Культура России XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:13, реферат

Описание работы

После победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадтского мира (1721) Россия приобрела небывалый политический вес среди других европейских государств. На карте мира появилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований Петровской эпохи. Были осуществлены реформы государственного управления (создан Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; Церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Петербург). В Табели о рангах 1722 года нашло отражение дальнейшее развитие принципа чиновной выслуги: служба была разделена на гражданскую и военную. Новая система расширила ряды служилого дворянства, включив в него выходцев из других сословий.

Работа содержит 1 файл

Культура России XVIII века.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

XVIII —  начало XIX века знаменуют два культурных достижения мирового класса: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись. Появление мировых достижений в области светской культуры свидетельствовало о двух фактах: 1) светское искусство стало самостоятельным культурным событием в жизни общества, не меньшим, чем религиозное; 2) отныне все или большинство культурных новаций следовало ожидать уже от светской, а не от религиозной культуры. Светская культура прочно захватила лидерство и уже больше никогда его не упускала. Великая эпоха русской церковной культуры ушла в прошлое, наступила великая эпоха русской светской культуры.

Именно  при Екатерине II в  основном и целом  сформировался архитектурный облик Санкт-Петербурга — одного из красивейших городов Северной Европы. В 1703 году, на краю земли, только что отвоеванной у шведов, Петр I начал строить новый город. Здесь работали русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы, возводившие хоромы, дворцы, храмы, государственные здания, архитектурный облик которых назвали русским, или петровским, барокко. Для привлечения мастеров Петр I издал указ, запрещавший по всей России, кроме столицы, строительство из камня и кирпича.

Архитектурное ядро столицы составляет ряд выдающихся архитектурных ансамблей, построенных  в XVIII—XIX веках: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Василь-евского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, плодщадь Декабристов (б. Сенатская) с памятником Петру! («Медный всадник», 1782), Исааки-евским собором, ансамбль Невского проспекта — Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок.

Развитие  в России архитектуры барокко середины XVIII века определяли выдающиеся зодчие, среди которых надо назвать В. Растрелли (1700—1771), спроектировавшего Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе. 

Однако  господствующие позиции в архитектуре  этого периода занимало не барокко, а классицизм, в эволюции которого выделяют три периода: ранний (1760—1780), строгий (1780—1800) и высокий (1800— 1840). Особо прославились достижения искусства классицизма второго и третьего периода.

В стиле  строгого классицизма творили два  выдающихся архитектора— В.И. Баженов (1737—1799) и М.Ф. Казаков (1738—1812). В.И. Баженов (1737—1799) — один из основополож-428 ников русского классицизма, профессор Римской национальной академии искусств Св. Луки, член Флорентийской и Болонской академий художеств, академик, а затем вице-президент Петербургской академии художеств, автор проекта колоссального сооружения — Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. Среди других его творений можно назвать дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки в Москве), Михайловский замок в Санкт-Петербурге. М.Ф. Казаков (1738—1812), как и Баженов, принадлежит к когорте основоположников русского классицизма. Он сыграл важную роль в формировании облика Москвы и утверждении принципов строгого классицизма в русском зодчестве. Именно он разработал типы городских ж:илых домов и общественных зданий в Москве, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле, университет, Голицынская больница (ныне — 1-я городская), дом-усадьба Демидова и др., руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Архитектура высокого классицизма нашла отражение в масштабных замыслах выдающихся русских зодчих О,И. Бове, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. В этот период были осуществлены широкие градостроительные программы в Москве, Петербурге и других городах, благодаря чему в первой трети XIX века они приобрели строгий и цельный облик.

Особого развития русское  портретное искусство  достигает во второй половине XVIII — начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чья слава распространилась далеко за пределами России: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. 

Ф.С. Рокотов (1735—1808), выходец из семьи крепостных, является одним из лучших мастеров века Просвещения. Галерея его портретов — поэтический мир образов современников, погруженных в мечтательную задумчивость, в едва уловимые затаенные движения души. Наряду с Ф.С. Рокотовым и В.Л. Боровиковским Д.М. Левицкий (ок. 1735—1822) считается одним из крупнейших российских живописцев-портретистов XVIII— XIX веков. В юности он писал иконы, а в 1771—1787гг. возглавлял портретный класс Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института, «смольнянок». На картине они музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. К числу лучших работ Левицкого принадлежат также погрудные портреты Д. Дидро, М.А. Дьяковой, Н.И. Новикова и Екатерины II, которая представлена в античном храме богини правосудия.

Портретам В.Л. Боровиковского (1757—1825) присущи  черты сентиментализма, сочетание  декоративной тонкости и изящества  ритмов с верной передачей характера («М.И. Лопухина»). Первоначальное художественное образование получил у отца-иконописца. Пройдя воинскую службу, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко. Переселившись в Санкт-Петербург, сблизился с выдающимися интеллектуалами того времени (В.В. Капнистом, Г.Р. Державиным, Н.И. Хемницером). Писал иконы и парадные портреты в стиле барокко и классицизма. В 1804—1811 гг. пишет религиозные картины для Казанского собора в Санкт-Петербурге. В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А.Г. Венецианов) сатира, осмеивающая государственные и церковные институты.

• В  монументальной живописи, все еще  базирующейся на иконописи, наблюдается  размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи.

• Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования.

• По инициативе Ломоносова 1755 году основан Московский университет.

• Как  и в архитектуре, в литературе XVIII — начала XIX века господствовал  классицизм. По своей сути русской  классицизм тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями.

• В  елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства.

• После  Елизаветы Петровны наступило время  правления Екатерины II Великой, продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее «золотым веком» русского дворянства.

• XVIII —  начало XIX века знаменуют два культурных достижения мирового класса: зодчество  Санкт-Петербурга и портретная живопись.

В XVII—XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением.

Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа: XVII век, представляющий собой переходную эпоху, и XVIII век, т. е. собственно Просвещение, начало которого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины II.

В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская  академия, сыгравшая большую роль в русском Просвещении.

 •  Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации.

Информация о работе Культура России XVIII века