Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:01, контрольная работа
Цель контрольной работы - изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостную структуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние на дальнейшее развитие культуры России.
Введение
1. Культура периода петровских реформ
2. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века
2.1 Общественная мысль, философия и литература XVIII века
2.2 Художественная культура XVIII века
Заключение
Библиографический список
Исторический портрет. Новиков Николай Иванович
В течение всего
XVIII века в духовной культуре идет процесс
утверждения новых ценностей. Развивается
постепенно поэтическое творчество.
Русская интеллигенция
Как известно, эпоху Просвещения в Западной Европе отличала необыкновенная разносторонность умов, горячий энтузиазм в борьбе с застоявшейся мыслью, стремление к свободе. Россия на пути культурного самосознания не могла не проникнуться значимостью просветительского лозунга: человек, его природа -- мера вещей.
Доказательств увлечения в России французскими философами-просветителями можно привести немало. Княгиня Дашкова вспоминала, что уже до пятнадцатилетнего возраста она прочла сочинения Вольтера, Монтескье, Гельвеция. Русские вельможи за границей посещали французских философов и даже предлагали им свои поместья в России (графы Орловы и К. Г. Разумовский). Понятно, как увлекалась новыми идеями русская молодежь, учившаяся за границей Миллер издавал «Санкт-Петербургские Ведомости», «Примечания» к ним, «Ежемесячные сочинения». («лейпцигские студенты» Ушаков, Радищев, Кутузов). Тамбовский помещик Рахманинов переводил и печатал в своей типографии сочинения Вольтера; переводы и оригиналы французских просветителей получили в России широкое распространение. Издавались хрестоматийные сборники «Дух Вольтера», «Дух Руссо», «Дух Гельвеция». По Монтескье читались лекции в Московском университете. Больше всего увлекались Вольтером.
Значительную роль в распространении идей французского Просвещения в России сыграла Екатерина II, почтительно называвшая Вольтера «мой учитель». Императрицу особо привлекала идея «просвещенного абсолютизма», на роль монарха-просветителя претендовала она сама.
Екатерина II пыталась
сделать реальностью российской
культуры философию и политику западного
Просвещения, но еще большее значение
она придавала педагогическим идеям
Монтеня, Локка, Руссо, других мыслителей.
Императрица с полным основанием
полагала, что эти идеи станут основой
создания нового типа россиян. Классом,
монополизировавшим новую культуру,
становится дворянство. Оно получает
права и привилегии, его просвещают,
в нем воспитывают особые нравственные
качества. Считая дворянской привилегией
«службу во славу самодержавного
правления», Екатерина II способствует
организации дворянского
Однако процесс культурного развития имел и другой итог: в то время, как одни представители российского дворянства поддерживали идеи и действия «просвещенной императрицы», другие поставили под сомнение политическую реальную перспективу этих идей. К первым принадлежали М. М. Щербатов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, ко вторым -- Н. И. Новиков и А. Н. Радищев. Каждый из названных вносит особый, неповторимый вклад в духовную культуру России, каждый стоит на позициях просветительства и гуманизма. Но самый яркий след в русской истории оставили Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.
Н. И. Новиков является типичнейшим общественным деятелем, стремившимся к общему благу, сознательным и принципиальным защитником просвещения масс, ценившим в литературе большую нравственную силу, как немногие из его современников. В конце шестидесятых годов Новиков предпринимает издание сатирического журнала «Трутень», затем -- «Живописец». В журналистской деятельности1 он проявил себя человеком большого общественного долга, страстным «обличителем неправды» в русской жизни. И в сатирических журналах, которые Новиков издавал, он собирался не только смешить, а стремился к созданию такого общественного мнения, какого не было до того времени в России. Оставив сатиру, в которой стала дозволена лишь «веселая и легкая критика», он принялся за серьезный анализ общественных проблем. В журнале «Живописец» Новиков публикует отрывок из «Путешествия» -- книги, которую справедливо называют «самым сильным выступлением в общей печати против крепостного права до «Путешествия» Радищева» /12, с.69/.
С именем Н. И. Новикова связано такое общественно- политическое движение, как русское масонство1. Оно проникает в Россию во второй половине XVIII века. Нравственная философия масонства с ее идеей самосовершенствования личности через просвещение, «деятельное человеколюбие» и общественная благотворительность привлекла в ряды масонов часть передовой дворянской интеллигенции, деятелей русской культуры и общественной мысли. В семидесятых годах активным деятелем ложи масонов стал
Н.И. Новиков. Вступив
в масонское общество, Н. И. Новиков
не отказался от просветительских идеалов.
«Знаменитое новиковское
Н. И. Новиков
не мог не видеть положительных сторон
идеологии масонства: признание
человеческого достоинства, проповедь
взаимной любви и помощи, всяческой
терпимости -- религиозной, национальной,
сословной, побуждение к нравственному
совершенствованию и поискам
идеала. Как особое учение масонство
способствовало и выработке целостного
мировоззрения, включающего взгляды
и на существующий мир, и на человека.
Эти черты масонства мирили Новикова
с его недостатками. Но в отличие
от масонов, пассивно, «на словах», воспринимавших
нравственное учение ордена и мало
думавших о борьбе со злом и об утверждении
равенства, терпимости, взаимопомощи,
Новиков явился представителем «деятельного
идеализма». В издаваемых Новиковым
журналах разрабатывалась целая
система воспитания и формирования
нравов. При содействии своих читателей
Новиков попытался создать
Екатерина видела опасность масонства, ее беспокоила деятельность таких представителей российской культуры, как Новиков. Исход был предрешен: Шлиссельбургская крепость, из стен которой Новиков вышел через 15 лет больным и сломленным стариком.
А. Н. Радищев, сын зажиточного помещика, в середине шестидесятых годов был отправлен на учебу в Германию. Он изучает естествознание, медицину, занимается литературой, философией и возвращается в Россию «с большим запасом знаний и навыками к систематическому мышлению» /2, с.97/. Радищев знакомится с трудами Лейбница, преклоняется перед Гердером, увлекается французскими материалистами, Локком и Пристли. Идеи «естественного права» принимаются им безоговорочно. «В человеке... никогда не иссякают права природы», -- говорит Радищев. Поэтому для него «совершенное умерщвление страстей уродливо», поэтому он горячо протестует против всякого угнетения «естества» /2, с. 102/. Взгляды Радищева легли в основу его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Все, что по крупицам, по частям, в форме намеков и иносказаний уже было в обличительных произведениях русской литературы XVIII века, в «Путешествии» соединено в одно; сказано прямо и сильно. И в этом смысле книга Радищева представляет собой свидетельство зрелости русской мысли.
Крамольную книгу уже через несколько дней после издания доставили Екатерине II. Негодование императрицы было огромным, и на полях книги она написала о Радищеве: «...Не любит царей и, где может к ним убивать любовь и почитание, тут жадно прицепляется с редкой смелостью», «надежду полагает на бунт от мужиков» /13, с.345/. Судьба «Путешествия» и ее автора известна: книга была изъята из обращения, автор отправлен в сибирскую ссылку.
В ссылке Радищев написал большой трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». Он не успел его доработать, и это обстоятельство в значительной степени объясняет несколько презрительный отзыв Пушкина о сочинении Радищева. Пушкин был не прав; по словам русского философа и историка русской культуры Э. Л. Радлова, «книга производит впечатление искреннего и добросовестного искания» /14. с. 104/.
Н. А. Бердяев
считает Радищева родоначальником
русской интеллигенции уже
Творчество Радищева
завершает XVIII век, который по праву
называют «освободительным» и «
Художественная культура XVIII века
Семь столетий
длилась эпоха древнерусского искусства.
Некоторые элементы художественной
культуры нового времени проявляются
уже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого
столетия знаменует собой переход
к принципиально иному
Что определяло
формирование художественной культуры
первых десятилетий века? То же, что
обусловливало развитие философии,
общественно-политической мысли, науки
и просвещения -- реформы Петра I.
В начале XVIII века художественная культура
имела ценность в первую очередь
как одно из наиболее действенных
средств утверждения
Задуманный Петром городской пейзаж -- это Академия с ее музеями и залами для собраний и занятий, университет и другие учебные заведения, библиотеки.
Подчеркнем еще
раз -- художественная культура начала
века подчинена в первую очередь
политическим задачам. Но в русской
истории такое подчинение не было
новым. В чем же главное отличие
искусства XVIII века от древнерусского?
На основе каких идей формируется
новая художественная культура? Напомним,
что духовную культуру России XVIII века
определяют принципы закономерности и
познаваемости окружающего
Окружающая действительность многогранна, это не только история, но и конкретный человек, и окружающая его природа. Все достойно художественного воплощения, а это значит, что необходимо добиться «правдоподобия», «похожести» изображения. Для того чтобы осуществить это, нужно уметь передавать пространство, расстояние, объемы предметов, изображать конкретный материал -- металл или мех, ткань или стекло, показать особенности поверхности лица и рук, блеск глаз, мягкость или жесткость волос. Другими словами, в изображении требуется реализм. Всему этому надо учиться. И русские архитекторы, скульпторы, живописцы учились в зарубежных поездках, у приглашенных в Россию европейских мастеров и в утвержденной в 1724 году Академии наук с художественным отделением.