Культурное преобразование советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 04:07, реферат

Описание работы

Функция обслуживания предъявляла свои требования к облику культуры, ее содержанию: она стала создавать "положительные образы" для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием.

Работа содержит 1 файл

Реферат Культура и наука СССР.docx

— 35.24 Кб (Скачать)

    Реформирование  в области образования.

       

            Историческим  наследием  царского  режима  явилась  значительная  доля неграмотного населения.  Между  тем  необходимость   быстрой  индустриализации страны  требовала огромное количество  грамотных производительных работников.        

          Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности.  Миллионы взрослых прошли подготовку  в школах по ликвидации неграмотности  (ликбезах), создавалась сеть изб-читален,  библиотек. Новая система образования  строилась на принципах единой  трудовой школы. Обязательным  было сначала четырехклассное  начальное, а затем и семиклассное  образование.

           20-е гг. — яркая страница в  истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций  (безурочная система, безоценочное  обучение, лабораторный метод, самоуправление  и др.) В 30-е гг. ситуация в  школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные  формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт  предыдущего десятилетия осужден  как «перегиб». К 20-м гг. относится  создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов  с высшим образованием из числа  рабочих и крестьян. Особое внимание  уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). С начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.

        К концу 30-х годов тяжелое  наследие царизма – массовая  безграмотность – было преодолено. Большой вклад в организацию  народного образования и просвещения,  в развитие педагогики внесли  Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые  педагоги А.С. Макаренко, П.П.  Блонский, С.Т. Шацкий.

После войны важнейшей задачей советского правительства стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские  здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета  на образование выделялись большие  средства  Страна перешла к системе  всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать  путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной  программе в учительских институтах. И все же система образования  динамично развивалась. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы  был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее  подразделение – Отдел науки  и высших учебных заведений был  создан в ЦК ВКП (б). 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Наука в  СССР
 

           Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. Наиболее были развиты технические науки и естественнонаучные дисциплины, имелись значительные достижения и в гуманитарных науках. Научные сотрудники работали как в Академии наук СССР, так и в отраслевых и республиканских академиях в различных предприятиях Министерств. Благодаря высоко развитой науке (6-7 место в мире по нобелевским лауреатам, 1/4 часть всех научных работников мира), на достаточно высоком уровне находились  образование и здравоохранение, впервые в мире построенное на научных основах, неоднократно продемонстрировавшее свою эффективность и по многим параметрам считавшееся едва ли не лучшим в мире.

Отрасли экономики, созданные наукой в СССР — Атомная энергетика, самолётостроение, космонавтика, вычислительная техника.

       В 30-е годы советская наука  перешла на плановую систему.  Множество научных учреждений  возникло на периферии. Были  созданы филиалы Академии наук  в Закавказских республиках, на  Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане. Партия требовала, чтобы наука  обслуживала практику социалистического  строительства, оказывала непосредственное  воздействие на производство, способствовала  укреплению военной мощи страны.        

         Эти годы оказались сложными  для отечественной науки. С  одной стороны, в СССР разворачиваются  масштабные исследовательские программы,  создаются новые научно-исследовательские  институты: в 1934 г. С. И. Вавилов  основал Физический институт  АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда  же создан Институт органической  химии, в Москве П. Л. Капица  создает Институт физических  проблем, в 1937 г. создан Институт  геофизики. Продолжают работу  физиолог И. П. Павлов, селекционер  И. В. Мичурин. Результатом работы  советских ученых были многочисленные  открытия как в фундаментальных,  так и в прикладных областях. Возрождается историческая наука.  Возобновляется преподавание истории  в средней и высшей школе.  Создается научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков – автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле – знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

    В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия  для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия  Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена  Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело  к тому, что многие перспективные  направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу  некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент  ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор  ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического  Труда С. П. Королев и многие другие.

    Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному  потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой  добросовестно служили советскому государству.

    В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией  И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута  идея о неизбежном усилении классовой  борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах  ученых трудов и периодических изданий  превозносились несуществующие заслуги  Вождя. В стране утверждался культ  личности Сталина. 

      

 Яркой  страницей в летописи советской  науки явилось освоение Арктики.           

       В 1937 году экипаж летчиков во  главе с В.П. Чкаловым совершил  первый в мире беспосадочный  перелет через Северный полюс  из СССР в США, покрыв свыше  12 тыс. км за 63,5 часа. Еще в начале  XX века русский ученый К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Продолжая разработку теории космических полетов была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой в годы войны “катюши”. Летом 1933 группа запустила первую ракету на жидком топливе. К этому же времени относится начало изучения стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат “СССР” поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января 1934 года второй советский стратостат “Осоавиахим-1” поднялся на высоту 22 км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа.

      После Октябрьской революции  многие ученые и конструкторы, горячо верившие в осуществление  идей К. Э. Циолковского, стали  работать над их дальнейшим  развитием и претворением в  жизнь. 

      В эти годы создаются и проходят  испытания первые советские жидкостные  ракеты. Накапливается опыт их  проектирования и изготовления, подготовки и осуществления пусков. Стало очевидно, что дальнейшее  развитие ракетной техники потребует  проведения обширных научно-исследовательских,  конструкторских и экспериментальных  работ, многие из которых явились  совершенно новыми направлениями  в науке и технике.Были созданы  специализированные научные организации  и конструкторские бюро. В результате  многолетней совместной деятельности  этих организаций постоянно улучшались  летные характеристики ракет. 

В 1957 г. была создана первая космическая  ракета. 4 октября 1957 г. в Советском  Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник  Земли. Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории  человечества. Он ярко продемонстрировал  высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники.

Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.

Продолжалась  деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова и его  учеников. На основе научных изысканий  академика С.В. Лебедева в Советском  Союзе впервые в мире было организовано производство искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана  и успешно развивалась новая  наука – биохимия. Открытия в  области астрономии сделал армянский  ученый В.А. Амбарцумян.

Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука (И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской  идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому  истреблению подвергалась русская  школа генетики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

                        

1.  Боханов   А.Н.,  Горинов  М.М.  и  др.  История  России  ХХ  век.  -  М.:

   Издательство  АСТ, 1996.

3. Полевой В.  М. Малая история искусств. Искусство  ХХ  века.  1901  -  1945.

   М.: Искусство, 1991.

4.Орлов А.С.,Георгиев  Н.Г.,Сивохина Т.А. История России  с древнейших времен до наших  дней. Учебник. Издание второе, переработанное  и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Л.В.  Рожников, 2002. -520 с.  
 
 
 

Информация о работе Культурное преобразование советской власти