Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 04:07, реферат
Функция обслуживания предъявляла свои требования к облику культуры, ее содержанию: она стала создавать "положительные образы" для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием.
В период существования СССР, несомненно, произошел мощный сдвиг в культуре и науке. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией".
Однако все преобразования,
во-первых, оказались хотя
и широкими, но весьма бедными.
Они порождали, в сущности,
"полукультуру" или даже
квазикультуру, замешенную на
причудливой духовной маргинальности
миллионов и миллионов людей.
Но это не ошибка и не
вина советской власти тех
лет - иначе и быть не могло:
грандиозность масштабов и
молниеностность темпов
Рвение, с которым
Функция обслуживания
1.Культурное
развитие СССР
Годы
советской власти значительно изменили
облик России. Произошедшие изменения
нельзя оценивать однозначно. С одной
стороны, нельзя не признать, что в
годы революции и после нее
культуре был нанесен большой
урон: многие видные писатели, художники,
ученые вынуждены были покинуть страну
или погибли. Все труднее было
пробиться к зрителю, читателю, слушателю
тем деятелям культуры, которые не
уехали, но так и не смогли найти
общего языка с установившейся властью.
Разрушались памятники
Вместе
с тем, во многих областях культурного
развития были достигнуты значительные
успехи. Значительно изменилась ситуация
в литературе. В начале 30-х гг.
пришел конец существованию свободных
творческих кружков и групп. Постановлением
ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке
литературно-художественных организаций»
был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на
I Всесоюзном съезде советских писателей
был организован «Союз
Произведя организационную
Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.
Ограниченность
идейных рамок соцреализма
В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький. Метафоричность, философская глубина характерны для прозы Л. М. Леонова («Вор» 1927 г., «Соть» 1930 г.), сыгравшей особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященного эпохе становления Советской власти. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась воспитательная функция советской литературы. Идеальный персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской молодежи. Классиком советского исторического романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929–1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время расцвета детской литературы.
Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде.
В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита».
В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.
В
изобразительном искусстве
Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева.
К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром». Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.
Быстро развивается
Культура
СССР в годы Великой Отечественной
войны и послевоенный период.
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России.
Немалую
роль в достижении Победы сыграли
деятели науки и искусства. С
первых дней войны литература стала
важнейшим идейным и духовным
оружием в борьбе с врагом. Многие
писатели в качестве военных корреспондентов
отправились на фронт: К. М. Симонов,
А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар,
Е. П. Петров. Подъем патриотических чувств,
вызванный войной, стал мощным стимулом
к творчеству. Бурный взлет переживает
лирика. Большой отклик среди фронтовиков
имели стихотворения
Информация о работе Культурное преобразование советской власти