Культура России в XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостную структуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние на дальнейшее развитие культуры России.

Содержание

Введение
1. Культура периода петровских реформ
2. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века
2.1 Общественная мысль, философия и литература XVIII века
2.2 Художественная культура XVIII века
Заключение
Библиографический список
Исторический портрет. Новиков Николай Иванович

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 58.79 Кб (Скачать)

В течение всего XVIII века в духовной культуре идет процесс  утверждения новых ценностей. Развивается  постепенно поэтическое творчество. Русская интеллигенция увлекается вопросами не только обучения, но и  воспитания. Появляется интерес к  литературе -- «наставнице нравов», и в этом случае образцом служит французская литература. Отвечая  спросу, увеличивается количество издаваемых романов, повестей, любовных песен. В  процессе создания культурных ценностей  нового типа Россия, кроме школы  и литературы, располагала еще  одним новым средством -- периодической  печатью. В 40--60-е годы пример публицистической и журнальной деятельности подает Российская Академия наук. В периодических изданиях Ф. Миллера уже отражаются интересы времени: и польза (распространение  научных знаний), и «увеселение» (нравоучительные рассказы, оригинальные и переводные повести). Закладываются  основы русской сатиры. А. П. Сумароков  издает журнал «Трудолюбивая пчела», в значительной мере ориентированный  на обличение пороков русской  действительности. Издает журнал «Полезное  увеселение» М. И. Херасков. Публицистика в большей степени, чем любой  другой вид литературного творчества, ориентирована на публику, но читательской публики еще нет, есть литературные кружки. В периодической печати и  литературных кружках обсуждаются  проблемы просвещения и воспитания, отношения к человеку и природе, заимствования западной культуры и  развития национальной, русской. Именно периодические издания в России способствовали формированию и развитию идей Просвещения.

Как известно, эпоху  Просвещения в Западной Европе отличала необыкновенная разносторонность умов, горячий энтузиазм в борьбе с  застоявшейся мыслью, стремление к  свободе. Россия на пути культурного  самосознания не могла не проникнуться значимостью просветительского  лозунга: человек, его природа -- мера вещей.

Доказательств увлечения в России французскими философами-просветителями можно привести немало. Княгиня Дашкова вспоминала, что уже до пятнадцатилетнего  возраста она прочла сочинения Вольтера, Монтескье, Гельвеция. Русские вельможи за границей посещали французских философов  и даже предлагали им свои поместья в России (графы Орловы и К. Г. Разумовский). Понятно, как увлекалась новыми идеями русская молодежь, учившаяся за границей Миллер издавал «Санкт-Петербургские  Ведомости», «Примечания» к ним, «Ежемесячные сочинения». («лейпцигские студенты»  Ушаков, Радищев, Кутузов). Тамбовский помещик Рахманинов переводил и  печатал в своей типографии сочинения Вольтера; переводы и оригиналы французских просветителей получили в России широкое распространение. Издавались хрестоматийные сборники «Дух Вольтера», «Дух Руссо», «Дух Гельвеция». По Монтескье читались лекции в Московском университете. Больше всего увлекались Вольтером.

Значительную  роль в распространении идей французского Просвещения в России сыграла  Екатерина II, почтительно называвшая Вольтера «мой учитель». Императрицу  особо привлекала идея «просвещенного абсолютизма», на роль монарха-просветителя претендовала она сама.

Екатерина II пыталась сделать реальностью российской культуры философию и политику западного  Просвещения, но еще большее значение она придавала педагогическим идеям  Монтеня, Локка, Руссо, других мыслителей. Императрица с полным основанием полагала, что эти идеи станут основой  создания нового типа россиян. Классом, монополизировавшим новую культуру, становится дворянство. Оно получает права и привилегии, его просвещают, в нем воспитывают особые нравственные качества. Считая дворянской привилегией  «службу во славу самодержавного правления», Екатерина II способствует организации дворянского самоуправления и принимает ряд мер для  подъема экономического благосостояния сословия. Воспитание на всех уровнях  расценивалось Екатериной II как  важное средство для достижения той  же цели: политического и культурного  формирования русского общества. Она  не ошиблась -- екатерининские реформы  в XVIII веке дали новый толчок русской  мысли и общественному самосознанию.

Однако процесс  культурного развития имел и другой итог: в то время, как одни представители  российского дворянства поддерживали идеи и действия «просвещенной императрицы», другие поставили под сомнение политическую реальную перспективу этих идей. К  первым принадлежали М. М. Щербатов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, ко вторым -- Н. И. Новиков и А. Н. Радищев. Каждый из названных вносит особый, неповторимый вклад в духовную культуру России, каждый стоит на позициях просветительства и гуманизма. Но самый яркий след в русской истории оставили Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.

Н. И. Новиков  является типичнейшим общественным деятелем, стремившимся к общему благу, сознательным и принципиальным защитником просвещения масс, ценившим в литературе большую нравственную силу, как немногие из его современников. В конце  шестидесятых годов Новиков предпринимает  издание сатирического журнала  «Трутень», затем -- «Живописец». В журналистской  деятельности1 он проявил себя человеком  большого общественного долга, страстным  «обличителем неправды» в русской  жизни. И в сатирических журналах, которые Новиков издавал, он собирался  не только смешить, а стремился к  созданию такого общественного мнения, какого не было до того времени в  России. Оставив сатиру, в которой  стала дозволена лишь «веселая и  легкая критика», он принялся за серьезный  анализ общественных проблем. В журнале  «Живописец» Новиков публикует  отрывок из «Путешествия» -- книги, которую  справедливо называют «самым сильным  выступлением в общей печати против крепостного права до «Путешествия»  Радищева» /12, с.69/.

С именем Н. И. Новикова связано такое общественно- политическое движение, как русское масонство1. Оно проникает в Россию во второй половине XVIII века. Нравственная философия  масонства с ее идеей самосовершенствования  личности через просвещение, «деятельное  человеколюбие» и общественная благотворительность  привлекла в ряды масонов часть  передовой дворянской интеллигенции, деятелей русской культуры и общественной мысли. В семидесятых годах активным деятелем ложи масонов стал

Н.И. Новиков. Вступив  в масонское общество, Н. И. Новиков  не отказался от просветительских идеалов. «Знаменитое новиковское десятилетие», -- так называл семидесятые годы В. О. Ключевский, отдавая дань уважения размаху его общественной и книгоиздательской  деятельности. В круг сотрудников  и единомышленников Новикова входят писатели и переводчики, журналисты и книготорговцы, профессора и студенты Московского государственного университета.

Н. И. Новиков  не мог не видеть положительных сторон идеологии масонства: признание  человеческого достоинства, проповедь  взаимной любви и помощи, всяческой  терпимости -- религиозной, национальной, сословной, побуждение к нравственному  совершенствованию и поискам  идеала. Как особое учение масонство  способствовало и выработке целостного мировоззрения, включающего взгляды  и на существующий мир, и на человека. Эти черты масонства мирили Новикова с его недостатками. Но в отличие  от масонов, пассивно, «на словах», воспринимавших нравственное учение ордена и мало думавших о борьбе со злом и об утверждении  равенства, терпимости, взаимопомощи, Новиков явился представителем «деятельного идеализма». В издаваемых Новиковым  журналах разрабатывалась целая  система воспитания и формирования нравов. При содействии своих читателей  Новиков попытался создать частную  общеобразовательную школу, много  сил отдавал организации книжного дела в провинции. В голодный 1787 год, когда Екатерина II израсходовала  свыше 10 млн. рублей на свою знаменитую экскурсию в Крым, он сплотил с  небывалым успехом общественные силы в деле помощи голодающим.

Екатерина видела опасность масонства, ее беспокоила деятельность таких представителей российской культуры, как Новиков. Исход  был предрешен: Шлиссельбургская крепость, из стен которой Новиков вышел  через 15 лет больным и сломленным стариком.

А. Н. Радищев, сын  зажиточного помещика, в середине шестидесятых годов был отправлен  на учебу в Германию. Он изучает  естествознание, медицину, занимается литературой, философией и возвращается в Россию «с большим запасом знаний и навыками к систематическому мышлению» /2, с.97/. Радищев знакомится с трудами Лейбница, преклоняется перед Гердером, увлекается французскими материалистами, Локком и Пристли. Идеи «естественного права» принимаются им безоговорочно. «В человеке... никогда не иссякают права природы», -- говорит Радищев. Поэтому для него «совершенное умерщвление страстей уродливо», поэтому он горячо протестует против всякого угнетения «естества» /2, с. 102/. Взгляды Радищева легли в основу его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Все, что по крупицам, по частям, в форме намеков и иносказаний уже было в обличительных произведениях русской литературы XVIII века, в «Путешествии» соединено в одно; сказано прямо и сильно. И в этом смысле книга Радищева представляет собой свидетельство зрелости русской мысли.

Крамольную книгу  уже через несколько дней после  издания доставили Екатерине II. Негодование  императрицы было огромным, и на полях книги она написала о  Радищеве: «...Не любит царей и, где  может к ним убивать любовь и почитание, тут жадно прицепляется с редкой смелостью», «надежду полагает на бунт от мужиков» /13, с.345/. Судьба «Путешествия»  и ее автора известна: книга была изъята из обращения, автор отправлен  в сибирскую ссылку.

В ссылке Радищев  написал большой трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». Он не успел  его доработать, и это обстоятельство в значительной степени объясняет  несколько презрительный отзыв Пушкина о сочинении Радищева. Пушкин был не прав; по словам русского философа и историка русской культуры Э. Л. Радлова, «книга производит впечатление искреннего и добросовестного искания» /14. с. 104/.

Н. А. Бердяев  считает Радищева родоначальником  русской интеллигенции уже потому, что он во многом предвосхитил и  определил основные черты интеллигента в России. «Когда Радищев в своем  «Путешествии из Петербурга в Москву»  написал слова: «Я взглянул окрест меня -- душа моя страданиями человечества уязвлена стала», -- русская интеллигенция  родилась. Радищев -- самое замечательное  явлении России XVIII века. ...Он замечателен  не оригинальностью мысли, а оригинальностью  своей чувствительности, своим стремлением  к правде, к справедливости, к  свободе. Он был тяжело ранен неправдой, крепостного права, был первым его  обличителем. Он утверждал верховенство совести» /15, с.66/.

Творчество Радищева завершает XVIII век, который по праву  называют «освободительным» и «философским». Давая ему оценку, Радищев восклицает: «...О, незабвенное столетие! Радостным  смертным даруешь истину, вольность  и свет. Мощно, велико ты было, столетие!» /9, с. 108/. Общественно-политическая и философская мысль, просвещение и наука представляют собой наиболее характерные сферы русской культуры XVIII века.

Художественная  культура XVIII века

Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляются  уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход  к принципиально иному искусству.

Что определяло формирование художественной культуры первых десятилетий века? То же, что  обусловливало развитие философии, общественно-политической мысли, науки  и просвещения -- реформы Петра I. В начале XVIII века художественная культура имела ценность в первую очередь  как одно из наиболее действенных  средств утверждения государственной  политики. Официальные круги, и, прежде всего сам Петр I, сознательно  поощряли такие формы искусства, которые сочетали бы доступность  массового воздействия с возможностями  донести до общественного мнения необходимую информацию о целях  и задачах политики государства. Отсюда популярность и особая роль в первые десятилетия века программных  театрализованных зрелищ: маскарадных  шествий по случаю военных побед, устройства «огненных потех» -- фейерверков, а также строительства триумфальных арок. Отсюда особое внимание к театру и позднее -- к развитию драмы. Идеи Петра I легли в основу строительства  новых для России городов, с иной планировкой, другими смысловыми акцентами -- Петербурга, Таганрога. В соответствии с новыми принципами идет перестройка  Москвы. Что же представляет собой  город, утверждаемый царем-реформатором? Это уже не город-крепость, символизирующий  оборону от врагов и «твердость веры». Это основа развития «свободных искусств», науки, просвещения. Поэтому главное  требование к застройке города -- информационная открытость и деловитость. В центре Петербурга -- Адмиралтейство, Фондовая биржа, царский дворец без  традиционных высоких стен.

Задуманный Петром городской пейзаж -- это Академия с ее музеями и залами для собраний и занятий, университет и другие учебные заведения, библиотеки.

Подчеркнем еще  раз -- художественная культура начала века подчинена в первую очередь  политическим задачам. Но в русской  истории такое подчинение не было новым. В чем же главное отличие  искусства XVIII века от древнерусского? На основе каких идей формируется  новая художественная культура? Напомним, что духовную культуру России XVIII века определяют принципы закономерности и  познаваемости окружающего мира. Этим принципам подчиняется и  художественная культура. Прежде всего, принцип познаваемости по-новому определяет творческий процесс. Он начинает восприниматься как явление, во многом закономерное и подвластное логике. Укрепляется мысль о возможности, и даже необходимости, заранее представить  себе конечный результат, законченное  произведение искусства. Теперь художник идет «от замысла к произведению через проектирование» (И. В. Рязанцев). В архитектуре уже не могут  обойтись без чертежа и модели, выполненной в масштабе. Без проекта (эскиза) не работают и скульпторы, и  живописцы. В изобразительное искусство  приходит новый мир образов и  сюжетов. Они черпаются теперь из окружающей действительности. Художники  и зрители познают всемирную  и отечественную историю, античную мифологию. Этим материалом пользуются, чтобы передать идеи и содержание русской действительности. Идею важности обращения «свободных искусств»  к отечественной истории выразил  М. В. Ломоносов в «Слове благодарственном на освящении Академии Художеств». Он последовательно и четко определил  основные задачи скульпторов и живописцев «...представлять виды героев и героинь  в благодарность заслуг их к Отечеству», «показать древнюю славу праотцев наших», видеть в собственной истории  стимул для совершенствования искусства.

Окружающая действительность многогранна, это не только история, но и конкретный человек, и окружающая его природа. Все достойно художественного  воплощения, а это значит, что  необходимо добиться «правдоподобия», «похожести» изображения. Для того чтобы осуществить это, нужно  уметь передавать пространство, расстояние, объемы предметов, изображать конкретный материал -- металл или мех, ткань  или стекло, показать особенности  поверхности лица и рук, блеск  глаз, мягкость или жесткость волос. Другими словами, в изображении  требуется реализм. Всему этому  надо учиться. И русские архитекторы, скульпторы, живописцы учились в  зарубежных поездках, у приглашенных в Россию европейских мастеров и  в утвержденной в 1724 году Академии наук с художественным отделением.

Информация о работе Культура России в XVIII в