Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:14, контрольная работа
История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. При изучении русской культуры встает вопрос о роли в ее развитии культуры других стран и народов, о ее взаимосвязи и взаимовлиянии с этими культурами.
Введение
1.Просвещение
2.Наука
3.Литература
4.Живопись
5.Театр и музыка
6.Кинематограф
7.Архитектура
8.Скульптура
Заключение
Список использованной литературы
В группу входили художники разных стилей и оклада. Вероятно, единственной чертой, объединявшей их, являлось стремление к изысканности, декоративности, стилизованному восприятию прошлого. Вот почему с "Миром искусства", кроме уже названных имен, были связаны Н.Рерих и В.Серов.
Малявин и М.Врубель, Б.Кустодиев и З.Серебрякова. Мирискусники создавали не только интересные и значительные станковые произведения. Они были авторами великолепных иллюстраций (А.Бенуа, "Медный всадник" А.С.Пушкина; И.Билибин, "Русские сказки"; Е.Лансере, "Хаджи Мурат" Л.Н.Толстого), оформляли театральные спектакли Художественного театра и "Русских сезонов". Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусства и архитектуры (А.Н.Бенуа, И.Э.Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по 1904 гг. одноименный журнал сыграл важную просветительную роль. В 1910-x гг. появляются различные направления русского авангарда. Художники "Бубнового валета", "Ослиного хвоста", "Мишени", кубофутуристы, супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов (П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Лентулов, М.Ф.Ларионов). Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В.В.Кандинского и К.С.Малевича.
Театр и музыка
Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы, для театральной жизни этого периода характерны поиски "новой зрелищности", борьба различных идей и направлений. Новый импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот к лучшему.
Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко – крупнейшие театральные режиссеры и теоретики. Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л.Книппер, В.И.Качалов, И.М.Москвин, Л.М.Леонидов и др. Значение основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапом формирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что на сцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московской публике, более демократически настроенной, нежели петербургская. Нужно оказать, что деятельность Художественного театра оценивалась неоднозначно. Причем отрицательно относились к его программе и представители консервативных кругов, и новых литературных течений, например, В.Я.Брюсов.
Начинают работать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся в 1904 г. в Петербурге театр В.Ф.Комиссаржевской, интереснейшей актрисы, которая вписала яркие страницы в историю русского искусства. Главным режиссером ее театра был В.З.Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М.Юрьев работал в императорском Александринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановке лермонтовского "Маскарада" даже в вечер Октябрьского вооруженного восстания. На принципах "новой театральности" в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е. Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-хгг. Следует отметить огромное число открывшихся на рубеже веков театральных кабаре, из которых наиболее известными являлись "Бродячая собака" и "Летучая мышь", ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы. В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись и частные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь в 1896-1899 гг. пел Ф.И.Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. "Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра", - писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школы были Л.В.Собинов и Н.В.Нежданова.
Всемирно известным становится
русский балет. Яркими представителями
отечественной школы
Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А.Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н.Рахманинов, А.К.Глазунов, А.НСкрябин, Р.М.Глиэр и др.).
Кинематограф
В те же годы делает свои первые
шаги и русский кинематограф. В 1908
г. вышел первый отечественный игровой
фильм "Стенька Разин", а всего
до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч.
Звездами дореволюционного русского кино
считалась Вера Холодная и Иван Мозжухин.
Одной из новых черт культурной жизни
России рубежа веков становится меценатство.
Меценаты активно помогали развитию
образования (так, московский предприниматель
Шелапутин передал 0,5 млн. рублей на
создание учительской семинарии) и
науки (известный фабрикант
Архитектура
В 1890-1900 гг. в русской архитектуре появляются новые течения – модерн и неоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основным его признаком стало стремление к новым формам: вместо применения исторических стилей была сделана попытка создать совершенно новую декоративную систему и очистить от эклектических наслоений конструктивную основу здания. Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло, металл, керамика. Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветных материалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этому добавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей и внутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла.
В Петербурге в новом стиле работали Ф.Лидваль и М.Лялевич (первый построил гостиницу "Астория" в 1908 г. и Азовско-Донской банк в 1907 г., второй – здание торговой фирмы "Мертенс"). Прогрессивное начало, которое нес в себе модерн, нашло свое воплощение в творчестве Ф.Шехтеля, московского архитектора. Типичные для него здания – Художественный театр (1902) и особняк Рябушинского на Малой Никитской улице. В архитектуре неоклассицизма можно выделить имена И. Фомина (дача Половцева на Каменном острове в Петербурге), В.Щуко (павильоны русской экспозиции на Международной выставке в Италии), В.Свиньина (здание Этнографического музея), А.Таманяна (дом В.П.Кочубея в Царском Селе), И. Жолтовского (дом Тарасова на Спиридоновке в Москве). Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности. Впрочем, здесь и заключалось противоречие, которое приверженцы неоклассицизма не смогли преодолеть.
Скульптура
Пути развития русской скульптуры конца XIX – начало XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность.
Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работает блестящая плеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев.
На искусстве Анны Семеновны Голубкиной (1864-1927) лежит печать ее времени. Оно подчеркнуто одухотворенно и всегда глубоко и последовательно демократично. Голубкина – убежденный революционер. Ее скульптуры “Раб”, “Идущий”, портрет Карла Маркса – естественный отклик на передовые идеи современности. Голубкина – большой мастер психологического скульптурного портрета. И здесь она остается верной себе, с одинаковым творческим подъемом работая над портретами и Великого писателя (“Лев Толстой”), и простой женщины (“Марья”).
Особенным богатством и разнообразием стилических и жанровых форм отличается скульптурное творчество Сергея Тимофеевича Коненкова (1874-1971).
Его работа “Самсон, разрывающий узы” навеяна титаническими образами Микеланджело. “Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин” – это олицетворение несокрушимой воли, закаленной в огне классовых битв.
После поездки в Грецию
в 1912г., подобно В.Серову, он увлекается
древней архаикой. Образы языческой
древнегреческой мифологии
Традиции классического ваяния возрождал Иван Тимофеевич Матвеев (1878-1960), ученик Трубецкого в Московском училище. Он разработал минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Наиболее полно пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков (“Сидящий мальчик”, “Спящие мальчики”, “Юноша”, и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в Крыму). Античные легкие изгибы фигур мальчиков у Матвеева сочетаются со специфической точностью поз и движений, напоминающих полотна Борисова-Мусатова. Матвеев в своих работах воплотил современную жажду гармонии в современные художественные формы.
Заключение
История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.
Время и пренебрежение
потомков привели к утрате многих
памятников культуры. Но история отечественной
культуры свидетельствует о том,
что кроме потерь были и находки,
и открытия. Так, спустя много веков
в нашу культуру вернулось “Слово
о полку Игореве”, возродилось
духовное значение русской литературы.
Так, восстанавливались
История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.
Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
Овладение культурным богатством человечества становится все более постоянной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение.
Список использованной литературы
1. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. М., 1994.
2. Яковкина Н.И. "История русской культуры: 19 век." 2-е издание. СПб: Издательство "Лань", 2002.
3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. "История русской культуры":В 2ч.-М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002.
4. В.В. Долгов "Краткий
очерк истории русской
5. Георгиева Т.С. "Русская культура: история и современность"- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Информация о работе Культура России конца ХIХ - начала ХХ вв