Культура Руси до монгольского завоевания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:31, контрольная работа

Описание работы

В работе необходимо рассмотреть следующие вопросы:
этапы развития древнерусской культуры, ее особенности;
письменность, просвещение, литература;
иконопись, фрески, мозаика;
архитектура, строительное дело, ремесла.

Работа содержит 1 файл

Культура Руси до монгольского завоевания.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

    прямая  сажень – 152,7 см;

    косая сажень – диагональ квадрата со стороной;

    в прямую сажень – 216 см;

    мерная  сажень – 176,4 см;

    великая сажень – диагональ квадрата со стороной;

    в мерную сажень – 250 см.

    В основе каждой постройки была математическая система, которая определяла формат кирпичей, толщину стен, радиусы арок и общие габариты здания. При постройке все должно быть продумано и рассчитано заранее. Иногда в математические расчеты здания зодчие вносили интереснейшие поправки исходя из зрительного восприятия будущего, еще не построенного здания, учитывая и заранее исправляя неизбежные оптические искажения (например, церковь Покрова на Нерли под Владимиром, середина XII века). 

    Ремесло

    Деревенское ремесло

    Кузнечное. С ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно их народ окружил сотнями различных легенд и поверий: «кузнец – колдун, хитрец» находился под покровительством русского Гефеста – бога Сварога, он мог не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец является победителем дракона – Змея-Горыныча, которого он приковывает за язык.

    Ювелирное. Наряду с железными изделиями найдено множество бронзовых, медных и серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров. Судя по данным XII-XIII веков, коваль и ювелир совмещались в одном лице.

    Литье. Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье. Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей название «льячки», которые с металлом подогревали в пламени и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторившее форму.

    Ковка и чеканка. На второе место после литья нужно поставить ковку и чеканку цветных металлов.

    Производство  проволоки. Затем после литья и ковки важным является производство проволоки. В небольших количествах проволока употреблялась не только для украшений, но и в быту. Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки делались кольца, а также браслеты, височные кольца, и целый ряд других украшений.

    Гончарное дело. Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю традицию, уводящую нас в неолит. На рубеже IX-X веков оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. В раннее время, судя по дактилоскопическим отпечаткам, изготовление глиняной посуды было женским делом. Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключительно о гончарах-мужчинах. Для изготовления горшков использовалась глина, которую называли «скудель», «зьд» или «здень».

    Домашнее  производство. При натуральном хозяйстве многое производилось в каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в виде домашнего производства, к которому можно отнести изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря.

    Обработка кожи и меха.

    Изготовление  тканей.

    Городское ремесло

    Обработка меди. В городе широко применялись изделия из кованой меди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди, специально выполняли по определенному профилю. Кровли зданий крыли, наряду со свинцом, листами кованой меди. Из меди лили колокола, паникадила, кресты, складни, подсвечники, гири весовые, боевые гири, перекрестья для мечей, а в более ранние времена – идолов, подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала, битна для игры в бабки и т.д.

    Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей. Образцом плоского литья по восковой модели может служить известная бронзовая арка XII века из города Визижа на Десне.

    Ковка и чеканка. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда – судки, вазы, братины, чары, блюда и т.д. Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от середины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно принимала полусферическую форму.

    Волочение проволоки. Потребность в проволоке была большая, и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная, золотая проволока шла на самые различные изделия. Проволока крупного калибра шла на изготовление гривен и браслетов, более тонкого – на височные кольца, цепочки, а наитончайшие проволочные нити украшали поверхности различных предметов сложным и причудливым узором филиграни. Филигрань, русская скань представляют собой скрученные проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может быть ажурной, когда сами проволоки образуют каркас вещи, но может быть и накладной на пластинке. И в том, и в другом случае для скрепления нитей между собой или с пластиной требуется паяние.

    Инкрустация золотом и серебром.

    Чернь и эмаль. Чернь применялась для серебряных изделий, где черный фон резко контрастировал с выступающим светлым серебряным узором. Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как только золото обладает такой степенью ковкости и легкоплавкости, которые требовались для создания основы под эмаль.

    Обработка кожи.

    Обработка камня.

    Стекло. Долгое время все стеклянные вещи, находимые на городищах и в курганах X-XII веков, считали привозными из Византии или даже из Сирии. Но раскопки В.В. Хвойка в Киеве доказали существование там стеклоделательной мастерской. В этой мастерской было найдено большое количество стеклянных браслетов и перстней целых, разбитых и сплавленных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инструменты для изготовления котлов с эмалью.

 

     Заключение

 

    В заключении контрольной работы можно  подвести некоторые итоги.

    В работе были рассмотрены факторы, повлиявшие на складывание и развитие древнерусской культуры в домонгольский период, влияние принятия Христианства и роль церкви в развитии древнерусской культуры, характерные черты древнерусской куль туры.

    Была рассмотрена письменность на Руси, влияние Византии и христианизации на развитие письменности, появление летописей, первых книг, произведений.

    Также было рассмотрено развитие иконописи, появление различных школ живописи – Ярославская, Новгородская.

    В работе было рассмотрено архитектура, развитие строительное дело. Ремесло  было представлено городским и деревенским  ремеслом.

 

     Список использованной литературы

 
  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник для студентов вузов: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002-2002. 398 с.
  2. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.– М.: Искусство, 1993. 84 с.
  3. Вейс Г. Книга История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия. X—XX вв. М.: Эксмо, 2005. 144 с. (http://book.tr200.net/v.php?id=190757)
  4. Петрухин В.Я. Из истории русской культуры. Том 1 (Древняя Русь). М.: Языки русской культуры, 2000. 760 с. (http://book.tr200.net/v.php?id=276485)
  5. Угаров Б.С. 1000-летие русской художественной культуры. Издательство: Gamburg, 1990. 427 с. (http://book.tr200.net/v.php?id=143520)

Информация о работе Культура Руси до монгольского завоевания