Автор: Алеша Семенов, 03 Декабря 2010 в 13:40, доклад
Основным занятием кубанских казаков было – земледелие. Развитию земледелия во второй половине XIX в. способствовали: размежевание войсковых земель и дележ юртов на паевые наделы, наплыв в край иногороднего населения и рост пахотных угодий, В 1913 г, под зерновыми было занято 90% всей засеваемой площади, под масличными и техническими культурами — 5,6% .
Если бы мы с вами
перенеслись на 120 -130 лет назад
и попали в родную станицу, то, конечно,
же зашли в гости в казачью хату. В первой
комнате находилась печка, полы в доме
были мазанные (доливка), у окна стоял стол
(сырно), вокруг стола деревянные лавки
(канапеи), шкафчик для посуды, где стояли
большой глиняный горшок (макитра), горшки
поменьше (глэ-чики), чавуны для приготовления
борща, каши. Сундук, деревянная кровать.
В доме все было украшено вышитыми полотенцами
— рушниками.
Если бы мы с вами
перенеслись на 120 - 130 лет назад
и попали в родную станицу, то, конечно
же, зашли в гости на казачье
подворье. Поскольку в конце XIX в.
в среде казачества были распространены
большие семьи, жили чрезвычайно скученно.
Там, где в доме было только одно жилое
помещение, на нарах или помосте спали
покатом по нескольку человек. Вторая
половина связевого дома, в котором жила
большая семья, обычно отапливалась и
служила добавочным жильем. Во многих
больших семьях молодые пары спали во
дворе, в специально устраиваемых небольших
хатенках. Старики спали на печи и лавках,
детей укладывали на полу. Постельными
принадлежностями вплоть до конца XIX в.,
а в иных местах и позднее, были набитые
сеном матрацы, рядна, полости, попоны
(валянные из овечьей шерсти), верхняя
одежда или просто солома. Спали члены
семьи в определенных местах. В больших
семьях обедали за двумя столами, детей
кормили отдельно за низеньким стопином
(сырно). Застоя рассаживались в определенном
порядке: на почетном месте глава семьи,
рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу
садились женщины. Иногда рассаживались
семейными парами. Жилищные условия во
многих больших семьях в зимнее время
были тяжелыми. Глинобитные полы, отсутствие
вентиляции, теснота, плохое освещение,
необходимость содержать зимой в жилых
помещениях мелких домашних животных
— все это создавало антисанитарные условия
существования, приводившие к различным
заболеваниям. В исполнении Кубанского
казачьего хора звучит песня: « Ой, мий
милый варенычкив хоче…»
Но и коль мы пришли
в гости, как вы думаете, чем бы
нас угостили? Ведущей отраслью хозяйства
кубанцев в прошлом было зерновое
земледение, и хлеб (пшеничный) являлся
основой питания. Существенную роль играли
также продукты животноводства, рыболовства,
овощеводства и садоводства.
Наиболее распространенным
был хлеб из кислого теста на дрожжах
или закваске (остаток теста от
предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли
сами из хмеля, который рос в изобилии
по всему краю. Ставили опару в
больших обливных глиняных или деревянных
посудинах, называвшихся в восточных
районах корчагами, а на западе края,
кроме того, еще и по-украински
дижей. Для вымешивания теста применяли
длинные долбленые или дощатые корыта
— мочва (ночва). На Кубани пекли также
и пресный хлеб (в виде лепешек), если не
хватало хлеба до следующей выпечки или
во время работы в степи, когда не было
времени для вымешивания кислого хлеба.
Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном
поду. В 900-е годы стали применять формы
из жести, но и тогда подовой хлеб считался
вкуснее. Обычай печь хлеб на поду сохранялся.
Среди других мучных
изделий были распространены разнообразные
пироги, вареники и галушки. Часть
из них имела более или менее
определенные районы бытования, другие
встречались везде. Наиболее распространенным
видом хлебных изделий были пироги
и вареники. Большие круглые пироги
с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой,
встречались всюду, а такие же пироги,
но без начинки, характерные для юга и
средней полосы России и Верхнего Дона,
пекли только в старых линейных станицах.
Там же были распространены большие, в
ладонь величиной, подовые пирожки с разной
начинкой.
Любимыми в западных
районах и в значительной степени
по всей Кубани были маленькие пирожки
с творогом (сыром), выпекавшиеся на
противнях (листах) тесно прижатыми
друг к другу. Вареники чаще всего
приготовлялись также с творогом
или с фруктами. Галушки ели
меньше вареников, однако их ценили за
быстроту приготовления. Готовили галушки
не везде одинаково: в западных раинах
тесто чаще отщипывали —рвали, а на
востоке его или резали ножом, или, если
тесто было более жидким, опускали ложкой
в кипящую подсоленную воду, молоко, бульон,
как русские клецки. На западе, в районах
с большим украинским влиянием, любили
и украинскую затирку: воду, бульон или
молоко заправляли маленькими, величиной
с горошек, катушками круто замешанного
пресного теста. Из муки же готовилась
любимая кубанцами лапша (локшина — в
западных частях края). Тесто для лапши
замешивалось на яйцах, раскатывалось
в тонкий лист и мелко резалось; запускалась
лапша в молоко, мясной бульон, в картофельный
суп, заправленный жареным луком. Из отварной
лапши приготовлялся лапшевник (отварная
лапша, заправленная яйцами, маслом и запеченная)
— блюдо это как праздничное, особенно
свадебное, очень широко распространенное
в южнорусских губерниях, бытовало на
Кубани везде. Из кислого теста кубанцы
пекли блины и оладьи. На западе края блины
пекли меньше. Блины и оладьи делали также
и из пресного теста, чаще всего на кислом
молоке и яйцах, но это блюдо было скорее
праздничным угощением, так же как и всякого
рода изделия из пресного теста, замешанного
на масле, яйцах и сметане,— колобки, кныши
(из раскатанного текста, переслоенного
каймаком или творогом — сыром), вывертышки
(род хвороста) и украинские орешки — маленькие
кусочки пресного теста, вареные в масле.
На Кубани также
готовили кушания из муки, они отчасти
заменяли хлеб: саламата — поджаренная
пшеничная мука, заваренная кипятком (ее
ели с подсолнечным маслом или с пережаренным
на сале луком) и любимая кубанцами кваша
— запаренный пшеничный солод, смешанный
с фруктами и запеченный, кулага — пшеничная
мука, заваренная фруктовым отваром. Два
последних блюда характерны и для других
районов юга России.
Разнообразные крупы
имели огромное значение в питании
кубанцев. Каши варили на воде или молоке,
жидкие и густые. Гречневая и пшенная
каши были одинаково любимы. В западных
и особенно в предгорных районах
чаще варили гречневую кашу. В этих
же районах пекли гречневые блины
и приготовляли вареники из гречневой
муки или с начинкой из гречневой
каши (станицы Удобная, Предгорная,
Отрадная). Пшено было распространено
везде и особенно в старых линейных
станицах и на всем северо-востоке;
из него варили каши, кулеш (кондер) — жидкую
пшенную кашу с картофелем, разведенную
молоком и заправленную луком, пережаренным
с салом или на растительном масле (когда
молока не добавлялось) . Это кушанье особенно
часто варили во время работы в степи.
Пшенные каши и супы с пшеном являются
традиционными русскими блюдами. В Закубанье,
а также в предгорных районах (станицы
Ширванская, Удобная и др.) сеяли кукурузу,
варили мамалыгу — кушанье, широко употреблявшееся
у соседних горцев, однако мамалыга у кубанцев
никогда не заменяла хлеба.
Из бобовых культур на Кубани довольно много употребляли гороха и особенно фасоли. В этом, так же как и в распространении мамалыги, очевидно, сказалось влияние народов Кавказа. Правда, в отличие от них кубанцы приготовляли фасоль подобно тому, как везде в России готовили горох, т. е. варили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.