Культура России второй половины XVIII в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

В развитии образования России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: существенное расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Так в 1782 – 1786 гг. была осуществлена школьная реформа, которая привела к расширению сети народных школ предназначавшихся для низших слоев общества (кроме крепостных крестьян), а также увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
1. Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов…….

2. Скульптура. Живопись. Русский классицизм в архитектуре. В.Растрелли……………………………………………………………….
7
3. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и Д.И. Фонвизин… 13
4. Русская наука. Создание Академии наук………………………….. 18
Вывод…………………………………………………………………….
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 63.38 Кб (Скачать)

     За  время своей творческой деятельности Державин написал множество разнообразных  стихотворений. Это и высокая ода о военных подвигах полководцев и солдат. Это и своеобразные элегии,  и сатирические произведения. (История России XVIII – XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эскимо, 2006. с. 365-366).

     Денис Иванович Фонвизин (1744 – 1792) русский литератор, создатель русской бытовой комедии. Родился в богатой дворянской семье. С 1755 года он учился в гимназии при Московском университете, в которой учился и его ровесник Н.И. Новиков, а затем – на философском факультете университета. На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга. В 1762 году Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел и печатал в журналах свои литературные переводы. Одновременно с переводами стали появляться и своеобразные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.

     В 1763 – 1769гг. служил секретарем кабинет-министра И.П. Елагина, ведавшего рассмотрением челобитных и императорскими театрами. В 1769 – 1782гг. стал личным секретарем Н.И. Панина, разделяя его оппозиционные взгляды по отношению к Екатерине II, и по его поручению разрабатывал проекты конституционных реформ в России, которые должны были отменить крепостное право, избавить страну от власти временщиков, предоставить политические права всем сословиям.

     Фонвизин  получил известность как драматург, публицист, просветитель, создатель русских социальных комедий "Бригадир", "Недоросль" и других произведений. Комедия «Бригадир» первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились олицетворенные пороки. В комедии «Недоросль» обличаются невежество и произвол.

     Фонвизин  замечательный политический писатель, действительно великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Русская наука.  Создание Академии  наук

     Создание  Академии наук является основным результатом  деятельности Петра I. Она была открыта в Петербурге в 1725 году (указ об основание был подписан годом раньше).  Особенностью Академии наук России стало то, что она изначально была не только научным, но и учебным центром. При ней действовал академический университет и гимназия, ставшие центром подготовки первых отечественных научных кадров. В ее составе так же действовали обсерватория, физическая и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография и ботанический сад.

     В начале своей деятельности Академия наук характеризовалась преобладанием приглашенных немецких ученых. После 1739 года  на должность президента Академии был назначен человек (И.Д. Шумахер) «в высшей степени ограниченный».  В результате грубого произвола, чинимого Шумахером, из Петербурга уехал ряд крупных ученых, приглашенных в свое время для работы в Академии. В знак протеста Академию покинули Д. Бернулли и Л. Эйлер (ученые с мировым именем), а также Я. Герман, Г.Б. Бюльфингер и др. Русские ученые пока еще практически отсутствовали в Академии.  (История России XVIII – XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эскимо, 2006. с. 353).

     С началом царствования Елизаветы  в Академии произошли изменения – начали работу два русских ученых М.В. Ломоносов и Г.Н. Теплов. Большой вклад в развитие Академии внес Ломоносов, в частности он, добился создания в 1748 году химической лаборатории.

     Создание  в России Академии наук, а также  бурное развитие мирового естествознания способствовало в XVIII веке становлению и развитию русской науки.

     Во  второй половине восемнадцатого века, основным центром научной деятельности оставалась Академия наук, к которой  прибавился новый учебный и научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773) и Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики.

     Из  ученых, как уже было сказано выше, в развитие отечественной науки выдающееся место занимал М.В. Ломоносов, который разрабатывал в той или иной степени почти все отрасли тогдашней науки. Широко известны были и другие российские ученые. Так, В.М. Севергин известен как основоположник минералогии, Д.И. Виноградов разработал вопросы обновления технологии и химии производства фарфора. Мировую известность получило имя А.М. Шумлянского, воспитанника Киево-Могилевской академии, автора выдающейся, в области экспериментальной биологии, диссертации о строении почек. В области российской медицины XVIII столетия широко известен С.Г. Забелин, П.А. Загорский и др.   (История России XVIII – XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эскимо, 2006. с. 356). И множество других ученых.

     Для русской науки многое сделали  и иностранные ученые. Это, прежде всего, гениальный математик Л. Эйлер, вырастивший ученых из русских учеников. Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я. Разумовский – основоположник отечественной астрономии.

     С целью изучения природных ресурсов страны была возобновлена  практика организации комплексных экспедиций, обследовавших различные районы России. Среди них экспедиция, руководимая академиком И.И. Лепехиным. Её маршрут пролегал от Москвы до Астрахани, а оттуда через Гурьев и Оренбург к горным заводам Урала и берегам Белого моря. Богатый материал собрал профессор Н.Я. Озерецковский, путешествовавший по северо-западу страны и району Ладожского озера. Опубликованные отчеты руководителей экспедиций содержат богатейший материал о флоре и фауне, реках и озерах, рельефе, описание городов и населенных пунктов с их достопримечательностями, экономической характеристикой районов и промышленных предприятий. Среди исследователей выдающееся место занимает Г.И.Шелихов, составивший в 80-х гг. XVIII века описание Алеутских островов и организовавший освоение Русской Америки (Аляски). Благодаря трудам  Крашенинникова, Гмелина, Палласа, Озерецковского, Зуева, получили значительное развитие география, ботаника, зоология, минералогия, что способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, промыслов, путей сообщения и т. д.

     Видимые успехи прослеживаются в развитии медицины. Так мировое признание получили  труды о чуме Д.С. Самойловича, являвшиеся итогом изучения свирепствовавшей в России эпидемии в 1770-1772 гг.

     Развитие  промышленности и других отраслей народного  хозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в многочисленных  изобретениях и  создании технической литературы. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей. (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.196).

      Немаловажный  шаг вперед сделали и гуманитарные науки: история, экономическая и  правовая науки, языкознание и др. Первым русским историком был В.И. Татищев. Вторая половина XVIII века знаменательна работой ряда крупных историков – М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.Н. Болотина и др.

     Несмотря  на то, что русская наука сделала к концу XVIII века большой шаг вперед, все же она продолжала отставать от передовых стран. Особенно это касалось внедрения достижений научной мысли в производство.  

Вывод

     Во  второй половине XVIII века начался новый подъем русской культуры, благодаря прочному фундаменту, заложенному Петром I в начале века. Благодаря созданию Академии наук появляются первые национальные кадры (М. Ломоносов, А. Тредиаковский,  А. Нартов и др.). Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 году в Москве открывается Московский университет. С университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. Там в 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу. Благодаря ему русская журналистика постепенно окрепла, прочно вошла в общественный обиход и заняла заметное и серьёзное место в социальной жизни.

     Окончательный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, которая характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.

     Особенно  яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII века — архитектура Петербурга и  портретная живопись. В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы. К концу XVIII века город приобрел «строгий, стройный вид», в чем большая заслуга представителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

     В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее блестящие поэтические произведения созданы Г. Державиным. В конце XVIII века формируется новое направление в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширяются культурные связи с другими странами. Популярность путешествий приводит к развитию эпистолярного жанра. Активизировалась общественная мысль страны. Публикация частных писем, художественных произведений, написанных в форме обращения к другому лицу, были заметным явлением в русской литературе того времени.

     Художественная  культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

История России XVIII – XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эскимо, 2006 

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004 

Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997

Информация о работе Культура России второй половины XVIII в.