Культура России конца ХIХ - начала ХХ вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. При изучении русской культуры встает вопрос о роли в ее развитии культуры других стран и народов, о ее взаимосвязи и взаимовлиянии с этими культурами.

Содержание

Введение
1.Просвещение
2.Наука
3.Литература
4.Живопись
5.Театр и музыка
6.Кинематограф
7.Архитектура
8.Скульптура
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 35.17 Кб (Скачать)

В группу входили художники  разных стилей и оклада. Вероятно, единственной чертой, объединявшей их, являлось стремление к изысканности, декоративности, стилизованному восприятию прошлого. Вот почему с "Миром  искусства", кроме уже названных имен, были связаны Н.Рерих и В.Серов.

Малявин и М.Врубель, Б.Кустодиев  и З.Серебрякова. Мирискусники создавали не только интересные и значительные станковые произведения. Они были авторами великолепных иллюстраций (А.Бенуа, "Медный всадник" А.С.Пушкина; И.Билибин, "Русские сказки"; Е.Лансере, "Хаджи Мурат" Л.Н.Толстого), оформляли театральные спектакли Художественного театра и "Русских сезонов". Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусства и архитектуры (А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по 1904 гг. одноименный журнал сыграл важную просветительную роль. В 1910-x гг. появляются различные направления русского авангарда. Художники "Бубнового валета", "Ослиного хвоста", "Мишени", кубофутуристы, супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов (П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Лентулов, М.Ф.Ларионов). Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В.В.Кандинского и К.С.Малевича.

 

 

Театр и музыка

 

Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы, для театральной  жизни этого периода характерны поиски "новой зрелищности", борьба различных идей и направлений. Новый  импульс развитию этого вида искусства  был дан в 1883 г., когда перестала  существовать восьмидесятилетняя монополия  императорских театров, они стали  доступны для благотворительности  и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот  к лучшему.

Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного  театра в Москве. Его основателями были К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко – крупнейшие театральные режиссеры и теоретики. Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л.Книппер, В.И.Качалов, И.М.Москвин, Л.М.Леонидов и др. Значение основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапом формирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что на сцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московской публике, более демократически настроенной, нежели петербургская. Нужно оказать, что деятельность Художественного театра оценивалась неоднозначно. Причем отрицательно относились к его программе и представители консервативных кругов, и новых литературных течений, например, В.Я.Брюсов.

Начинают работать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся в 1904 г. в Петербурге театр В.Ф.Комиссаржевской, интереснейшей актрисы, которая вписала яркие страницы в историю русского искусства. Главным режиссером ее театра был В.З.Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М.Юрьев работал в императорском Александринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановке лермонтовского "Маскарада" даже в вечер Октябрьского вооруженного восстания. На принципах "новой театральности" в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е. Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-хгг. Следует отметить огромное число открывшихся на рубеже веков театральных кабаре, из которых наиболее известными являлись "Бродячая собака" и "Летучая мышь", ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы. В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись и частные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь в 1896-1899 гг. пел Ф.И.Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. "Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра", - писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школы были Л.В.Собинов и Н.В.Нежданова.

Всемирно известным становится русский балет. Яркими представителями  отечественной школы классического  танца были М.Ф.Кшесинская и А.П.Павлова, В.В.Нижинский и М.И.Фокин. Организованные С.П.Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне "Русские сезоны" – выступления балетных и оперных звезд – стали поистине триумфом искусства России. Дягилев открыл публике композитора И. Стравинского. На его музыку поставили балет "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная". Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, "мирискусникам" удалось "возвеличить русское искусство на Западе".

Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А.Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н.Рахманинов, А.К.Глазунов, А.НСкрябин, Р.М.Глиэр и др.).

 

 

Кинематограф

 

В те же годы делает свои первые шаги и русский кинематограф. В 1908 г. вышел первый отечественный игровой  фильм "Стенька Разин", а всего  до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч. Звездами дореволюционного русского кино считалась Вера Холодная и Иван Мозжухин. Одной из новых черт культурной жизни  России рубежа веков становится меценатство. Меценаты активно помогали развитию образования (так, московский предприниматель  Шелапутин передал 0,5 млн. рублей на создание учительской семинарии) и  науки (известный фабрикант Рябушинский  финансировал Камчатскую экспедицию). Детально поддерживали меценаты и сферу  искусства. В качестве примеров можно  привести уже знакомую нам частную  оперу С.Мамонтова, историю создания МХТ и Третьяковской галереи.

 

 

Архитектура

 

В 1890-1900 гг. в русской архитектуре появляются новые течения – модерн и неоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основным его признаком стало стремление к новым формам: вместо применения исторических стилей была сделана попытка создать совершенно новую декоративную систему и очистить от эклектических наслоений конструктивную основу здания. Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло, металл, керамика. Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветных материалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этому добавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей и внутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла.

В Петербурге в новом стиле работали Ф.Лидваль и М.Лялевич (первый построил гостиницу "Астория" в 1908 г. и Азовско-Донской банк в 1907 г., второй – здание торговой фирмы "Мертенс"). Прогрессивное начало, которое нес в себе модерн, нашло свое воплощение в творчестве Ф.Шехтеля, московского архитектора. Типичные для него здания – Художественный театр (1902) и особняк Рябушинского на Малой Никитской улице. В архитектуре неоклассицизма можно выделить имена И. Фомина (дача Половцева на Каменном острове в Петербурге), В.Щуко (павильоны русской экспозиции на Международной выставке в Италии), В.Свиньина (здание Этнографического музея), А.Таманяна (дом В.П.Кочубея в Царском Селе), И. Жолтовского (дом Тарасова на Спиридоновке в Москве). Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности. Впрочем, здесь и заключалось противоречие, которое приверженцы неоклассицизма не смогли преодолеть.

 

 

Скульптура

 

Пути развития русской  скульптуры конца XIX – начало XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность.

Скульпторы активно участвуют  в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время  работает блестящая плеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев.

На искусстве Анны Семеновны  Голубкиной (1864-1927) лежит печать ее времени. Оно подчеркнуто одухотворенно  и всегда глубоко и последовательно  демократично. Голубкина – убежденный революционер. Ее скульптуры “Раб”, “Идущий”, портрет Карла Маркса – естественный отклик на передовые идеи современности. Голубкина – большой мастер психологического скульптурного портрета. И здесь она остается верной себе, с одинаковым творческим подъемом работая над портретами и Великого писателя (“Лев Толстой”), и простой женщины (“Марья”).

Особенным богатством и разнообразием  стилических и жанровых форм отличается скульптурное творчество Сергея Тимофеевича  Коненкова (1874-1971).

Его работа “Самсон, разрывающий  узы” навеяна титаническими образами Микеланджело. “Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин” – это олицетворение несокрушимой воли, закаленной в огне классовых битв.

После поездки в Грецию в 1912г., подобно В.Серову, он увлекается древней архаикой. Образы языческой  древнегреческой мифологии переплетаются  с образами древнеславянской мифологии. Абрамцевские идеи фолькллерности воплотились  также в таких работах, как  “Великосил”, “Стрибог”, “Старичек” и др. “Нищая братия” воспринималась как уходящая в прошлое Россия. Вырезанные из дерева фигуры двух нищих  горемычных странников, сгорбленных, корявых, закутанных в лохмотья, одновременно реалистичны и фантастичны.

Традиции классического  ваяния возрождал Иван Тимофеевич Матвеев (1878-1960), ученик Трубецкого в Московском училище. Он разработал минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков (“Сидящий мальчик”,  “Спящие мальчики”,  “Юноша”,  и ряд статуй, предназначенных  для одного из парковых ансамблей  в Крыму). Античные легкие изгибы фигур  мальчиков у Матвеева сочетаются со специфической точностью поз  и движений, напоминающих полотна  Борисова-Мусатова. Матвеев в своих  работах воплотил современную жажду  гармонии в современные художественные формы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая  в жизнь, ощущает себя частью этого  народа.

Культура развивается  непрерывно, и каждое поколение людей  опирается на то, что было создано предшественниками.

Время и пренебрежение  потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной  культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков  в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось  духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались древнерусские  иконы, открытые под несколькими  слоями поздней живописи. Вновь осваивается  отечественная немарксистская философия, и приходя в нашу культуру литература и искусство русского зарубежья ХХ в.

История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую  культуру внесли представители других народов, так же как и русские  по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.

Русская культура формировалась  и развивается сегодня как  одна из ветвей могучего дерева мировой  общечеловеческой культуры. Ее вклад  в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.

Овладение культурным богатством человечества становится все более  постоянной потребностью времени, а  изучение истории отечественной  культуры приобретает исключительно  важное общественное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Милюков П.Н. Очерки  истории русской культуры. М., 1994.

2. Яковкина Н.И. "История  русской культуры: 19 век." 2-е издание. СПб: Издательство "Лань", 2002.

3. Березовая Л.Г., Берлякова  Н.П. "История русской культуры":В 2ч.-М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.

4. В.В. Долгов "Краткий  очерк истории русской культуры  с древнейших времен до наших  дней". Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001.

5. Георгиева Т.С. "Русская  культура: история и современность"- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов  н/Д: Феникс, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура России конца ХIХ - начала ХХ вв