Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:12, реферат
Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т.п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.
Периодизация истории русской культуры в основном совпадает с общеисторической периодизацией.
КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
Posted By galina on Апрель 21, 2008
Под культурой человеческого
общества принято понимать совокупность
материальных и духовных ценностей,
создаваемых людьми в процессе их
материально-трудовой практики. Культура
каждого народа предстает как
часть мировой культуры, как результат
его творческих усилий, включающий
в себя все, что было создано умом
и руками людей.
Условно, для удобства изучения, в культуре
выделяют материальную и духовную сферы.
Говоря о материальной культуре, мы имеем
в виду развитие техники, орудий труда,
а также жилье, одежду, быт и т.п. К духовной
культуре относятся идеологические представления,
система образования, наука, литература,
искусство и т.д. На самом же деле обе эти
сферы взаимосвязаны. Материальная культура
не может возникнуть без творческой деятельности
человека, в то же время произведения духовной
культуры, как правило, имеют материальное
воплощение.
Периодизация истории русской культуры
в основном совпадает с общеисторической
периодизацией. Обычно выделяют в качестве
отдельных периодов
-культуру Руси домонгольского времени,
-культуру XIII-XV вв. — времени формирования
Русского централизованного государства,
-культуру XVI и культуру XVII столетий.
Русскую культуру до конца XVII в. обычно
характеризуют как средневековую. С петровских
преобразований утверждается новая русская
культура. Основной чертой ее был светский,
рационалистический тип культуры. Как
отдельные периоды развития новой культуры
рассматриваются:
-культура первой четверти XVIII в.,
-середины — второй половины XVIII в.,
-первой половины XIX в.,
-второй половины XIX в.,
-начала XX в.
Особенности развития русской культуры IX-XVII вв.
Это время господства
средневековой культуры. Для нее,
во-первых, характерна общая замедленность
темпов развития. Медленно совершенствуются
производительные силы, господствует
натуральное хозяйство, консервирующее
существующий уровень общественных
отношений.
Во-вторых, характерной чертой культуры
этого времени является традиционализм.
Народ-земледелец, наблюдая за сменой
времен дня и года, за жизнью отдельного
человека, видел их повторение, движение
по замкнутому кругу. Вековой опыт был
самым надежным гарантом от катастроф.
Отсюда авторитет старины, того, что многократно
повторялось; следование образцам.
В-третьих, отличительной чертой средневековой
культуры является господство в идеологии
религиозного мировоззрения. Светские
рационалистические (от лат. «рацио» —
разум) представления присутствуют лишь
в зародыше; они наиболее заметны в городах
и в народной, бытовой культуре.
В-четвертых, для этого периода характерно
накопление знаний, но научного объяснения
многие факты и явления еще не получили.
Несмотря на определенные отличия в развитии
Руси по сравнению с западно-европейскими
странами, русская культура формировалась
и развивалась в общем русле европейской
культуры. Это объясняется однотипностью
социально-экономического развития Руси
и европейских стран, сходством социальной
структуры. Наконец общим были и христианские
вечные ценности, определявшие тип культуры.
К сожалению, многие памятники культуры
до нас не дошли. Значительная часть их
погибла в огне пожаров, нашествий, войн.
Например, когда в 1382 г. монголы осаждали
Москву, ее жители снесли книги в кремлевский
собор. Летописец записал: книг было так
много, что они подпирали своды здания.
Когда же Тохтамыш обманом ворвался в
Кремль, то эти несметные книжные богатства
сгорели. Гибли книги и в последующие века.
В огне пожара 1812 г. погиб единственный
список «Слова о полку Игореве». Большое
число памятников культуры было уничтожено
фашистами в годы Великой Отечественной
войны. Многие памятники культуры погибли
и в результате действий властей, громивших
их по «идейным» соображениям.
Для возрождения памятников старины многое
сделали реставраторы.
Например, иконописное творчество Андрея
Рублева стало понастоящему известно
только в XX столетии, когда выдающийся
искусствовед И.Э. Грабарь начал расчистку
его икон от олифы и поздних наслоений.
Отреставрированные черные доски «засветились»,
как много столетий тому назад.
«Троица» Рублева.
Истоки русского культурного развития.
Культура всякого
народа складывается из суммы ценностей,
унаследованных от прошлых времен,
собственного вклада современников, заимствований
у других народов.
Культура Киевской Руси унаследовала
культуру восточно-славянских племен,
составивших ядро государства. Она испытала
несомненное влияние кочевых народов
Степи и особенно Византии, из которой
на Русь пришло христианство. Через Византию
Русь приобщилась к богатейшему наследию
античности. Традиции Византии — одной
из наиболее развитых стран тогдашнего
мира — оплодотворили народную, основанную
на языческом мировоззрении культуру
Руси. Они были переработаны, преломлены
на русской почве.
Во второй половине ХП — начале XIII в. русская
культура стала испытывать определенное
влияние западно-европейской романской
традиции. Монголо-татарское завоевание
резко изменило характер контактов и направление
культурных связей Руси.
В культуре домонгольской Руси можно выделить
три периода:
-культуру восточного славянства,
- культуру Киевской Руси,
-культуру русских земель и княжеств периода
раздробленности.
Языческое мировоззрение и народные в
своей основе материальное и духовное
производство главные отличительные черты
культуры восточного славянства в догосударственный
период и первые десятилетия Киевской
Руси. Отличительной чертой культуры Киевской
державы был синтез достижений восточного
славянства и христианской культуры Византии.
Этот период обычно называют временем
исторического монументализма в литературе
и искусстве. С начала XII в. (в связи с раздробленностью)
в рамках княжеств и земель начинают складываться
на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные
школы как местные варианты культуры древнерусской
народности.
Письменность. Просвещение.
К моменту принятия
христианства на Руси ухе был собственный
алфавит. Принятие христианства способствовало
дальнейшему развитию письменности,
просвещения. И действительно, братья-миссионеры
из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий
видели в 60-е годы DC в. Евангелие, написанное
славянскими буквами. На их долю выпала
слава создателей нашей азбуки. Во второй
половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают
сейчас большинство специалистов, создали
глаголический алфавит (глаголицу), который,
в свою очередь, был вскоре переработан
ими с использованием греческого письма
— так появилась нынешняя азбука, «кириллица»,
которой мы пользуемся до сих пор (была
упрощена Петром I, затем в 1918 г.).
Кирилл и Мефодий создают азбуку.
Сохранилось много
свидетельств о распространении
грамотности среди жителей
Огромное количество надписей (их называют
граффити) обнаружено на стенах древних
соборов. Большинство из них начинается
словами «Господи помози» и далее следует
текст просьбы. Иногда встречаются смешные
надписи. «Якиме стоя успе», — написал
новгородец о соседе, уснувшем в церкви,
а киевлянин, подшучивая над приятелем,
вывел: «Кузьма-порося». Надпись на стене
Софии Киевской над саркофагом Ярослава
Мудрого помогла историкам узнать, что
киевских князей величали царским титулом.
В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили
берестяные грамоты.
В настоящее время
найдено более 700 грамот — в Новгороде,
Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и
других городах. Каких только мыслей
и чувств не доверяли люди бересте!
Среди грамот можно встретить и хозяйственное
письмо («Земля готова, надобе семена.
Пришли, осподине, человека, а мы не смеем
имать ржи без твоего слова», — сообщал
некий Михаил своему господину), и завещание
(«Во имя отца и сына и святого духа… се
аз раб Божий Михаил пищу рукописание
при своем животе»), и письмо, сообщающее
о семейной трагедии («Поклон от Настасьи
к господину, к моей братии. У меня Бориса
в животе (в живых. — Авт.) нет…»), и любовное
письмо («От Микиты к Ульянице. Пойди за
мене, аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух
(свидетель. — Авт.) Игнат Моисеев») и т.д.
Об уровне распространения грамотности
на Руси свидетельствуют открытые при
Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучались
более трехсот детей. В княжеских теремах
Киева получила образование дочь Ярослава
Мудрого Анна — одна из первых грамотных
женщин, ставшая королевой Франции.
Литература, устное народное творчество.
От домонгольского
времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая
среди них — «Остромирово Евангелие».
Оно было написано в
1056-1057 гг. для новгородского посадника
Остромира, по имени которого и получило
свое название. В то время писали
на пергаменте (иначе его называли
харатья, кожа, мех).
Пергамент изготовлялся, как правило,
из специально выделанной телячьей’кожи.
Текст начинали писать с большой красной
буквы-заставки (до сих пор сохранилось
выражение «писать с красной строки»).
Книги часто украшались рисунками, называемыми
миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали,
закладывая между двумя досками, которые
обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть
от доски до доски»). Книги стоили дорого,
поэтому их тщательно хранили, передавая
как часть наследства.
Широкое распространение на Руси получила
переводная литература как религиозного,
так и светского содержания. К последней
относилась знаменитая «Александрия»,
рассказывавшая о подвигах и жизни Александра
Македонского, а также «Повесть о разорении
Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские
хроники и др.
Кроме переписки религиозных текстов
и многочисленных переводов на древнерусский
язык с греческого и латыни, создавались
оригинальные сочинения древнерусских
авторов. В отличие от европейских стран,
49 где литературным языком была латынь,
на Руси писали на родном языке. В Киевской
Руси был создан целый ряд выдающихся
литературных произведений.
Среди жанров древнерусской литературы
первое место занимает летопись. Историки
выделяют несколько летописных сводов,
которые предшествовали созданию самой
знаменитой летописи Древней Руси «Повести
временных лет», составленной монахом
Киево-Печерского монастыря Нестором
в начале XII в.
Первый лист «Повести временных лет» по Лавреньтьевкому списку
В летописании периода
раздробленности ведущей была идея
преемственности и единения русской
земли со времен Киевской державы.
Другим распространенным жанром древнерусской
литературы стали жизнеописания русских
святых. Одними из самых знаменитых на
Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба,
убитых братом Святополком в междоусобной
борьбе в 1015 г. Среди публицистических
сочинений одно из первых мест в древнерусской
литературе занимает «Слово о законе и
благодати» киевского митрополита Иллариона
(40-е годы XI в.), основной идеей которого
было равноправие Руси с другими христианскими
народами и государствами, в том числе
и с Византией.
Из наиболее известных
сочинений того времени следует
назвать «Поучение детям» Владимира
Мономаха, «Слово» и «Моление»
Даниила Заточника и др., донесшие
до нас важнейшие проблемы, которые
волновали писателей того времени:
призыв к единению против общих врагов,
прославление веры и сильной княжеской
власти, гордость за свой народ и
страну. Самое выдающееся произведение
периода удельной раздробленности
— бессмертное «Слово о полку Игореве»,
гордость литературы.
Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде.
Ремесло.
Выдающееся развитие
в те далекие времена получило
ремесло. По подсчетам академика
Б.А. Рыбакова, в древнерусских городах,
число которых к моменту
Прославились также русские ремесленники,
занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры,
стеклоделы. С середины Х в. было широко
развито производство кирпича, многоцветной
керамики, предметов обработки дерева
и кожи. Значительное развитие получило
производство оружия кольчуг, колющих
мечей, сабель. В XII-XIII вв. появились арбалеты
и граненые стрелы к ним.
Архитектура.
Сейчас мы знаем
более 150 памятников архитектуры, дошедших
до нас от домонгольского времени. Раскопки
и исследования показали, что до конца
Х в. на Руси не было монументального каменного
зодчества. Постройки были деревянные
или деревянно-земляные.
Одно из первых каменных сооружений, возведенное
греческими мастерами в конце Х в., — это
двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы
в Киеве, называемая также Десятинной
церковью. От этого сооружения до нас дошел
лишь фундамент. Во время монголо-татарского
нашествия захватчики подожгли храм и
под его развалинами были погребены последние
защитники города.
В середине XI в. при Ярославе Мудром был
сооружен Софийский собор (1037), имевший
13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые
ворота в Киеве. Этими постройками город
как бы подчеркнул свое желание не уступать
по величию Константинополю. Вслед за
строительством Софии в Киеве Софийские
соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке,
был возведен Спасский собор в Чернигове
и др. На территории Руси известно около
15 каменных храмов XI — начала XII в., близких
по стилю.
Принципы строительства храмов были заимствованы
из Византии.
Храмы возводились из плоского кирпича
размером 31х31 см и толщиной 2,5-4 см, который
назывался плинфой. Тип храма, пришедший
из Византии, называют крестово-купольным.
Четыре, шесть или более столбов (столпов)
в плане образовывали крест, над которым
возвышался 51 купол. Восточная часть здания
имела выступы (апсиды) и называлась алтарной.
Здесь совершалось таинство богослужения.
Схема четырехстолпного
крестово-купольного храма
1.Купол
2. Столпы
3. Алтарь
4.Хоры
5. Алтарная преграда
Алтарная часть невысокой перегородкой,
украшенной богатыми тканями и иконами,
отделялась от церковного зала, где находились
верующие. Впоследствии количество икон
в алтарной преграде увеличилось, ее место
занял иконостас с 5—7 рядами икон. В западной
части располагался балкон — хоры, где
во время богослужения находился князь
с семьей и его приближенные. Хоры соединялись,
как правило, переходом с княжеским дворцом,
куда можно было пройти, не выходя на улицу.
Подняться на хоры можно было также по
винтовой лестнице, находившейся в башне,
специально для этого предназначенной.
В период раздробленности складывались
различные архитектурнохудожественные
школы. Большинство храмов XII — начала
XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения
уступали место фрескам.
Отличия в характере архитектуры
в основном связаны со строительным
материалом, используемым в той или
иной земле. Например, в Киеве, Смоленске,
Чернигове, Рязани по-прежнему строили
из глины. В Новгороде наиболее распространенным
строительным материалом был известняк.
Собор Святой Софии в Киеве.
Он слоился, легко
затирался раствором. Большинство
новгородских и псковских памятников
сооружены как бы из отдельных монументальных
глыб, слепленных рукой человека. Наиболее
известные памятники Новгорода — соборы
Юрьева и Антоньева монастырей, церковь
Спаса на Нередице.
В отличие от Новгорода и Киева, во Владимиро-Суздальской
и Галицко-Волынской Руси основным строительным
материалом был камень. Он вырубался блоком
размером 50х50х50 см. Из камня возводилась
стена из двух рядов блоков, промежуток
между которыми заполнялся щебнем и заливался
связующим раствором. Белый камень очень
податлив в работе, сооружения из него
обычно имели большое количество декоративных
деталей и украшений. Характерные черты
белокаменной архитектуры — изысканность,
стройность, ясность, устремленность ввысь,
богатый декор стен. Отличительной чертой
этих сооружений является аркатурно-колончатый
пояс, проходящий по середине здания.
К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской
Руси относятся сохранившиеся до наших
дней, хотя порой и в перестроенном виде.
Золотые ворота.
Успенский и Дмитровский соборы во Владимире;
остатки дворца князя Андрея в Боголюбове — одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени;
церковь Покрова
на реке Нерль неподалеку от Боголюбова;
соборы Переяславля-Залесского, Суздаля,
Юрьева-Польского.