Культура России в XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостную структуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние на дальнейшее развитие культуры России.

Содержание

Введение
1. Культура периода петровских реформ
2. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века
2.1 Общественная мысль, философия и литература XVIII века
2.2 Художественная культура XVIII века
Заключение
Библиографический список
Исторический портрет. Новиков Николай Иванович

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 58.79 Кб (Скачать)

Можно только восхищаться  умением и талантливостью русских  мастеров, менее чем за столетие усвоивших традиции западноевропейского  искусства, формировавшегося несколько  столетий. В России появляются произведения, не уступающие европейским шедеврам, и прославленные академии Европы признают это: архитектора В. И. Баженова избирают профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптора Ф. И. Шубина -- членом Болонской  академии, а Парижская академия удостаивает  художника А. П. Лосенко трех золотых  медалей.

Что касается скульптуры, то Россия в XVIII веке не имела преемственной  связи с традицией средних  веков, которая во всех западных странах  играла большую роль. Однако благодаря  усердию профессора Петербургской  Академии художеств французского скульптора Жилле в конце XVIII века образовалась целая плеяда русских мастеров. Шедевр Фальконе „Медный всадник" также  содействовал развитию вкуса к этому  виду искусства.

В художественной культуре XVIII века возникают и развиваются  самые различные виды и жанры  искусства: круглая скульптура, пейзаж, батальная живопись. Остановимся  подробнее на искусстве портрета -- жанре, наиболее полно выразившем то новое, что появилось в художественной культуре восемнадцатого столетия. Искусство портрета определяется одной из главных идей восемнадцатого столетия -- идеей прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума, чувств. Закономерен и повышенный интерес к активной, деятельной, просвещенной личности. Портретное искусство стало средством выражения этого интереса.

Вот почему XVIII век  стал периодом высокого взлета русского портрета. Подготовленное парсуной XVII века в начале нового столетия расцветает творчество И. Н. Никитина и А. Матвеева. Именно эти художники начинают формировать  новый образный язык русской портретной живописи. И тот, и другой стремятся  передать реальный облик модели, показать не только внешний вид, но и внутреннюю жизнь портретируемого.

Эстафету приняли  художники середины века, освоившие  идейно-образную систему и язык новой  художественной культуры -- И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов. Эти художники  создали мощный фундамент для  деятельности нового поколения мастеров, поставивших русскую портретную живопись в один ряд с лучшими  произведениями западноевропейского  искусства. Это поколение наиболее полно представляют Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Развитие портретной живописи на протяжении всего века свидетельствует о своеобразной демократизации художественной культуры России. Это выражается, во-первых, в  расширении круга моделей: в первой половине столетия это люди богатые, знатные, близкие к императорскому двору, во второй -- литераторы и актеры, зодчие и музыканты, ученые и художники. Другими словами, во второй половине столетия портрет отражает ценность творческой личности, знаменитой своим  талантом и знаниями, а не происхождением. Во-вторых, портрет становится массовым явлением, он распространяется по всей стране. Искусством портрета овладевает множество провинциальных художников. Ими создается обширная галерея  образов, включающая представителей почти  всех слоев населения различных  областей России. Теперь художники-портретисты  могут по праву гордиться результатами своего творчества: они не только освоили  технику живописи, но и показали высочайший уровень мастерства в  изображении внутреннего мира человека, его характера и даже настроения.

Уже с самого начала века новое буквально врывается  в самые различные виды искусства. Русская архитектура осваивает  неизвестные ранее разновидности  зданий административного, промышленного, учебного и научного назначения. Важнейшим  атрибутом1 архитектуры нового времени  становится ордер2. Вся система ордера и каждый ее элемент, как известно, отработаны на протяжении многих веков  искусством Западной Европы. Освоение этой системы дает возможность русским  архитекторам приобщиться к европейской  культуре, не забывая о накопленном  национальном опыте предшествующих веков. В «золотой фонд» русской  лучшие здания Петербурга и его планировка, замечательные творения М. Г. Земцова, И. К. Коробова. П. М. Еропкина, Д. М. Ухтомского, А.В. Квасова, грандиозные дворцы и  парки Растрелли-сына. Русский классицизм XVIII века предпочитает более свободное  расположение архитектурных масс, чем  классицизм в других странах Европы. Архитектурная масса его зданий производит более органичное и живое  впечатление.

Русский вкус в  архитектуре сказался не только в  характере декораций и стен, но и в общем расположении зданий. Начало перехода к регулярной застройке  новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися  под прямыми углами и с выносом  фасадов по линии улиц. Строительство  государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

Отступление от классических канонов дает о себе знать и в выстроенном из розового кирпича мосте Царицына с его  стрельчатыми арками. Стиль Баженова в Царицыне принято называть псевдоготическим или неоготическим. Между тем  здесь нет характерных для  готики ажурных конструкций. Архитектура  Баженова более сочная, полнокровная, стена сохраняет в ней свое значение. Царицынский мост ближе  к древнерусским традициям. Он напоминает мечети и айваны Средней Азии с  их могучими стрельчатыми арками и  красочными изразцами.

В гражданском  правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось  озеленение.

Создано централизованное управление по архитектурно-строительному  делу - Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.

В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля - петровского  барокко. Новым явлением в архитектуры  стало сооружение триумфальных арок.

Черты петровского барокко:

-Симметрия фасадов,  состоящих из трех выступов-ризалитов,  одного центрального и двух  боковых. Высокое парадное крыльцо.

-Высокие крыши  с переломами, шпилями, башнями  или башенками. Линия кровли  усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные  карнизы. 

-Вертикальные  «лопатки» - ребра-выступы заменяли  пилястры и колонны.

-Углы зданий  либо первые этажи оформлялись  «рустом» - имитацией крупных выступающих  камней.

-Ритмическое  расположение проемов, разные  формы окон, обрамленных белыми  наличниками.

-Отштукатуренный  фасад окрашивался в два цвета,  чаще всего в сочетании красного  и белого.

-Внутренне убранство  решалось по принципу анфилады - ряда примыкающих друг к другу  помещений, дверные проемы которых  расположены на одной оси, что  создавало сквозную перспективу.

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве  церковных зданий произошло сочетание  элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове  Кижи. Светское начало в архитектуре  получило преобладание над церковным.

Культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно  привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти  не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического, единства русской  культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители  высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские  традиции и обычаи. Тем не менее, объективно они были необходимы и  неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное  место среди передовых стран.

Заключение

В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные  с "европеизацией" русской культуры. Главным содержанием реформ в  этой области было становление и  развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные  изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Тем не менее, русская  культура XVIII века формируется как  культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее -- западноевропейской культуры. Русское искусство -- литература, архитектура, театр и изобразительное  искусство -- развивается в рамках классицизма1, зачастую перерастая эти  рамки. Подведем итоги развития русской  культуры восемнадцатого столетия.

Во-первых, -- это  возникновение светского стиля  культуры. Она формируется и развивается  в различных направлениях. Движущей силой новой культуры является «освобождение  мысли» от жестких религиозных догматов.

Во-вторых, свободомыслие  выступает фактором формирования новой  социальной группы -- российской интеллигенции. Этот процесс широко развернется  в XIX веке, но его истоки -- в рассматриваемом  столетии.

В-третьих, среди  проблем, особенно интересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической  картины мира, окончательно утвердившейся  в русской культуре.

Русская культура XVIII века исполнила свою великую  миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского общественного самосознания. В художественной культуре сформировались принципы, наиболее полная реализация, которых определяет уже век XIX. Великая  культура России нового столетия затмевает  своей значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе  Просвещения культуру века предшествующего. Но она -- основа замечательных процессов  развития русской духовности XIX и  даже XX веков.

Библиографический список

1. Абрамов А.И., Егорова И.В. Русское Просвещение.  М.,1991.

2. Баггер X. Реформы  Петра Великого. Обзор исследования. М.,1985.

З. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

4. Боголюбов  В.Н. И. Новиков и его время.  М, 1916.

5. Бердяев Н.А.  Русская идея в России и  русской философской культуре. М., 1990.

6. Ключевский  В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.

7. Зеньковский  В.В. История русской философии:  В 2 т. Л., 1991. Т1,ч1.

8. Кузнецов Н.И.  Социальный эксперимент Петра  I и формирование науки в России/Вопросы  философии. 2007. №3.

9. Копелевич  Ю.Х. Возникновение научных академий. - Л.: - Наука. - 1974.

10. Липовский  А. Итоги русской литературы XVIII века/ Итоги XVIII века в России. М., ИНФРА-М. - 2007.

11. Люди русской  науки. Очерки о выдающихся  деятелях естествознания и техники.  М.Дело Лтд. - 2007. - 324с.

12. Милюков П.Н.  Очерки по истории русской  культуры: В 4 ч. Спб., 1899. Ч. 3.

13. Пыпин А.Н.  История русской литературы: В  4 т. Спб., 1902. Т. 3.

14. Страхов Н.  Борьба с западом в русской  литературе: В 2 кн. Спб., 1890. Кн. 2.

15. Палиевский  П.В., Русская классика: Опыт общей  характеристики. - М., из-во Дашкова  - 2007. - 402с. 

16. Познанский  В.В. Очерк формирования русской  национальной культуры. М., ФИЛИНЪ - 2006. - 387с. 

17. Рапацкая Л.А.  Русское искусства XVIII в. СПб. - Нева,- 2007. - 289с. 

Исторический  портрет

Новиков Николай Иванович (1744 - 1818)

Юность

Родился 27апреля (8 мая) 1744 в родовом имении Тихвинское-Авдотьино, близ села (ныне города) Бронницы Московской губернии. Отец -- Иван Васильевич Новиков (ум. 1763). Его семья относилась к  дворянам среднего достатка. В детстве  он учился у деревенского дьячка, затем, в возрасте 11-16 лет, в Московской дворянской гимназии при Московском университете (1755-60), откуда был исключен «за леность и нехождение в  классы». В начале 1762 года поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк и, как часовой у подъёмного моста измайловских казарм в день воцарения Екатерины II, был произведен в унтер-офицеры. Уже во время  службы в полку Новиков обнаруживал  «вкус к словесным наукам» и склонность к книжному делу: издал две переводные французские повести и сонет (1768).

В 1767году Новиков  был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения  проекта «Нового Уложения». Императрица  считала это поручение делом  высокой важности и предписала «к держанию протокола определить особливых  дворян со способностями». Новиков  работал в малой комиссии о  среднем роде людей и в большой  комиссии. Участие в работах комиссии ознакомило Новикова со многими важными  вопросами, выдвинутыми русской  жизнью, и с условиями русской  действительности, стала важным этапом в формировании его просветительских взглядов. При докладах о работах  комиссии Новиков стал лично известен Екатерине.

Информация о работе Культура России в XVIII в