Культурное преобразование советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 04:07, реферат

Описание работы

Функция обслуживания предъявляла свои требования к облику культуры, ее содержанию: она стала создавать "положительные образы" для подражания, поставлять разоблачения явлений и характеров для их изживания, она стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы изведывать непостигнутое и возвышать человека над изнуряющим его наличным бытием.

Работа содержит 1 файл

Реферат Культура и наука СССР.docx

— 35.24 Кб (Скачать)

                                                Введение.

    В период существования СССР, несомненно, произошел мощный сдвиг в культуре и науке. Если социальная революция  уничтожила  в  стране    полусредневековую  сословность, разделявшую  общество  на  "народ"  и  "верхи",  то  культурные преобразования  за  два  десятка  лет  двинули  ее   по   пути   преодоления  цивилизационного разрыва в  повседневной  жизни  многих  десятков  миллионов  людей.  В  невообразимо  короткий  срок   материальные   возможности   людей перестали  быть  существенным  барьером  между  ними  и  по   крайней   мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно  меньше  стало  зависеть от социально-профессионального  статуса людей. И по  масштабу,  и  по  темпам эти  изменения  и  в  самом  деле  можно  считать  общенародной  "культурной революцией".

   Однако  все  преобразования,  во-первых,   оказались   хотя   и широкими, но весьма бедными.  Они порождали, в сущности,  "полукультуру"  или даже  квазикультуру,  замешенную  на  причудливой  духовной   маргинальности  миллионов и миллионов людей.  Но это не ошибка и  не  вина  советской  власти тех  лет - иначе и быть не могло:  грандиозность масштабов  и   молниеностность темпов высокого  качества культурности не обеспечивают.  Во-вторых,  культура "навязывалась" народу: жестким регулированием  сельской  жизни  -  колхозной  системой, а городской - "мобилизационными  возможностями"  заводских   ударных строек, организационным  и пропагандистским натиском  государственных  планов "охвата",  комсомольских  кампаний,  профсоюзных   соревнований.  Тем   самым проращивание  потребности  в  культуре  подменялось,  по  существу,  диктатом  общественных структур и  давлением   общественной  атмосферы.  Это   уже  была историческая ошибка, порожденная уверенностью  во  всесилии  "революционного натиска".

          Рвение, с которым гиперполитизированный  революцией строй  стремился   к созданию в нашей стране "культуры  нового типа", уже  в  20-е   годы  получило "марксистское" теоретическое обоснование. Были "установлены"  эти  "основные  черты";   коммунистическая   идейность    и    партийность,    коллективизм, интернационализм и патриотизм, руководство  КПСС  и  советского  государства планомерным развитием культуры. Именно это  и  объявлялось  "новым  шагом  в духовном развитии человечества", его "вершиной". В  нашей  стране  произошел   насильственный   разрыв   с   культурно- исторической традицией.  Борьба  с  "пороками  старой  культуры"  привела  к значительному обеднению, а во многих отношениях и разрушению этой  традиции.

       Функция обслуживания предъявляла  свои требования к облику культуры, ее содержанию: она  стала   создавать  "положительные   образы"  для  подражания, поставлять  разоблачения явлений и характеров  для  их  изживания,  она   стала "отражать", иллюстрировать, насаждать границы вместо того, чтобы  изведывать непостигнутое  и возвышать  человека  над   изнуряющим  его  наличным  бытием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Культурное  развитие СССР  

    Годы  советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения  нельзя оценивать однозначно. С одной  стороны, нельзя не признать, что в  годы революции и после нее  культуре был нанесен большой  урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю  тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти  общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные  ворота и сотни безвестных городских  и сельских церквушек, многие из которых  представляли историческую и художественную ценность.

    Вместе  с тем, во многих областях культурного  развития были достигнуты значительные успехи. Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных  творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке  литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей  был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Не быть членом Союза было нельзя, т. к. в таком случае писатель лишался возможности публиковать  свои произведения и мог быть привлечен  к уголовной ответственности  за «тунеядство». У истоков этой организации стоял М. Горький, однако его председательство в ней продолжалось недолго. После его смерти в 1936 г. председателем стал А. А. Фадеев (бывший РАППовец), остававшийся на этом посту  на протяжении всей сталинской эпохи (до его самоубийства в 1956 г.). Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

        Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за  унификацию стилистическую и  идеологическую. В 1936 г. развернулась  «дискуссия о формализме». В  ходе «дискуссии» посредством  грубой критики началась травля  тех представителей творческой  интеллигенции, эстетические принципы  которых отличались от «социалистического  реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных выпадов  попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. В число «чуждых»  попали композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели  Б. Пастернак, Ю. Олеша и др. По существу «борьба с формализмом»  имела целью уничтожить всех  тех, чей талант не был поставлен  на службу власти. Многие деятели  искусства были репрессированы.

    Определяющим  стилем в литературе, живописи и  других видах искусства стал так  называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом  мало общего. При внешнем «живоподобии»  он не отражал действительность в  настоящем ее виде, а стремился  выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной  идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность  идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства  того времени. Реальность была гораздо  сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

    Ограниченность  идейных рамок соцреализма стала  значительным препятствием развития советской  литературы. Тем не менее в 30-х  гг. появляется несколько крупных  произведений, вошедших в историю  русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович  Шолохов (1905–1984). Выдающимся произведением  является его роман «Тихий Дон. Коллективизации  на Дону посвящен роман «Поднятая целина». Литературные труды Шолохова были отмечены  Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские заслуги он был удостоен Нобелевской премии (1965 г.).

    В тридцатые годы завершает свой последний  роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина» М. Горький.  Метафоричность,  философская  глубина характерны для прозы  Л. М. Леонова («Вор» 1927 г., «Соть» 1930 г.), сыгравшей особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело творчество Н. А. Островского, автора романа «Как закалялась сталь» (1934 г.), посвященного эпохе становления  Советской власти. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого  проявилась воспитательная функция  советской литературы. Идеальный  персонаж Павка стал в реальности примером для широких масс советской  молодежи. Классиком советского исторического  романа стал А. Н. Толстой («Петр I» 1929–1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы время  расцвета детской литературы.

    Несмотря  на идеологический диктат и тотальный  контроль, продолжала развиваться и  свободная литература. Под угрозой  репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание  продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду  сталинской пропаганде.

    В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита».

    В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение  любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным  занавесом» остались многие русские  литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей России. Писателем первой величины был поэт и прозаик Иван Алексеевич Бунин (1870–1953). Вершиной его творчества считаются повесть «Митина любовь», автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», сборник рассказов «Темные аллеи». В 1933 г. он был удостоен Нобелевской премии.

    В изобразительном искусстве классикой  соцреализма стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос  коммунистов». В отличии от появившихся  в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя  или нарочито оптимистических полотен  вроде «Колхозного праздника» С. В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой –  несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось  передать художнику, трогает зрителя  независимо от политических убеждений. В 30-е года продолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов  современников создает М. В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое  воплощение в живописи М. С. Сарьяна.

    Вершиной  развития скульптуры социалистического  реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Скульптурная группа была изготовлена  В. И. Мухиной для советского павильона  на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

    В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим  продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства  общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру  Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева.

    К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться  неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими  капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству  убранства, часто граничившему с  безвкусицей. Стиль этот иногда именуют  «сталинским ампиром». Вульгарное порой  великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

      Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых  картин. Новые возможности окрылись  с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит  фильм С. М. Эйзенштейна «Александр  Невский». В кино утверждаются  принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную  тематику: «Ленин в Октябре», «Человек  с ружьем»; фильмы о судьбе  человека-труженика: трилогия о  Максиме «Юность Максима», «Возвращение  Максима», «Выборгская сторона»; комедии:  «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух». Огромной  популярностью пользовался фильм  братьев (в действительности же  только однофамильцев, «братья»  – своеобразный псевдоним) Г.  Н. и С. Д. Васильевых –  «Чапаев» (1934 г.).  

Культура  СССР в годы Великой Отечественной  войны и послевоенный период. 

   Великая Отечественная война  – одна из самых ярких и  трагичных страниц в истории  России.

Немалую роль в достижении Победы сыграли  деятели науки и искусства. С  первых дней войны литература стала  важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов  отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков  имели стихотворения Константина  Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы  Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971). Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе  создавались произведения, посвященные  войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую  выезжали театрально-концертные - концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики .Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. 

Информация о работе Культурное преобразование советской власти