Культура руси 13-16 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

Целью моей исследовательской работы было показать, что русская культура развивается в постоянных поисках, о чем свидетельствует сама история. Хотя на нее оказывали влияние культура Запада и Востока, но она создавала свои собственные, отечественные традиции, не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Содержание

Введение 3

Глава I.

1.Просвещение. Накопление знаний 6
2.Фольклор. Литература 8
3.Живопись 14
4.Архитектура 19
5.Прикладное искусство 23
Глава II.

Быт 25
Заключение 30
Литература 32

Работа содержит 1 файл

Kultura.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

           Другие пастыри  говорят и пишут о простонародье, которое любит глядеть на подобные «позорные игры» не в домах, а «на улице». Особое  ожесточение вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя, как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елезарова монастыря,в послании к псковским властям во главе с наместником (1501) призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит  великий праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится… Стучат бубны и глас  сопелий и гудут струны; женам же и девам плескание (ладонями) и «плясание»;  поют «всескверные песни»24

     Осуждают  они и «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи. «Кый же ли – обращается к нему митрополит Даниил, - прибыток ти есть над птицами  дни изнуряти? Как же ти нужа есть псов множество имети? Все эти «утешения суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного – церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый, продолжал ходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царь Иван Грозный любил скоморохов – «веселых людей», собирал их, вместе с медведями, в столицу;  сам участвовал в «игрищах» - плясках на пирах, одевал вместе с другими «машкеру»25.

     В ХVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые – пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома, хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи также и игрой в шашки, шахматы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Подведем  итог всему вышеизложенному и  отметим специфические черты  русской культуры.

     Русская культура – понятие историческое и многогранное. Она включает в  себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже ХVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

     Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира, в которых  сложились основные центры мировой  культуры. В этом смысле русская  литература – явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода  рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская литература оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное население других народов, русские писатели и художники, скульпторы и  архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и  развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

     Длительные  период развития русской культуры определялся  христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными  жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная культура. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России, вплоть до ХVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

     Вместе  с тем, влияние христианства на русскую  культуру – процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А.С.Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния  религиозных догматов и переросла границы православия.

     Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Об этом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание»,  «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить».

     Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений – сохранить  и приумножать их. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

  1. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев, В.И.Буганов, В.Д.Назаров История России с древнейших времен до конца ХVII века. Институт Российской истории РАН. -  М.: АСТ, 1996.
  2. А.А.Радугин.  Культурология. -  М.: Центр, 1999.
  3. Л.П.Бущик. Иллюстрированная история России ХV-ХVII веков.-М.: Просвещение, 1971.
  4. Ю.С.Рябцев. Хрестоматия по истории русской культуры ХI-XVII веков.- М.: Владос, 1998.
  5. А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот. Русская история. – С-Петербург.: Лань, 1997.

Информация о работе Культура руси 13-16 вв