Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа
Историки, изучающие советский период нашей истории, считают, что в 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в 1917 году, поворот. В частности, американский социолог Н. Тимашев (эмигрировал из России) выдвинул тезис о том, что в 30-е годы внутренняя политика СССР перестала соответствовать господствовавшим ранее революционным идеалам
На рубеже 20-30-х годов в театр пришли выпускники советской балетной школы: М.Т. Семенова, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, О.В. Лепешинская.
Кино попало под пристальное внимание Ленина, оценившего огромное эмоциональное воздействие этого поистине массового вида искусства. Очевидно, поэтому после Октябрьской революции 1917 г. стали выпускаться игровые агитфильмы: «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне» (режиссер Н. Ф. Преображенский, по басне Д. Бедного). «Уплотнение» (режиссер А.П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А.Е. Разумный).
Частные киноателье, находившиеся под контролем государства, выпустили ряд значительных картин: «Барышня и хулиган» (1918, по сценарию и при участии Маяковского, режиссер Е.О. Славинский), «Поликушка» (1919, по Л.Н. Толстому, режиссер А.А. Санин, в главной роли - И. М. Москвин) и др.
В 1920 г. была создана первая экранизация повести М. Горького «Мать» (режиссер Разумный), в 1921 - историко-революционный фильм «Серп и Молот» (режиссер Чадин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-1919 гг. выходил периодический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера Сергея Эйзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин», получивший высокую оценку во всем мире. В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая премия.
Заметное место в репертуаре второй половины 20-х годов отводилось экранизациям русской классики и произведений зарубежных писателей.
В эти годы создаются выдающиеся произведения советского кино: «Александр Невский» С. Эйзенштейна; «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал», «Земля» А. Довженко.
Утверждение метода
социалистического реализма в кино
совпало с введением звука. С
помощью отечественной
Этапным произведением советского киноискусства стал фильм братьев Васильевых «Чапаев».
Теоретическое наследие и исследовательские работы выдающихся мастеров советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича и сейчас составляют фундаментальную базу для развития киноведческой науки.
Жизнь литературной
элиты протекала совсем не так, как
жизнь простого народа. Первые годы
после Великой Октябрьской
Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, стало деятельность трех великих поэтов - В. Маяковского, А. Блока и С. Есенина.
В.В. Маяковский (1893-1930), один из выдающихся представителей авангардного искусства 1910-1920-к гг., родился в дворянской семье. В юности обучался живописи, ваянию и зодчеству. Его бунтарская натура проявилась задолго до Октябрьской революции, пламенным певцом которой он стал. В молодости Маяковский постоянно что-то совершал: то агитировал московских рабочих, то организовывал кружки футуристов, то громил противников на диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». В 1918 году он организует группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1923 году создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).
Другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895-1925), родился в крестьянской семье. Ему, как и Маяковскому, была свойственна противоречивость характера: за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями скрывалась натура глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси с ее «хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми монастырскими стенами и маковками церквей, занимает в его поэзии центральное место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось понять «коммуной вздыбленную Русь», коллективизацию, индустриальный подъем и культурную революцию. Все его мироощущение было трагическим. Предполагают, что в возрасте 30 лет в состоянии депрессии Есенин покончил жизнь самоубийством.
Великий русский
поэт А.А. Блок (1880-1921) происходил из профессорской
семьи. Писать стихи начал с 5-ти лет.
Наиболее важные литературно-философские
традиции, повлиявшие на становление
творческой индивидуальности - учение
Платона, лирика и философия В.С.
Соловьева, поэзия А.А. Фета. Раннее творчество
Блока развивалось в русле
символизма («Стихи о Прекрасной Даме»).
Он не стремился к высоким
Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода - А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М. Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Толстой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М. Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Д.А. Гранив, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А. Ананьев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. - не найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмиграции». Одних она вынуждала общаться с читателем эзоповым языком, других, желающих во всем быть искренним и принципиальным, доводила до нервных срывов, душевных потрясений, самоубийства или, довольно часто, до алкоголизма. Последнее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности.
Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В отличие от юмора Западной Европы, Америки и Японии русский юмор более социален и политичен. Русский юмор и русская сатира, быть может, лишены английской утонченности или французской изящности, но они наделены тем, чем не обладает ни одна культура мира, - способностью в завуалированной форме донести до слушателя всю гамму политических теорий, концепций, общественных реакций на важнейшие события, не утрачивая глубочайшей самоиронии. Юмор и сатира, имеющие в России одну из самых мощных за всю историю человечества традицию, формировались по принципу антисимметрии: чем больше запрещали, тем выше поднималось искусство иносказания. Анекдоты, юмор и сатира служили оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе, тем плодовитее было первое. Они являлись не только «завитринной» стороной советского искусства, но и компенсацией того морального и культурного ущерба, который наносит народу всякая цензура, любые запреты.
Творчество И. Ильфа (1897-1937) и Е. Петрова (1902-1942), М.М. Зощенко (1894-1958) - доказательство того, каких высот в искусстве можно достичь, пользуясь формой иносказательного повествования при рассмотрении самых серьезных, самых фундаментальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях талантливого мошенника и авантюриста - здесь дана панорама социальных типов советских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой книге» (1934-1935) М. Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность, завуалировано показано то, о чем в слух сказать было невозможно - ханжеская мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители, вовсе не лишены человеческих пороков.
Сатирики говорили со страниц журналов и газет о том, о чем каждый день думали и боялись произнести вслух миллионы советских людей. Они писали правду, которую давно и во всех подробностях знали все -даже партийные чиновники, запрещавшие эту правду. Знали, но делали вид, что этого нет или не должно быть. Коммунисты старались выглядеть лучше, чем они есть, хотя этого от них никто не требовал - ни собственный народ, ни их враги за рубежом. Идеологическая поза, раздувание щек стали основной причиной превращения культуры - живого творчества живых масс - в придворную служанку. От напомаженных портретов и отлакированных романов плевались все, и в первую очередь партийные работники, тайком читавшие запрещенные и западные книги. Все понимали, что официальное советское искусство - давно не искусство, а плакат, и все делали вид, что не верят этому. Творчество А.П. Платонова (1899-1951) искусствоведы ставят в один ряд с величайшими фантасмагористами ХХ столетия.
Другим антагонистом
социалистического реализма проявил
себя гениальный русский писатель М.А.
Булгаков (1891-1940). В романе «Белая гвардия»
(1927), пьесах «Дни Трубиных» (1926), «Бег»
(1928) писатель показал трагические
коллизии Гражданской войны и
крах «белого движения». С начала
30-х годов до конца жизни он
работал над получившим мировую
известность романом «Мастер
и Маргарита», где поставлены вечные
проблемы добра и зла, ложной и
истинной нравственности. В течение
долгих лет творчество Булгакова
замалчивалось официальной
В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного искусства пришелся на период первой мировой войны. Последовавшие за ней революционные события и ужасающая разруха Гражданской войны не остудили творческий жар русской интеллигенции.
После 1915 года Москва
становится столицей новаторского искусства.
С 1916 по 1921 год именно здесь формируются
авангардные тенденции в
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому (1866-1944).
Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus - высший, последний), или искусства геометрической абстракции. Выходец из многодетной польской семьи, он в 1905 году приезжает в Москву обучаться живописи и ваянию. С 1912 года, под влиянием знакомства с поэтами А.Е. Крученых и В. Хлебниковым, в творчестве Малевича начинается период футуризма, получивший название «кубофутуризм», в котором геометрические формы пронизаны динамизмом, характерным для футуристов. В 1915 году возникли первые полотна, созданные в новом стиле супрематизма, в нем сохранилось «кубофутуристическое» единство динамики и статики: однотоновые геометрические фигуры были погружены в некую «белую бездну», призванную символизировать превосходство чистой формы над текучей предметностью.
В 1915 году Малевич
выставил в Петрограде 39 «беспредметных»
произведений и среди них –
«Чёрный квадрат». Освободившись
от порабощения сюжетом и
Сущность конструктивизма составляла идея практичного, утилитарного использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились одним из самых грандиозных сооружений начала ХХ века - памятником III Коммунистическому Интернационалу (1919-1920). Спиральная башня, высотой 400 м, включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая должна была распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня Татлина», превосходившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции. Конструкция из металлических балок и четырех вращающихся с разными скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные, законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Применение технологически новых материалов и абстрактные формы, полностью лишенные какого-либо привкуса традиций, наглядно отражали дух революции. Сам Татлин почитал свое творение высшей точкой синтеза разных искусств.