Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:11, контрольная работа
В развитии образования России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: существенное расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Так в 1782 – 1786 гг. была осуществлена школьная реформа, которая привела к расширению сети народных школ предназначавшихся для низших слоев общества (кроме крепостных крестьян), а также увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян.
Введение………………………………………………………………….
1. Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов…….
2. Скульптура. Живопись. Русский классицизм в архитектуре. В.Растрелли……………………………………………………………….
7
3. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и Д.И. Фонвизин… 13
4. Русская наука. Создание Академии наук………………………….. 18
Вывод…………………………………………………………………….
Список литературы…………………
За
время своей творческой деятельности
Державин написал множество
Денис Иванович Фонвизин (1744 – 1792) русский литератор, создатель русской бытовой комедии. Родился в богатой дворянской семье. С 1755 года он учился в гимназии при Московском университете, в которой учился и его ровесник Н.И. Новиков, а затем – на философском факультете университета. На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга. В 1762 году Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел и печатал в журналах свои литературные переводы. Одновременно с переводами стали появляться и своеобразные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.
В 1763 – 1769гг. служил секретарем кабинет-министра И.П. Елагина, ведавшего рассмотрением челобитных и императорскими театрами. В 1769 – 1782гг. стал личным секретарем Н.И. Панина, разделяя его оппозиционные взгляды по отношению к Екатерине II, и по его поручению разрабатывал проекты конституционных реформ в России, которые должны были отменить крепостное право, избавить страну от власти временщиков, предоставить политические права всем сословиям.
Фонвизин
получил известность как
Фонвизин
замечательный политический писатель,
действительно великий русский просветитель,
бесстрашно, в течение четверти века, воевавший
с тиранией.
4. Русская наука. Создание Академии наук
Создание Академии наук является основным результатом деятельности Петра I. Она была открыта в Петербурге в 1725 году (указ об основание был подписан годом раньше). Особенностью Академии наук России стало то, что она изначально была не только научным, но и учебным центром. При ней действовал академический университет и гимназия, ставшие центром подготовки первых отечественных научных кадров. В ее составе так же действовали обсерватория, физическая и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография и ботанический сад.
В
начале своей деятельности Академия
наук характеризовалась
С началом царствования Елизаветы в Академии произошли изменения – начали работу два русских ученых М.В. Ломоносов и Г.Н. Теплов. Большой вклад в развитие Академии внес Ломоносов, в частности он, добился создания в 1748 году химической лаборатории.
Создание в России Академии наук, а также бурное развитие мирового естествознания способствовало в XVIII веке становлению и развитию русской науки.
Во второй половине восемнадцатого века, основным центром научной деятельности оставалась Академия наук, к которой прибавился новый учебный и научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773) и Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики.
Из ученых, как уже было сказано выше, в развитие отечественной науки выдающееся место занимал М.В. Ломоносов, который разрабатывал в той или иной степени почти все отрасли тогдашней науки. Широко известны были и другие российские ученые. Так, В.М. Севергин известен как основоположник минералогии, Д.И. Виноградов разработал вопросы обновления технологии и химии производства фарфора. Мировую известность получило имя А.М. Шумлянского, воспитанника Киево-Могилевской академии, автора выдающейся, в области экспериментальной биологии, диссертации о строении почек. В области российской медицины XVIII столетия широко известен С.Г. Забелин, П.А. Загорский и др. (История России XVIII – XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эскимо, 2006. с. 356). И множество других ученых.
Для русской науки многое сделали и иностранные ученые. Это, прежде всего, гениальный математик Л. Эйлер, вырастивший ученых из русских учеников. Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я. Разумовский – основоположник отечественной астрономии.
С целью изучения природных ресурсов страны была возобновлена практика организации комплексных экспедиций, обследовавших различные районы России. Среди них экспедиция, руководимая академиком И.И. Лепехиным. Её маршрут пролегал от Москвы до Астрахани, а оттуда через Гурьев и Оренбург к горным заводам Урала и берегам Белого моря. Богатый материал собрал профессор Н.Я. Озерецковский, путешествовавший по северо-западу страны и району Ладожского озера. Опубликованные отчеты руководителей экспедиций содержат богатейший материал о флоре и фауне, реках и озерах, рельефе, описание городов и населенных пунктов с их достопримечательностями, экономической характеристикой районов и промышленных предприятий. Среди исследователей выдающееся место занимает Г.И.Шелихов, составивший в 80-х гг. XVIII века описание Алеутских островов и организовавший освоение Русской Америки (Аляски). Благодаря трудам Крашенинникова, Гмелина, Палласа, Озерецковского, Зуева, получили значительное развитие география, ботаника, зоология, минералогия, что способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства, промыслов, путей сообщения и т. д.
Видимые успехи прослеживаются в развитии медицины. Так мировое признание получили труды о чуме Д.С. Самойловича, являвшиеся итогом изучения свирепствовавшей в России эпидемии в 1770-1772 гг.
Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в многочисленных изобретениях и создании технической литературы. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей. (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.196).
Немаловажный шаг вперед сделали и гуманитарные науки: история, экономическая и правовая науки, языкознание и др. Первым русским историком был В.И. Татищев. Вторая половина XVIII века знаменательна работой ряда крупных историков – М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.Н. Болотина и др.
Несмотря
на то, что русская наука сделала к концу
XVIII века большой шаг вперед, все же она
продолжала отставать от передовых стран.
Особенно это касалось внедрения достижений
научной мысли в производство.
Вывод
Во второй половине XVIII века начался новый подъем русской культуры, благодаря прочному фундаменту, заложенному Петром I в начале века. Благодаря созданию Академии наук появляются первые национальные кадры (М. Ломоносов, А. Тредиаковский, А. Нартов и др.). Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 году в Москве открывается Московский университет. С университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. Там в 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу. Благодаря ему русская журналистика постепенно окрепла, прочно вошла в общественный обиход и заняла заметное и серьёзное место в социальной жизни.
Окончательный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, которая характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.
Особенно
яркое свидетельство
В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее блестящие поэтические произведения созданы Г. Державиным. В конце XVIII века формируется новое направление в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширяются культурные связи с другими странами. Популярность путешествий приводит к развитию эпистолярного жанра. Активизировалась общественная мысль страны. Публикация частных писем, художественных произведений, написанных в форме обращения к другому лицу, были заметным явлением в русской литературе того времени.
Художественная
культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала
о том, что Россия за короткий срок превратилась
в одну из крупнейших и признанных культурных
держав Европы.
Список
литературы
История
России XVIII – XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев;
под ред. Л.В. Милова. – М.: Эскимо, 2006
История
России с древнейших времен до 1861 года:
Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко.
– 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк.,
2004
Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997
Информация о работе Культура России второй половины XVIII в.