Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:31, контрольная работа
В работе необходимо рассмотреть следующие вопросы:
этапы развития древнерусской культуры, ее особенности;
письменность, просвещение, литература;
иконопись, фрески, мозаика;
архитектура, строительное дело, ремесла.
Содержание
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Тема настоящей контрольной работе «Культура Руси до монгольского завоевания». В работе необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Факторы, повлиявшие на складывание и развитие культуры
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты – одни для Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и т.д.
Русь – равнинное государство
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков.
В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, – с угро-финскими племенами, балтами, иранскими, другими славянскими народами и государствами.
Влияние Византии
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Сохранность всех традиций
Поэтому
в чертах русской культуры мы постоянно
сталкиваемся не только с влияниями извне,
но с их порой значительной духовной переработкой,
их постоянным преломлением в абсолютно
русском стиле. Если влияние иноземных
культурных традиций было сильнее в городах,
которые сами по себе являлись центрами
культуры, ее наиболее передовых для своего
времени черт, то сельское население было
в основном хранителем старинных культурных
традиций, связанных с глубинами исторической
памяти народа. В селах и деревнях жизнь
текла в замедленном темпе, они были более
консервативны, труднее поддавались различным
культурным новшествам.
Принятие Христианства – переломный момент в развитии русской культуры
Долгие годы русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек – на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
Под
влияние народных традиций, устоев,
привычек, под влияние народного мировосприятия
новым содержанием наполнялась и сама
церковная культура, религиозная идеология.
Суровое аскетическое христианство Византии
на русской языческой почве с ее культом
природы, поклонением солнцу, свету, ветру,
с ее жизнерадостностью, жизнелюбием,
глубокой человечностью существенно преобразилось,
что нашло отражение во всех тех областях
культуры, где византийское, христианское
в своей основе культурное влияние было
особенно велико. Не случайно во многих
церковных памятниках культуры (например,
сочинениях церковных авторов) мы видим
светские, мирские рассуждения и отражение
чисто мирских страстей. И не случайно,
что вершина духовного достижения Древней
Руси – гениальное «Слово о полку Игореве»
все пронизано языческими мотивами, о
чем мы еще скажем ниже.
Характерные черты русской куль туры
Открытость
и синтетичность древнерусской культуры,
ее мощная опора на народные истоки и народное
восприятие, выработанные всей многострадальной
историей восточного славянства, переплетение
христианский и народно-языческих влияний
привело к тому, что в мировой истории
называют феноменом русской культуры.
Ее характерными чертами являются стремление
к монументальности, масштабности, образности
в летописании; народность, цельность
и простота в искусстве; изящество, глубоко
гуманистическое начало в архитектуре;
мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи;
постоянное биение пульса исканий, сомнений,
страсти в литературе. И над всем этим
господствовала большая слитность творца
культурных ценностей с природой, его
ощущение сопричастности всему человечеству,
переживания за людей, за их боль и несчастья.
Не случайно опять же одним из любимых
образов русской церкви и культуры стал
образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,
непротивленцев, пострадавших за единство
страны, принявших муку ради людей. Эти
особенности и характерные черты культуры
Древней Руси проявились не сразу. В своих
основных обличьях они развивались в течение
столетий. Но потом, уже отлившись в более
или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно
сохраняли свою силу. И даже тогда, когда
единая Русь политически распалась, общие
черты русской культуры проявлялись в
культуре отдельных княжеств. Несмотря
на политические трудности, на местные
особенности, это все равно была единая
русская культура X – начала XII века. Монголо-татарское
нашествие, последующий окончательный
распад русских земель, их подчинение
соседним государствам надолго прервали
это единство.
Роль церкви в развитии русской культуры
Наиболее заметная черта древнерусской культуры – господство в ней религии, которая, пронизывая все ее сферы, выступала как интегрирующий ее элемент, придавала ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживавших господство религиозной идеологии. Степень господства религии в культуре во многом определялась силой и влиянием церкви во всех сферах общественной жизни, что в первую очередь зависело от характера складывавшихся отношений между церковью и государством.
Однозначного ответа на вопрос о влиянии церкви на культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной деятельности быть не может. С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письменность, архитектура, живопись и др.), используя арсенал их средств для пропаганды религиозной идеологии. С другой, подчинение этих сфер культуры интересам церкви, установление строжайшего контроля и регламентации, в конечном счете, сковывали развитие. Оценка роли церкви в развитии культуры должна быть конкретно-исторической, она не может быть одинаковой и однозначной по отношению к разным периодам. Столь значительное место, которое занимала религия в древнерусской культуре, не приводило, однако, к полному и безраздельному господству церкви в этой сфере жизни общества.
Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 году советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу Х века, на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IХ века он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.
Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине Х века, имели «противени» – копии, также написанные на славянском языке. К этому времени относится существование толмачей-переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент.
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI веке получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
Таким образом, грамотный русский человек XI века знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI-XII века. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
C XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой находки!» – воскликнул руководитель экспедиции профессор А.В. Арциховский, давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за меня...».
Информация о работе Культура Руси до монгольского завоевания