Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:30, реферат
Настоящий реферат посвящен возникновению, культурно-просветительской деятельности и значению в культурной жизни Кубани благотворительных обществ и меценатов.
Возникновение обществ на Кубани, как и по всей стране в целом, было обусловлено ростом общественной активности, происходившим в связи с развитием капитализма, расширением демократического движения.
1. Благотворительные общества.
1.1. Екатеринодарское женское благотворительное общество …….……… 5
1.2. Екатеринодарское мужское благотворительное общество ……….…... 6
1.3. Кубанское Мариинское училище ……………………………….……… 7
1.4. Войсковой приют для девиц ……………………………...…………….. 7
1.5. Женский клуб ……………………………………………………………. 7
1.6. Комитет попечения о бесприютных детях школьного возраста ...…… 8
1.7. Майкопское Асеевское братство ……………………………………….. 8
1.8. Екатеринодарский художественный кружок при городской картинной галерее ……………………………………………………………………. 9
1.9. Александро-Невское религиозно-просветительское братство ……… 10
2. Меценаты.
2.1. Кирилл Васильевич Россинский …………………………………….… 11
2.2. Федор Акимович Коваленко …………………………….………….…. 13
2.3. Юлия Яковлевна Маглиновская ………………………………….…… 14
2.4. Лю Нахлухович Трахов …………………………………………..……. 15
2.5. Николай Лазаревич Тарасов …………………………………………… 17
2.6. София Иосифовна Бабыч ………………………………………….…… 20
2.7. Борис Власьевич Черачев ……………………………………………… 21
2.8. Эрнест Эрнестович Баллион ……………………………………...…… 21
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления и психологии
Кафедра социальной
работы, психологии и педагогики высшего
образования
Реферат
По истории социальной работы
На тему:
«Культурно-просветительская деятельность
кубанских благотворительных обществ
и меценатов (середина XIX – начало XX вв.)»
Выполнила:
Студентка 1-го курса
Кандидат экономических наук,
ФУП, социальная
работа
Лазарева В.О.
Краснодар 2011
Содержание:
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы ……………………………………...…..
24
Введение.
Изучение культурно-
Первые учебные заведения, библиотеки и культурно-просветительские учреждения на Кубани появляются уже в конце XVIII в. Но в условиях Кавказской войны все это рассматривается как второстепенное. И лишь с 60-х годов XIX в. наступил коренной перелом. Общественная жизнь в Кубанской области и Черноморской губернии активизировалась.
Возникновение обществ на Кубани, как и по всей стране в целом, было обусловлено ростом общественной активности, происходившим в связи с развитием капитализма, расширением демократического движения.
Важную роль в культурно-просветительской деятельности на Кубани в изучаемый период сыграла местная интеллигенция, численность которой постоянно возрастала. Самым многочисленным ее отрядом было учительство, затем следовали чиновники административных учреждений, врачи, адвокаты, инженеры, офицеры и т.д. В 1916 г. на Кубани действовало более 140 культурно-просветительских и иных обществ4.
Если в 1860 г. на Кубани было всего 36 учебных заведений, в которых обучалось не более 2 тыс. человек, то в 1913 г. функционировало уже 1915 школ с числом учащихся более 20 тыс.5 В результате к 1916 г. грамотными были 43% кубанских казаков.
Настоящий реферат
посвящен возникновению, культурно-просветительской
деятельности и значению в культурной
жизни Кубани благотворительных обществ
и меценатов.
Первое благотворительное общество в Екатеринодаре возникло в 1860 г. Инициатором его создания выступила жена генерал-майора П.С. Иванина.
Полное имя доброхотки (так в императорской России называли благотворителей) в документах не сохранилось.
В состав Екатеринодарского общества вошли жены знатных офицеров, дворян, гильдийных купцов. Главной задачей общества стало открытие специальных учебных заведений для женщин. Благодаря работе Иваниной уже в конце 1860 г. в Екатеринодаре открылось первое в Кубанской области женское училище, где дочери бедных казаков и офицеров получали начальное образование. В 1863 г. училище насчитывало 66 учениц. До этого в жизни казачества образование женщин, даже интеллигентного круга, ограничивалось домашним воспитанием.
25 декабря 1862
г. был утвержден устав
Первые пожертвования на нужды благотворительного общества внес сам император Александр II. Из своих личных средств он передал 800 рублей серебром.
Общество организовывало концерты, спектакли и другие культурные мероприятия7.
Осенью 1872 г. в
Новороссийске открылось
Отметим, что деятельность женских организаций в данной области способствовала не только развитию женского образования, но также касалась дошкольного воспитания.
21 января 1901 г.
в Екатеринодаре по улице
С 1865 г. общество открыло более 15 женских школ в крупных станицах, среди которых Полтавская, Ладожская, Отрадная, Уманская (сейчас Ленинградская), Вознесенская. За время своего существования школы выпустили более 5 тыс. воспитанниц. На их образование затратили 163,14 тыс. рублей. В 1914 г. Екатеринодарским женским благотворительным обществом субсидировалось 22 начальные школы10.
Наряду с женским в Екатеринодаре существовало и мужское Благотворительное общество. Устав последнего был утвержден 13 декабря 1867 г. Общество ставило перед собой цель распространять грамотность среди бедных детей города Екатеринодара, в частности взяло под свое попечение Дмитриевскую мужскую школу. В дальнейшем мужское и женское благотворительные общества объединились и существовали как отделения, между которыми поровну распределялись средства, вырученные от благотворительных мероприятий11.
Ровно через год после открытия женского общества в Екатеринодаре начало действовать Кубанское Мариинское училище (позже Мариинский институт) – первое среднее женское учебное заведение на Кубани. Руководила им также Елена Сумарокова-Эльстон. Проработав в этой должности около 3-х лет, она не взяла ни копейки из положенного ей жалования. Накопленный ей капитал передала в ведение училищного совета. Впоследствии проценты с капитала тратились «на экипировку» (одежду) беднейших выпускных воспитанниц»12.
Одним из главных событий в деятельности женского общества стало открытие в 1883 г. войскового приюта для девиц. Хлопоты по его открытию взяла на себя председательница общества Евдокия Шереметьева.
В начале 1883 г. приют начал работу. В нем разместилось 150 воспитанниц, которых обучали белошвейному, куховаренному, прачечному и молочному хозяйству. На устройстве в приюте ремесленного класса императрица Мария Федоровна, в попечительстве которой состояло общество, пожертвовала из личных средств 5 тыс. рублей.
В апреле 1912 г. Юлия Маглиновская, дочь судебного следователя в Екатеринодаре, открыла женский клуб. Руководила она им вместе с Софьей Глинской. Численность членов клуба превышала 150 человек. Основными задачами были: открытие детских садов, родильных приютов, библиотек и, главное, - борьба с проституцией в Кубанской области. Клуб вел активное участие в дне «Белой Ромашки», посвященном борьбе против туберкулеза и чахотки.
1 июля 1911 г. в
помещении новороссийского
Женский клуб, как и женское благотворительное общество, был закрыт советским правительством после 1920 г., когда в Екатеринодаре установилась советская власть14.
Особо следует отметить роль учительниц в деле развития образования и помощи нуждающимся детям. Так, в начале XX в. по инициативе народной учительницы Раисы Гавриловны Хлебниковой в Екатеринодаре был создан Комитет попечения о бесприютных детях школьного возраста. 16 марта 1906 г. Комитет принял решение о постройке собственного здания. Основной капитал для строительства составили денежные пожертвования горожан15. 4 декабря 1907 г. здание Дневного училища было построено. На его содержание ежегодно расходовалось до 12 тыс. рублей16.
Из православных братств Кавказской епархии, известных своей благотворительностью, можно назвать Майкопское Асеевское братство, целью которого было оказание материальной и нравственной помощи бедным всех классов города Майкопа17.
Устав братства был утвержден 17 ноября 1890 г. Помощь, оказываемая им, была весьма широка и разнообразна. Прежде всего, это были денежные и натуральные пособия, беспроцентные ссуды, предоставление бесплатной медицинской помощи, приискание нуждающимся работы, сбыт продукции. Также братство содержало приют с отделениями для престарелых и сирот. Не последнее место в деятельности братства занимала религиозно-просветительская работа: организация народных чтений, устройство читален, поддержка майкопских школ18.
Условия для организации в Екатеринодаре художественного кружка были созданы с открытием Екатеринодарской городской картинной галереи, ее художественно-просветительской деятельностью. Кружок этот, существовавший с 1908 г., вел широкую разноплановую работу по развитию художественной культуры населения города и области.
В создании картинной
галереи принял активное участие
Ф.А. Коваленко (1866-1919), житель Екатеринодара,
страстный любитель и пропагандист
изобразительного искусства, подаривший
в 1903 г. городу свою коллекцию картин,
ставшую основой первого
30 ноября 1908 г. Коваленко собрал в помещении галереи будущих членов кружка для обсуждения проекта его устава. Для выработки окончательной редакции устава была избрана комиссия из семи человек, включая и Ф.А. Коваленко.