С. 68-69.
  4. Вантеева, Н. В. Благотворительная деятельность русской православной церкви на Ставрополье и Кубани в XIX – начале XX века / Н. В. Вантеева // Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России : материалы научно-практической конференции. – Ставрополь, 2004. – С. 36-41.
  5. Горожанина, М. Ю. Педагогическое наследие К. В. Россинского / М. Ю. Горожанина // Проблемы истории Северного Кавказа : сб. науч. статей / КубГУ ; отв. ред. П. П. Матющенко ; сост. Л. М. Галутво, П. П. Матющенко. – Краснодар, 2000. – С. 78-85. – (К 60-летию со дня рождения и 30-летию научной деятельности профессора В. Н. Ратушняка).
  6. Громов, В. П. Культурно-просветительская деятельность Екатеринодарского благотворительного общества в 60-90-е годы XIX в. / В. П. Громов // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода : сб. науч. трудов / Кубан. гос. ун-т. – Краснодар, 1991. – С. 27-38.
  7. Денисин, И. Екатеринодарский меценат : 16 мая исполнилось 140 лет со дня рождения Федора Акимовича Коваленко / И. Денисин // Краснодар. – 2006. – 19 мая. – С. 14.
  8. Ковина, Н. «Лично для себя никаких вознаграждений не желаю» / Н. Ковина // Кубанские новости – 2004. – 24 дек. – С. 20.
  9. Лапин, Е. Как пройти в библиотеку? / Е. Лапин // Новороссийский рабочий. – 2007. – 4 авг. – С. 7.
  10. Лихоносов, В. И. Свет добра / В. И. Лихоносов // Родная Кубань. – 2009. – №3. – С. 5-10.
  11. Нагаева, Г. А. Женские организации дореволюционной Кубани: помощь нуждающимся детям в получении образования / Г. А. Нагаева. // Смысл жизни в системе нравственных приоритетов современной молодежи : материалы научно-практической конференции (г. Анапа, 19-21 мая 2006 г.). – Анапа, 2006. – С. 119-120.
  12. Рука дающего не оскудеет / подгот. М. Аванесова // Краснодарские известия. – 2008. – 20 дек. – С. 4.
  13. Снигур, С. Благотворительность начиналась с женщин / С. Снигур // Деловая газета. Юг. – 2008. – 18-24 нояб. – С. 28.
  14. Кукушкина, С. А. О деятельности Екатеринодарского художественного кружка при городской картинной галерее / С. А. Кукушкина // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода : сб. науч. трудов / Кубан. гос. ун-т. – Краснодар, 1991. – С. 38-45.

Информация о работе Культурно-просветительская деятельность кубанских благотворительных обществ и меценатов (середина XIX – начало XX вв)