Культура и религия древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Возрождение религии как нормы общественного сознания и самоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был жёстко придавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и угрожающий соседям процесс. Активизация религий во всём современном мире не случайно связана, прежде всего, с оживлением исламского фундаментализма, причём очень часто в его крайне экстремистской форме.

Содержание

Введение 3 стр.
Основные черты культуры Древнего Востока 4 стр.
Культура Древнего Египта 7 стр.
3. Религия и научные знания 11 стр.
3.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка 11 стр.
3.2 Многобожие Египетской религии 14 стр.
3.3 Загробный мир во времена XVIII-XX династий 16 стр.
3.4 Изменения в египетской религии 18 стр.
Заключение 20 стр.
Список литературы 21 стр.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что  символизировали лес. Потолок покрывали  темно-синей краской и золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером  в лесу наблюдает звездное небо.

Очень интересны росписи гробниц  в Фивах, которые впечатляют своей  пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в VІІ в до н.э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.

 

10

Существует одна характерная особенность  египетского искусства – длительное следование принятым в древности  образцам. Причина этого явления  заключается в том, что религиозные  воззрения, складывавшиеся в своих  основных общих чертах вместе со сложением  классового рабовладельческого общества, закрепили как не подлежащие изменению  формы древнейших памятников Египетского  искусства, имевшие религиозное  назначение. Поскольку на протяжении всей истории Древнего Египта памятники  искусства в своем подавляющем  большинстве имели также религиозно-культовое  назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло  остановить это развитие целиком.

Значительные достижения египтян  в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние  египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых  зависело везение системы орошения полей.

Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины  и женщины в частных и публичных  сферах жизни, подчиняющихся требованиям  закона. Женщина могла владеть  и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При  содействии отца или мужа она могла  выступать свидетелем. Собранный  тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатили Западноевропейскую и мировую цивилизацию.

11

3. Религия и научные знания

3.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка

Причиной возникновения религии  является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был  совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и  поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно - общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал  и пытался объяснять их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.

Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и  тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и  противоречивые представления о  загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения  в обществе, обожествления фараона  и т. д. Все эти аспекты с  течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой  над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии - исторический процесс, а не « волюнтаристский  акт ». Религия, как и всякая идеология, раз возникнув, приобретает известную, порой даже большую самостоятельность  по отношению к базису. Вспомним, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой. Но если религия  в своем развитии совершенно отрывается от базиса, она либо вырождается  и исчезает, либо ходом истории, так  или иначе приводится в соответствие с базисом.

 

12

Иначе говоря, религия - это первое мировоззрение человека. Вполне понятно, что с религией теснейшим образом  связаны первые шаги человека в любой  отрасли знания и искусства, ибо  и знание, и искусство были чисто  эмпирические и над любой практической деятельностью человека господствовали религиозные воззрения.

Однако не только силы природы, но очень скоро, еще даже в пределах первобытного общества, в религиозных  представлениях наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, - силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально  так же необъяснимы для него, как  и силы природы, и подобно последним  господствуют над ним с такой  же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых  первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также  и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил".

Идеологическое воздействие храма, мифа, обряда, жертвоприношения, жреческого авторитета на население (нельзя сказать  на « верующее население », потому что неверующих не было) имело в  древнейшие периоды истории Ближнего Востока совсем иной характер, чем  в поздних религиях. Само собой  понятно, что религия освящала существующий порядок. Иначе и быть не могло, хотя бы потому, что во главе всех культов  стоял правитель государства. Но это не могло быть иначе ещё  и потому, что при медленности  общественного развития того времени  мысль об общественных переменах  вообще никому не приходила в голову.

Итак, вера не только освящала и отражала существующий порядок, сколько сама была неотъемлемой частью этого порядка. Отказаться от совершения тех или  иных действий, предписываемых культом, показалось бы столь же нелепым, как  отказаться от того, чтобы есть, пить, рожать детей и возделывать землю.

 

13

Развитие производительных сил  и производственных отношений, постепенное  накопление опыта, освоение технических  навыков и изобретений, изменения  в общественных отношениях - все  это влекло за собой и соответственное  отражение в религиозных представлениях. Развитие этих сил, приведшее к тому, что в долине Нила первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим  государством, в некоторой степени  уменьшило зависимость человека от сил природы, но зато оно в еще  большей степени связало его  растущим социальным гнетом, что и  нашло свое выражение в религии. Верования, существовавшие во времена  древнеегипетской рабовладельческой  деспотии, коренным образом отличались от представлений жителей долины Нила эпохи первобытно - общинного  строя. Источники показывают, как  в итоге длительного развития, на основе местных культов, сохранившихся  и на протяжении всей последующей  истории древнего Египта, возникали  культы общегосударственные. В руках  господствующей рабовладельческой  верхушки общества религия стала  могучим идеологическим орудием  угнетения народных масс и укрепления авторитета этой верхушки и в первую очередь авторитета выразителя ее интересов - фараона, который был провозглашен "сыном по плоти" верховного бога солнца Ра. Всему этому способствовало выделение жречества, появление  множества храмов с установившимися  ритуалами и сложными богословскими  системами.

Взаимоотношения богов строились  по примеру взаимоотношений земных. Во главе богов отныне стоит верховное  божество, явно отражающее в себе черты  земного владыки - фараона. Почитавшиеся в различных центрах Египта боги, сохраняя господствующее значение в  своем собственном городе, в то же время получают особые функции  в официальном культе верховного божества. Соответственно изменяются древние мифы и слагаются новые.

                                                          14

3.2 Многобожие Египетской религии

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом доме и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в  разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая  система.

Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов  воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним  и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума  отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал  свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.

Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и  Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных  мифологических системах Земля имеет  женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады  держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся  в движении слева направо.

Отличительной особенностью египетской религии был культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в  храмах жили "живые боги", считавшиеся  священными: животные, птицы, змеи. Таких  животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных  кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать  в свете столь 

15

характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного  развития, что было обусловлено известной  застойностью, свойственной древневосточным  рабовладельческим обществам. Причины  такой застойности были заложены в самих основах хозяйства  этих обществ; в областях искусственного орошения, при существовавшем тогда  уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, которая  способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора для более полного  развития производительных сил.

Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями генезиса и древнейшего  состояния египетской религии, в  интересах полной объективности  целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т. е. со времен Древнего царства. Уже в  то отдаленное время египетская религия  приобрела в основном все те характерные  черты, которые были ей свойственны  на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она  не подвергалась изменениям. Но изменения  эти не носили такого характера, который  мог бы привести к качественно  иному состоянию.

Типологически религия древнего Египта относится к тем религиям, которые  характерны для древнейших классовых  обществ, именно поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.

Очень важно подчеркнуть, что государственной  религии, в нашем понимании, в  Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных  догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень  сложный феномен, соединение часто  противоречивых, а порой и взаимоисключающих 

16

верований, возникших в разные времена  и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние  египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие  коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить  исторически возникшее хаотическое  нагромождение религиозных верований  и воззрений. Но осуществить это  им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая  невозможность отказаться от древних  религиозных взглядов, даже если они  противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности.

3.3 Загробный мир во времена XVIII-XX династий

Как представляли себе загробный мир (по-египетски "дат" - "то, что  внизу") во времена XVIII-XX династий (1500-1000 годы до нашей эры), показывают росписи  на стенах гробниц фараонов в Долине царей. В центре "Амдуат" (собрания магических текстов и рисунков "О  том, что в загробном мире") изображена ладья Ра, бога солнца. На исходе дня он в облике старика  опускается в Нижний мир, где за двенадцать ночных часов молодеет и на другое утро поднимается вновь на востоке. Ладью, на которой плывет Ра, ведут  по подземной реке боги. При этом Ра подвергается великому множеству  опасностей, потому что весь Нижний мир кишит змеями, враждебными  солнечному богу. Один из них, ужасный  змей Апоп, грозит выпить из подземной  реки всю воду или поджечь корабль  бога. Поэтому каждую ночь помощникам и проводникам Ра приходится вступать в сражение с Апопом, пуская в  ход копья, ножи, стрелы и луки. Человечество восстало, заставив Ра подняться в  небо, но он продолжал охранять порядок, маат, им установленный и ставший  его жизнью. И вот всем живым  существам приходится стареть и  вновь становиться молодыми здесь, на Земле, подобно солнцу, подчиняясь бесконечному круговращению жизни 

Информация о работе Культура и религия древнего Египта