Культура Руси до могольского нашествия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т.п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.
Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией.

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИ1.docx

— 1.16 Мб (Скачать)

 
Суздальская жемчужина-Кремль.

 
Рождественский собор в Суздале.

Живопись и скульптура.

Внутри храма  стены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые  изображения сыновей и дочерей  Ярослава Мудрого, бытовые сцены  с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии  Киевской. Мозаика — изображение  или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В  Древней Руси мозаичные изображения  набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся  за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески — изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже Х1-ХП вв. Эта икона получипа название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галеpee). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. «Владимирская богоматерь» — одно из совершеннейших произведений мирового искусства.

Иконы того времени, как правило, являлись принадлежностью  храмов и были довольно большими по размеру. 
Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. — Алимпий, Описей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой. 
Монументальная скульптура языческих времен не получила значительного развития, так как православная церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах и языческой вере. Зато широкое развитие получила резьба по дереву и камню, особенно в украшении стен храмов. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью. (Первые светские скульптурные памятники в России воздвигнуты лишь в XVIII столетии.) 
Если развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, — яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии. 
Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжествгосударств периода раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры.


Информация о работе Культура Руси до могольского нашествия