Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:12, реферат
Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т.п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.
Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией.
Суздальская жемчужина-Кремль.
Рождественский собор в
Живопись и скульптура.
Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии Киевской. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты — специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской Необходимым украшением храмов были иконы (по-гречески — изображение, образ). Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже Х1-ХП вв. Эта икона получипа название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галеpee). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. «Владимирская богоматерь» — одно из совершеннейших произведений мирового искусства.
Иконы того времени,
как правило, являлись принадлежностью
храмов и были довольно большими по
размеру.
Значительных успехов в живописи добились
и русские мастера. Нам известны имена
русских иконописцев XI в. — Алимпий, Описей,
Георгий и др. С образованием самостоятельных
княжеств-государств в живописи складывались
местные художественные школы, отличавшиеся
друг от друга манерой исполнения и цветовой
гаммой.
Монументальная скульптура языческих
времен не получила значительного развития,
так как православная церковь видела в
ней напоминание о низвергнутых идолах
и языческой вере. Зато широкое развитие
получила резьба по дереву и камню, особенно
в украшении стен храмов. Отдельные деревянные
скульптурные изображения святых носили
случайный характер и преследовались
православной церковью. (Первые светские
скульптурные памятники в России воздвигнуты
лишь в XVIII столетии.)
Если развитие экономики, социально-политическая
борьба позволяют судить об общем ходе
исторического процесса, то уровень культуры
наглядно показывает результат этого
процесса. В этом плане взлет русской культуры
в период раздробленности, когда на базе
культуры Древней Руси складываются местные
художественные школы, — яркое свидетельство
движения Руси по восходящей линии.
Одним из важнейших итогов развития Киевской
Руси и княжествгосударств периода раздробленности,
их культуры было складывание древнерусской
народности. Для нее характерны единый
язык, относительное политическое единство,
общая территория, близость материальной
и духовной культуры.