Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:35, контрольная работа
Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.
Введение ………………………………………………………………………3
Наука и просвещение……………………………………….………….4
Общественная мысль……………………………………….…………..8
Скульптура и архитектура………………………………………….…..10
Изобразительное искусство и театр…………………………..………..12
Заключение…………………………………………………………………..…16
Список литературы……………
Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.
За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).
Тогда же, во второй половине столетия,
закладываются научные основы биологии,
агрохимии и других отраслей знаний. В
области истории работают выдающиеся
ученые — М. М. Щербатов (“История Российская
от древнейших времен”), И. Н. Болтин
2.Общественная мысль.
Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.
В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,— утверждал автор,— помещики не вековые владельцы”.
Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он — сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).
Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти—демократии (народодержавства), аристократии и монархии—наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.
В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.
Историк Татищев во многих записях, “мнениях”, “проектах”;. ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельскогохозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению,— это дворянство.
Ускорение экономического развития России — мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд;
лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он — сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”.
Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767—1768 гг.—дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.
Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.
А. Н. Радищев в книге “Путешествие из
Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал
картину подневольного существования
русского крепостного крестьянства. Осудив
крепостничество, он пишет о том, что необходимо
провести “совершенное уничтожение рабства”,
передать землю крестьянам. Столь же решительно
Радищев осуждает монархию: “Самодержавство
есть наипротивнейшее человеческому естеству
состояние”.
3. Скульптура и архитектура.
Архитектура. При Петре I строительство, особенно в его «парадизе» (рае) - новой столице России, приняло исключительный размах. Под руководством Д. Трезини, архитектора из Италии, возвели колокольню собора в Петропавловской крепости, здание коллегий (ныне в нем - университет) и т.д. Над возведением Санкт-Петербурга тогда же и позднее трудились и другие зодчие: иностранные (Шлютер, Леблон, Микегти) и русские (Земцов, Еропкин и др.). Вырабатывался новый, смешанный стиль - с использованием иноземных и местных мотивов.
В Москве продолжали развивать традиции русского, или нарышкинского, барокко. Таковы церковь Покрова в Филях, построенная для Л.К. Нарышкина; церковь Ивана Воина на Якиманке; церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) и др.
Великий зодчий России Василий Иванович Баженов, родившийся в 1737 г. в семье церковнослужителя одного из соборов Московского Кремля, с детских лет проявил незаурядное природное дарование - с увлечением срисовывал старинные здания во второй столице. О нем узнал известный архитектор Д. Ухтомский и взял его в обучение. Затем Баженов перешел в петербургскую Академию художеств к С.И. Чевакинскому, став его помощником при возведении Николаевского морского собора. Учился Баженов также в Париже и Риме. Возвратившись на Родину, он строил здания арсеналов в обеих столицах, в Москве - дом Пашкова, в стиле национальной готики - дворец в Царицыно и др. Связи Баженова с Новиковым, цесаревичем Павлом Петровичем, московскими масонами навлекли на него гнев императрицы, и его отстранили от дел. Царицынский дворец остался недостроенным (Екатерина сочла его мрачным), а грандиозный проект перестройки Кремля оказался невостребованным. Некоторое время Баженов занимался частными постройками. В конце правления императрица вернула его в Северную столицу (1792 г.), и он строил здания в Кронштадте. Император Павел назначил его вице-президентом Академии художеств, и гениальный зодчий принялся за новые дела, но вскоре умер (1799 г.).
Сентиментализм отразился в парковой архитектуре («гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»).
В стиле барокко работал знаменитый В. Растрелли (Зимний дворец, собор Смольного монастыря, многие другие сооружения в разных городах). Сын скульптора К.-Б. Растрелли, он родился в 1700 г. По заказу Анны Ивановны он строил Зимний дворец (1735-1739 гг.), йотом дворец Бирона в Митаве. По его проектам возвели много сооружений в Москве (Анненгофский, Лефортовский дома). Петербурге и его окрестностях (дворец в Царском Селе, дворцы Бобринских, Воронцова, Строганова и др.), Киеве (Андреевский собор) и другие. Венцом его деятельности стала постройка комплекса зданий Смольного монастыря (40-50-е гг., достроен В.П. Стасовым в начале XIX в.). Скончался Растрелли в 1771 г.
Скульптура. В Петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К-Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра и др.).
Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью (памятник Петру I, или «Медный всадник», работы Э.-М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н.М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф.Г. Гордеева).
Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил здесь признание - стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) - он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.
Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоносова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Шубин учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.
Приобрел
известность М.И. Козловский - автор
замечательного «Самсона» в Петергофе,
памятника Суворову в Петербурге.
Живопись Светская живопись при Петре 1 выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников - Петра II, Анну Ивановну. Портреты были сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.
В жанре миниатюрного портрета на эмали изображали Петра, его жену и сестру И. Адольский, Г. Мусикийский.
На гравюрах их авторы (братья Зубовы и др.) прославляли воинские победы русской армии и флота, запечатлели строительство городов, кораблей.
В середине и второй половине XVIII столетия получили известность живописцы-классицисты; А.П. Лосенка («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»), Г.И. Угрюмое («Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков») и другие. Подражание античным образцам, отвлеченность и идеальность образов, характерные для этих картин, снижают их воздействие на зрителя.
«Чувствительные» сюжеты, пасторальность присущи картинам мастеров сентиментального направления (М.М. Иванов - «Доение коровы», пейзажи С.Ф. Щедрина, портреты В.Л. Боровиковского).
Федор Степанович Рокотов (родился в 1730-е гг.) происходил из крепостных крестьян Московской губернии. Точных сведений о его ранней жизни и обучении не существует. Возможно, что молодой художник работал вместе с Ломоносовым. Его мастерство обратило на себя внимание. Рокотову заказали портреты Петра III, затем он писал коронационный портрет Екатерины II, который очень понравился правительнице. Императрица изображена на нем во весь рост в профиль на фоне красивой обстановки. Рисовал Рокотов портреты Павла Петровича, И.И. Шувалова, Г.Г. Орлова. В 1765 г. он стал академиком и уехал в Москву. Здесь он создавал небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявился глубоко оригинальный талант живописца. Картины отличались проникновенностью, задушевностью и поэтичностью, особым живописным почерком, необычайной живостью и легкостью мазков, прозрачностью красочного слоя. Большой выразительности достигает Рокотов в передаче лица, тканей, кружев и т.д. Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин: А.П. Струйской, Обресковой, неизвестной в розовом платье и др.
Дмитрий Григорьевич Левицкий работал в реалистической манере. Он родился в 1735 или 1736 г., вероятно, в Киеве, в семье священника, рисованию учился у отца, потом в Петербурге. Известность Левицкий приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Он прославился портретами Екатерины II, членов ее семьи, архитектора А.Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок и тщательность письма.
Выдающееся место в истории русской живописи занял Василий Лукич Боровиковский. Родившийся в 1758 г. в Миргороде, сын дворянина, он некоторое время служил в армии, вышел в отставку, будучи поручиком. Вернувшись к родным пенатам, занимался любимым делом - живописью. Екатерина II во время своего путешествия в Крым (1787 г.), проезжая через Миргород, обратила внимание на картины Боровиковского, аллегорически изображавшие ее и Петра I. беседовала с ним, и по ее совету он поехал в Петербург. Здесь он учился в Академии художеств, у Левицкого. Работая в портретном жанре, он, став академиком (1795 г.), быстро приобрел большую известность - портретами императрицы, Державина, многих вельмож. Писал он и картины на религиозные сюжеты («Благовещение» и др.). Картинам художника присуща удивительная свежесть красок, которая сохранилась до наших дней, в отличие от многих картин его современников. К сожалению, Боровиковский не оставил описания технических приемов своей живописи. Интересно, что он работал левой рукой.
Мало мы знаем о жизни художника И.А. Ерменева, который обучался в Академии художеств, затем был послан в Париж, где стал свидетелем, а возможно и участником, событий 1789 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. В цикле акварелей Ерменев правдиво показал жизнь простого народа, крестьян («Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие»). Художник создал суровые и величественные образы крестьян, показал силу и достоинство простых людей.
Зачинателем крестьянского бытового жанра стал Михаил Шибанов. Он был крепостным Г.А. Потемкина, который его затем освободил. Перу Шибанова принадлежали многие портреты, в том числе относящийся к лучшим образцам живописи XVIII в. портрет Екатерины II. Однако Шибанов известен прежде всего благодаря своим бытовым картинам («Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора» и др.). На этих полотнах правдиво и любовно переданы сцены крестьянской жизни, лица крестьян, их одежда и жилища.
Театр Петр I в нач. XVIII в. попытался использовать силу воздействия театральных зрелищ в пропаганде внутренней и внешней политики, утверждении абсолютистской политики.