Культура и религия древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Возрождение религии как нормы общественного сознания и самоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был жёстко придавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и угрожающий соседям процесс. Активизация религий во всём современном мире не случайно связана, прежде всего, с оживлением исламского фундаментализма, причём очень часто в его крайне экстремистской форме.

Содержание

Введение 3 стр.
Основные черты культуры Древнего Востока 4 стр.
Культура Древнего Египта 7 стр.
3. Религия и научные знания 11 стр.
3.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка 11 стр.
3.2 Многобожие Египетской религии 14 стр.
3.3 Загробный мир во времена XVIII-XX династий 16 стр.
3.4 Изменения в египетской религии 18 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 21 стр.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

17

(нехех), пока их не коснется  перст смерти, и они не войдут, как Осирис, в застывшее царство  мертвых (джет). Когда же и Атум  вернется к своему изначальному  покою, время и пространство  перестанут существовать.

Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать популярный во времена Нового царства Праздник Долины. В этот день родственники приходили  к гробнице и торжественно поминали покойного. А поскольку египтяне не считали смерть событием "окончательным", празднество было веселым. Люди надевали свои лучшие наряды и длинные парики; в руках у них были букеты из цветов лотоса, на шеях венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими  бутонами лотоса. Гости пили вино и  пиво, ели и вспоминали умершего. Под стук кастаньет танцевали  девушки в длинных льняных  одеяниях или в одном только узком  пояске вокруг бедер. А музыканты  играли на арфах и пели о бренности  всего земного перед лицом  бесконечного бытия:

"Следуй же смело своему  сердцу! Давай хлеб неимущему,  чтобы осталось твое имя прекрасным  навеки! Проводи счастливо день! Подумай о часе, когда тебя  поведут в страну, куда боги  забирают людей. Там нет никого, кто взял бы с собой свои  богатства. И нет возврата оттуда".  

По прохождению времени упадка, наблюдается восстановление культов  богов, и прежде всего почитания  Ра, тесно сросшегося с идей единоверия увещевает неукоснительно соблюдать  все ритуалы и совершать жертвоприношения. Одновременно с этим в недрах египетской культуры зреет иная система мировосприятия, связанная с представлениями  о загробном мире, всегда занимавшими  центральное место в египетской религии.

" Не выйдешь ты (больше) наружу, дабы видеть Солнце " - эти строки  из " Спора Человека и Ба " находятся в полном противоречии  с заупокойными текстами, одно  из магических назначений которых  - дать 

 

18

возможность умершему каждодневно  созерцать Солнце, без чего не мыслима  жизнь в мире ином.

Представления о загробном мире как стране вечного сна, тягостного мрака, где нет воды и воздуха, радостей любви, были достаточно широко распространены в Египте, встречаясь даже в гробничных надписях жрецов.

Мир и внешняя стабильность, казалось надолго установившиеся в Египте с воцарением Аменхотепа III после  долгих войн, внезапно были разрушены  в правлении его сына и приемника  Аменхотепа IV. Аменхотеп IV, сын Аменхотепа III, внук Тутмеса IV, взошедшего на престол  по воле Хармахиса, а не Амона, бросил дерзкий вызов всевластию Амона, царя богов, и вступил с ним  в открытое единоборство. Подобно  змею Апопу, он попытался нарушить миропорядок, установленный Маат, - и богиня покарала его смертью.

3.4 Изменения в египетской религии

Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не все оставалось неизменным. Общая линия развития состояла, во-первых, в постепенном слиянии местных  культов и объединении их в  общегосударственный и общенародный культ с общеегипетскими богами и организованным жречеством; но наряду с этим до самого конца сохранялись  и обособленные местные культы с  их локальными божками, святилищами, обычаями и верованиями. Во-вторых, общая линия  развития состояла в том. что по мере роста социальных противоречий все  более заострялась классовая, угнетательская роль религии, усиливалось жречество, превращавшееся в замкнутую касту, как часть господствующего класса. В-третьих, постепенно сказывалась  тенденция, хотя и слабая, к преодолению  национальной замкнутости египетской религии; в этом отражалось расширение международных политических и культурных связей Египта.

 

19

В самом деле, еще с эпохи Среднего царства по мере экспансии Египта, соприкосновения его с соседними  народами в египетском пантеоне появляются боги чужеземного происхождения. Таковы, например, нубийские божества Дедун, Бес, ливийская богиня Нейт. В эпоху  великих завоеваний 18-й династии в Египте появились боги семитических народов Азии: Ваал, Астарта. и др. При Садсской (26-й) династии, проводившей  политику национальной реставрации, чужеземные культы подверглись преследованию  и правительство стремилось восстановить почитание чисто египетских богов. Это, однако, ненадолго приостановило  процесс интернационального смешения богов и культов. Наряду с проникновением чужих богов в Египет имело  место и обратное — распространение  почитания египетских богов в  других странах: Амона, Осириса, Исиду  и др. чтили в Финикии, Сирии, даже в Греции. Это явление, ведшее к  религиозному синкретизму, с особой силой сказалось в эллинистическую  и римскую эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Заключение.

В заключение я обращусь к первоначальной теме и выделю общие черты, присущие культурам Востока. Во-первых, это  то, что зарождались все эти  культуры как первобытнообщинный строй. Во-вторых, древневосточные культуры в большинстве своём возникли в поймах крупных рек, речных долинах. И отсюда вытекает третья черта - древневосточные  государства имели в качестве территории ориентированную и измеренную землю, т.е. они были “территориальными  царствами”. В-четвёртых, хозяйственная  деятельность основана на ирригации, притом, что землёй и оросительными сооружениями владело государство. А так как  хозяйственная деятельность древневосточных  государств зависела от природных циклов. Т.е. огромную роль в древневосточной  культуре принадлежала астрономическим  знаниям, которые тесно были связаны  с астрологией. В-шестых, основным занятием людей было сельское хозяйство, но руководящая  роль во всех областях принадлежала городу. Кроме того, города – это ориентированная  и измеренная земля, обнесённая крепостной стеной, что является характерным  продуктом древневосточной культуры. А так как в древневосточных  культурах было развито разделение труда, то соответственно, общество было разделено на сословия. Восьмой чертой было то, что власть была деспотической, предполагавшая собственную жесткую  централизацию. Правитель считался находящимся в таинственных отношениях со звёздным небом, считался “сыном Неба”  и лишь потому способным управлять  “территорией” и проживающими на ней людьми. Главным мифологическим сюжетом при этом оказывается  тема священного брака Земли и  Неба. И ещё одна черта древневосточных  государств заключается в том, что  развитие письменности происходит от пиктографии к иероглифическому письму, обозначающему первоначально  слова, а затем слоги и согласные  звуки.

 

                                                             21

Список литературы:

1. Жданов В.В. Проблема времени  в древнеегипетской мысли / В.В.  Жданов // Вопросы философии. - 2003. - N2. - С. 152-160

2. Культурология: Курс лекций:Учеб.пособие  / Под ред. А.А. Радугина, 1996. - 398 с.

3. Фарлонг, Д. Стоунхендж и  пирамиды Египта: Ключи от храма  жизни / Фарлонг Д. - М. : Вече, 1999. - 400 с. 

4. Винкельман, И. И. История искусства  древности: малые сочинения /Винкельман  И.И. - СПб. : Алетейя, 2000. - 800 с.

5. История Востока: в 6 т. /. - М. : Восточная литература РАН, 2000 - Т.1 : Восток в древности : научное  издание. - 688 с. 

6. Рак, И. В. Египетская мифология  / Рак И.В. - 3-е изд.,доп. - СПб. :"Нева", 2000. - 400 с. : ил.

7. История древних цивилизаций  - СПб. : Полигон:АСТ, 1999. - 480 с

8. Калашников, В. И. Атлас тайн  и загадок. Древние цивилизации  /В.И.Калашников. - М. : Белый волкКн. 2 : Тайны происхождения народов,  история древнейших стран, могущественные  правители. - 2001. - 208 с. – 

9. Гриненко Г.В. Хрестоматия по  истории мировой культуры: Учебное  пособие / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. - 669 с.

10. Авдеев В.И. История Др Культурология:  Учебное пособие / Составитель  и ответств. Редактор А.А. Радугин.  – М.: Центр, 1999.

11. Культурология: Учебное пособие  для вузов / Под ред.проф. А.Н.Марковой  – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.

12. Розин В.М. Культурология: Учебник  для вузов. – М.: Издат.группа  «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.

13. История мировой культуры. Под  редакцией Г.В.Драча, Ростов-на-Дону, 
“Феникс”, 2000.

Ссылки в Интернете:

http://www.makereferat.ru


Информация о работе Культура и религия древнего Египта