Культура и быт Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

История культуры является интересней¬шим разделом исторической жизни каждого народа. Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет тому назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Развитие культуры в эпоху Киевской Руси и в XII — начале XIII в. представляло собой единый поступательный процесс, прерванный татар¬ским нашествием; поэтому рассматривать его целесообразно именно в рамках IX — нача¬ла XIII в.

Работа содержит 1 файл

Культура и бы тКиевской Руси.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

    Составитель Начального свода предпослал ему  предисловие, в котором довольно критически отозвался о своих современниках-князьях, обвинил их в «ненасытности» и небрежении интересами Русской земли. Отчасти это можно объяснить тем, что во время составления свода отношения между киевским князем Святополком и Киево-Печерским монастырём были натянутыми. Но дело было не только в этом. Уже первые киевские летописцы крепко усвоили, что их задача не сводится к простой регистрации фактов. История должна учить! Недаром составитель Начального свода приглашал современников вспомнить, «какими были древние князья и мужи их» и как они «обороняли Русскую землю». «Вас же молю, стадо Христово, с любовью и разумом преклоните уши ваши!» - взывал летописец.

    «Повесть  временных лет».

   На  основе летописной традиции XI в. родился величайший летописный памятник эпохи киевской Руси – «Повесть временных лет». Своё название она получила по первым строчкам, которые по-древнерусски звучат так: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть».

      «Повесть временных лет» была  составлена в Киеве в 10-е  годы XII веке. По мнению некоторых историков, её вероятным составителем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими своими  сочинениями. При создании «Повести временных лет» её составитель привлёк многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод. В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной древнерусской литературы, устные предания.

    Составитель «Повести временных лет» поставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

    Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племён. В «Повести временных лет» подчёркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в IX в. братьями Кириллом и Мефодием.

    После такого введения летописец обращается к истории первых русских князей, рассказывает легенду о том, как  на Русь был призван в качестве правителя знатный скандинав  князь Рюрик, повествует о деяниях  его потомков. Из летописи видно, как складывается и крепнет Древнерусское государство, как расширяются его границы, как слабеют его враги. Читатель переносится из Киева в Новгород и Ладогу, оттуда – в Смоленск, потом в Чернигов, Переяславль, Ростов, Любеч. Летописца заботит судьба всей Русской земли, всех её городов, всех её князей.

    Важнейшим событием в истории Руси летописец  считает принятие христианства. Рассказ  о первых русских христианах, о  крещении Руси, о распространении  новой веры, строительстве храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «Повести временных лет» центральное место.

    С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились межкняжеские  конфликты, выливавшиеся порой в кровавые столкновения, чем безуспешно пользовались воинственные соседи Руси. Всё это не могло оставить летописцев равнодушными. Заключительная часть «Повести» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князьями, о том, что взаимная ненависть князей, членов одной большой семьи, - это тяжкий грех, преступление против Господа.

    Богатство исторических и политических идей, отраженных в «Повести временных  лет» говорит о том, что её составитель  был не просто редактором, но и талантливым  историком, глубоким мыслителем, ярким публицистом. Многие летописцы последующих веков обращались к опыту создателя «Повести», стремились подражать ему и почти обязательно помещали текст памятника в начале каждого нового летописного свода.   

           Заключение. 

    Такова  была древнерусская культура, сложившаяся в Киевской Руси. Спустя века она прошла проверку многими испытаниями и доказала свое величие всему миру. Она впитывала в себя все лучшее из культурного наследия восточнославянских племен предшествующей эпохи, а также многие достижения культуры самой передовой страны своего времени - Византии и ряда других соседних народов, но все заимствования были творчески переработаны и явились лишь отдельными элементами в величественном здании древнерусской культуры, созданной творческим гением русского народа.

    Но  татаро-монгольское нашествие внезапно прекратило блестящий расцвет искусства. . Хотя северные русские земли в  борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. Прошло много времени, лет, прежде чем освободившиеся от татаро-монгольского ига русские люди стали жить и творить как раньше.

    Наши  далекие предки выстояли, превозмогли  все беды. Они бы никогда не смогли бы сделать это, и ушли бы во тьму веков подобно кочевым народам, Половцам, Хазарам, без сильнейшего морального стержня которым являлась Культура Руси как нераз говорилось уже вобравшая в себя лучшее от многих племен и народностей населявших огромную Центрально-Европейскую равнину.

Информация о работе Культура и быт Киевской Руси