Культура и медицина на Руси в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 00:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с историей медицины на Руси в средние века.
Задачами является изучить, обобщить и сделать выводы по данной теме.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Медицина в средневековой Руси (IX—XIV вв.)………………………4-9
1§ История………………………………………………………………………….4
2§ Развитие врачеваний……………………………………………………………5-7
3§ Как хирурги стали врачами…………………………………………………….8-9
Глава II. Медицина в средневековой Руси (XV—XVII вв)……………………10-14
1§ История…………………………………………………………………………..10
2§ Развитие врачеваний…………………………………………………………….11-13
3§ Первая медицинская школа на Руси……………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

для.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

В XIII—XIV вв. в  русских землях окрепли новые  города: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Во главе  объединения русских земель встала Москва. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как хирурги  стали врачами.

Сейчас в это  трудно поверить, но еще несколько  сотен лет тому назад хирургия не считалась областью медицины. Более  того, процветала явная дискриминация  хирургов, противостоящих дипломированным  врачам. Впрочем, достаточно взглянуть, например, на набор хирургических  инструментов, найденный при раскопках  Помпеи (I в. н.э.), чтобы психологически понять такую профессиональную сегрегацию. Книга (в Средние века подобного  рода издания называли, наверное, фолиант), написанная доктором медицинских наук, профессором, руководителем сектора  истории медицины и здравоохранения  Института имени Семашко РАМН, членом Международного общества истории  медицины Марком Мирским, - первая в  отечественной литературе, посвященная  истории хирургии, как неотъемлемой составной части мировой науки.

Полагают, что  хирургия как вид медицинской  помощи родилась с возникновением первобытного общества. Об этом свидетельствуют  археологические находки. Так, в  пещере Шанидар (Ирак) в захоронении, возраст которого составляет примерно 60 тыс. лет, обнаружены останки взрослого  мужчины ("Шанидар I"), который жил  примерно 45 тыс. лет назад: у него правая рука, в частности, была ампутирована (по-видимому, намеренно) выше локтя. Первобытные  люди умели, очевидно, лечить раны и  переломы, вправлять вывихи, использовать целебные растения. Некоторые историки медицины в так называемую примитивную  хирургию включают помощь при ранах, переломах и вывихах, производство кровопусканий и разрезов, ампутаций  и иссечений, кесарева сечения и  трепанаций, а также ритуальных жертвоприношений.

Любопытно, что  уже древнеиндийские врачи разработали  такие приемы, например в области  пластической хирургии, которые используются и по сей день. Вот как описывает  великий древнеиндийский врач-энциклопедист  Суштра (IV в. до н.э.) операцию пластики носа: "Перед операцией хирург должен нарисовать на листе размер недостающей части носа. Этот рисунок  он должен вырезать и приложить к  щеке рядом с носом. Потом надо вырезать кусочек кожи щеки в соответствии с приложенным рисунком, но не перерезать соединения с кожей щеки. Этот кусочек  теперь надо перевернуть и пришить  к решеткам носа, в соответствии с формой части, которой не хватает. Перед этим этой части требуется  освежить. В ноздри следует также  ввести две палочки касторового  дерева, или лотоса, или трубчатой  травы. С их помощью хирург может  поднять приложенную кожу так  высоко, как это требуется. Приложенный  кусок следует пришить к решеткам носа и потом присыпать рановым  порошком. Сверху накладывается повязка, которую надо почаще опрыскивать  холодным сезамовым маслом... Если выяснится, что пересаженная кожа хорошо прижилась, следует перерезать связь ее со щекой".

Надо заметить, что подобные операции в те времена  в Индии были в большом ходу. Дело в том, что очень распространенным тогда в Индии было тогда судебное наказание - ампутации носа. Естественно, что у хирургов было немало пациентов, нуждавшихся в ринопластике. Поэтому-то здесь и была изобретена "индийская  пластика", при которой дефект носа (или другие дефекты на лице) исправляли с помощью кожного  лоскута на ножке, взятого со лба  или со щеки. Сушрута описал 127 режущих (ножи, пилы, ножницы и др.), трубчатых (зонды, катетеры и др.), клещеобразных (щипцы, пинцеты и др.), а также  когтеобразных и пальповидных (для  извлечения стрел из ушей или носа), крючковатых хирургических инструментов: большинство из них было изготовлено  из стали. Были у них на вооружении и шприцы для орошения ран, зеркала, трепаны и проч.

В лечебниках среднего периода значительное место отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, щювотгуски, зубоволота. На Руси проводились операции через просверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили  через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Марк Мирский  всю историю мировой хирургии делит на две эпохи: первая, или  эра начальной хирургии, - от древности  до второй половины XIX в., и вторая, или  эра современной хирургии, - от второй половины XIX в. до наших дней. Границей между ними является двадцатилетие  в середине XIX в., когда в хирургию пришли обезболивание и антисептика. "Хотя эта схема развития хирургии на протяжении 40 веков, от древнейших цивилизаций  до сегодняшнего дня, как и любая  умозрительная конструкция, во многом условна, а потому уязвима для  критики, все же, полагаю, ею можно  пользоваться в исследовательской  работе: такая схема в определенной мере необходима, если ставится задача попытаться познать логику процесса поступательного развития хирургии", - подчеркивает Марк Мирский. 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Медицина  в средневековой  Руси (XV—XVII вв)

История

Борьба русского народа против монголо-татарского ига (1240—1480) объединила русские земли  вокруг Москвы, историческая роль которой  особенно возросла во времена княжения Ивана Калиты (1325—1340) и Дмитрия  Донского (1363—4389). Свое прозвище (Донской) московский князь Дмитрий получил  после победы руководимых им русских  полков над войском хана Мамая  на Куликовом поле (1380) у реки Дон. Куликовская битва, явившаяся первым крупным поражением Золотой Орды, создала реальные предпосылки для объединения русских земель в централизованное Московское государство. Его создание было завершено при Иване III (1462—1505) после победы московских войск на реке Угре (1480), определившей окончательное свержение на Руси монголо-татарского ига. Московское великое княжество стало крупным многонациональным государством Европы. К концу XVI в. территория княжества увеличилась почти вдвое. В стране было 220 городов, а численность населения достигла 7 млн человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  медицины и медицинского дела

Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение. Опыт русской народной медицины отражен в многочисленных исторических и историко-бытовых повестях того времени. Среди них — записанная в XVв. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой рассказывается о чудесном исцелении князя Петра Муромского. Зарубив мечом змея-зверя, он обрызгался его кровью и заболел тяжелой кожной болезнью. Тяжело больной Петр отправился в Рязанскую землю, которая славилась своими лечцами. Простая крестьянская девушка — дочь древолаза — Феврония излечила князя. Выздоровевший князь вернулся в свою Муромскую землю, но без Февронии болезнь возобновилась, и Петр женился на мудрой Февронии. Долгие годы жили они счастливо и княжили в Муроме. Прообразами героев были реально существовавшие князь Давид и его жена Ефросиния, княжившие в Журоаде в XIII в.

Развитие торговли с соседними странами значительно  расширило познания русских людей  об иноземных лекарственных средствах. Однако заморская торговля имела  и свою оборотную сторону. В средние  века торговые ворота страны открывали, на Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород: горожане сообщают о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период XIV—XV вв. (рис. 100). Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению предохранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест: умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет». Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота.

В конце XVI —  начале XVII в. карантинные меры стали  приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время чумы 1654—55 гг. на дорогах были установлены  заставы и засеки, через которые  никого не разрешалось пропускать под  страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Умерших погребали за чертой города. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения». Прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это вело к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности. Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имела система государственных карантинных мероприятий, разработанная в то время в Московском государстве. Важное значение в борьбе- с эпидемиями имело создание Аптекарского приказа. Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России — был основан около 1620 г. В первые годы своего существования он располагался на территории Московского Кремля, в каменном здании напротив Чудова монастыря. Сначала это было придворное лечебное учреждение, попытки создания которого восходят ко временам Ивана Грозного (1547—1584), когда в 1581 г. при царском дворе была учреждена первая на Руси Государева (или «царева») аптека, т. к. обслуживала она только царя и членов царской семьи. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве. В том же 1581 г. по приглашению Ивана Грозного прибыл в Москву на царскую службу придворный врач английской королевы Елизаветы Роберт Якоб (Jacobus, Robertus); в его свите были лекари и аптекари (один из них по имени Яков), которые и служили в Государевой аптеке. Таким образом, первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы), аптекари-профессионалы из прирожденных россиян появились позднее. Являясь придворным учреждением, «царева аптека» лишь в порядке исключения обслуживала служилых людей. При наличии в стране лишь одной аптеки население покупало лекарства в зелейных и москательных лавках, где велась свободная торговля «зельем». Это вело к злоупотреблениям ядовитыми и сильнодействующими веществами. Таким образом, назрела необходимость государственной регламентации продажи лекарственных средств. К тому же растущая российская армия постоянно требовала регулярного снабжения войск медикаментами. В связи с этим в 1672 г, была открыта вторая в стране «...аптека для продажу всяких лекарств всяких чинов людям». Новая аптека располагалась на Новом гостином дворе на Ильинке, близ Посольского приказа. Царским указом от 28 февраля 1673 г. за обеими аптеками закреплялось право монопольной торговли лекарствами.

Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к  середине XVII в. из придворного заведения  он вырос в крупное общегосударственное  учреждение, функции которого значительно  расширились. В его ведение входило: приглашение на службу врачей (отечественных, а совместно с Посольским приказом и иноземных), контроль за их работой  и ее оплатой, подготовка и распределение  врачей по должностям, проверка «докторских  сказок» (историй болезней), снабжение  войск медикаментами и организация  карантинных мер, судебно-медицинское  освидетельствование, собирание и  хранение книг, руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья. Постепенно штат Аптекарского приказа увеличивался. Так, если в 1631 г. в нем служили два доктора, пять лекарей, один аптекарь, один окулист, два толмача (переводчика) и один подьячий (причем особыми льготами пользовались иноземные доктора), то в 1681 г. в Аптекарском приказе служило 80 человек, среди них 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимиста, 10 лекарей-иноземцев, 21 русский лекарь, 38 учеников лекарского и костоправного дела. Кроме того, было 12 подьячих, огородников, толмачей и хозяйственных рабочих.

Во второй половине XVII в. в Московском государстве сложилась  своеобразная система сбора и  заготовки лечебных трав. В Аптекарском  приказе было известно, в какой  местности преимущественно произрастает то или иное лекарственное растение. У стен Московского Кремля стали  создаваться государевы аптекарские  огороды (ныне. Александровский сад). Число их постоянно росло. Так, в 1657 г. по указу царя Алексея Михайловича (1645—1676) было велено «Государев Аптекарский двор и огород перенесть от Кремля-города за Мясницкие ворота и устроить в огородной слободе на пустых местах». Вскоре аптекарские огороды появились у Каменного моста, в Немецкой слободе и на других московских окраинах, например, на территории нынешнего Ботанического сада. Посадки в них производились в соответствии с распоряжениями Аптекарского приказа.

В некоторых  случаях специалисты по закупке лекарственных средств направлялись в другие города. Значительная часть лекарственного сырья для аптек выписывалась «из-за моря» (Аравии, стран Западной Европы — Германии, Голландии, Англии). Аптекарский приказ рассылал свои грамоты иноземным специалистам, которые направляли в Москву требуемые лекарственные средства. Об этом свидетельствует сохранившаяся переписка. Например, в  1662 г. Ивашко Гебдон писал русскому царю из Лондона: «...прислана мне твоя грамота из Аптекарского приказу, а велено мне иноземцу купить... аптекарских запасов против росписи,— и купя... послать их на кораблях к Архангельскому городу... И те аптекарские запасы покладены в шести сундуках, да в двух боченках да в одном тючке и наклеймены и отпущены на кораблях к Архангельскому городу. ...К Москве на подводах летним путем с великим бережением».

В начале XVII в. иноземные  врачи пользовались в Московском государстве значительными привилегиями. Подготовка русских лекарей в  то время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в  полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после  чего произведенному в звание русского лекаря выдавали набор хирургических  инструментов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Первая  медицинская школа на Руси

Первая государственная  Лекарская школа в России была открыта в 1654 г. при Аптекарском  приказе на средства государственной  казны. Принимали в нее детей  стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме  аптечного дела, ученики изучали  фармацию, фармакологию, латинский  язык, анатомию, диагностику, болезни  и способы их лечения. Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней  Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории  болезни). В обучении российских врачей использовали и европейский опыт. Так, в 1658 г. Епифаний Словенецкий перевел «Анатомию» Андрея Везалия - лучший в мире учебник, который еще не был известен во многих европейских университетах.  

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской  школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: «...никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...»  Обучение длилось 5—7 лет. Лекарские  помощники, прикрепленные к иноземным  специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы ввиду большой нехватки полковых лекарей состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась в XVIII в. После окончания «Школы русских лекарей» вручались дипломы, где указывалось: «... лечит раны колотые и сеченые и рубленные и делает пластыри и мази и иные статьи, что достойно к лекарскому делу, и лекарское де дело ево будет». Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями. Вот список известных в то время болезней: цинга, лихорадки, золотуха, кароста, «каменная», «чечуйная»(геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.

Информация о работе Культура и медицина на Руси в средние века