Культура Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Становление культуры Руси по времени совпадает с становлением русской государственности. Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. Та или иная культура в разных регионах появилась не просто так. Она была обусловлена существующими именно в той местности климатом, природными услови ями, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими естественными причинами.

Содержание

1) Введение --------------------------------------------- 3
2) Зодчество и живопись Киевской Руси------------- 4-6
3) «Повесть временных лет»,
«Слово о полку Игореве»,
былины,сказки как примеры
народного творчества-------------------------------------7-11
4) Значение древнерусской литературы--------------11-12
5) Заключение---------------------------------------------------------12-13
6) Список литературы---------------------------------------13

Работа содержит 1 файл

контрпоист3курс.docx

— 50.23 Кб (Скачать)

       «Повесть временных лет» отличается высокой языковой культурой. Афоризмы ее автора не потеряли исторической и смысловой привлекательности и до сегодняшнего дня: «мертвый бо срама не имам», «мир стоит до рати, а рать до мира» и многие другие

               Ещё одним самым известным  памятником древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова», др.-русск. Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова) . Оно было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список «Слова» был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. В 1800 году «Слово» было издано. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника. Вопрос о происхождении «Слова о полку Игореве» оставался спорным на протяжении почти двух веков

       В «Слове» сочетаются и противостоят друг другу две темы.Одна тема государственная,а вторая-личная.  Неизвестный автор рассказывает о судьбе Руси, ослабленной разобщенностью князей, поделённой на мелкие княжества, он хочет донести до своих современников своё понимание обстановки, объединить их в совместной борьбе с половцами. В основе сюжета «Слова» — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, ведомый князем Игорем Святославичем .(3,14-17)

       Автор «Слова о полку Игореве» описывает удивительный образ русской земли. В мировой литературе насчитывается немного произведений, в которых так обширно показаны богатства Русской земли. Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей – противопоставлен образу половецкой степи. В то время на Руси существовала языческая религия.Люди преклонялись перед явлениями природы. В этом произведении сама природа предсказывает недоброе, если каждый будет биться поодиночке. Князь Игорь, решает один идти на врагов, но им руководит не только патриотизм, но и желание прославиться. И автор, восхищаясь смелостью Игоря, осуждает его за то, что желание славы затмило ему разум. Войско Игоря сражается храбро. Но битва обречена на поражение. Разбито войско, убит Всеволод, князь Игорь попал в плен, страдает его жена Ярославна. Мысль о необходимости объединиться князьям, чтобы такого больше не случилось, сформулирована в «Золотом слове» Святослава. Эпитет «Золотое» говорит о том, что объединение это самое мудрое и ценное что надо сделать, чтобы защитить Русь. Автор верит в торжество добра и здравого смысла  современников, в торжество своего слова, которое может стать делом и объединить Русь.В финале автор прославляет всех князей, находит в каждом достойные черты, он не хочет соперничества между ними и призывает славных князей объединить свои усилия.

           Целый мир русской жизни открывается  и в былинах - особом видом эпических песен историтеского содержания.Народ называет былины старинами,тоесть песнями о старине.Основной частью всего былинного эпоса составляют героические и социльно-бытовые былины.(5,3) Основным  героем былин является богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости. Как правило, обладатель такой неуемной силы был выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться « сизым соколом», «серым волком». Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды.Например боярский сын  Добрыня Никитич и представитель духовенства изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они   как бы выражали народные чаяния, думы, надежды. И главной из них была защита от лютых врагов. В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ  половцев с их ханом Тугорканем, борьба с которым заняла целый период в истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они - и князь и герои в конце концов решали одно общее дело – дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно имеется в виду Владимир . В этом образе слился обобщенный образ и Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха - защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых, хитрых.

      Любой жанр народного творчества хранит черты индивидуального творчества, но вместе с тем является результатом коллективного творчества народа. Таким жанром является и сказка. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Сказка – явление видовое, объединяющее несколько жанров. Русские сказки обычно делят на следующие жанры: о животных, волшебные и бытовые .

  Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении . Сказки каждого народа конкретно отражают действительность, на основании которой они бытовали. В устной прозе выделяются два больших раздела: сказки и несказочная проза. В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и "событиям" как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию.

             Значение древнерусской культуры

       Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Основное ядро древнерусского искусства сложилось именно в эпоху Киевской Руси.   Шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. На сегодняшний день в нашей науке много сделано для изучения древнерусского искусства,ведь  осмысление всех её составляющих даёт возможность яснее понять русскую культуру в целом до нашего времени включительно.

         Несмотря на раздробленность русских земель того времени, традиции  Киевской Руси просматриваются во всех сферах культуры. Каждый из  регионов впоследствии внес в культуру всё лучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли.К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монгольско-татарским нашествием.    

        В древнерусской литературе находятся истоки высокой гражданственности и идейности русской литературы нового времени. Она передала русской литературе нового и новейшего времени свою высокую идейность, свой огромный художественный опыт, гибкость и богатство литературного языка, образной системы. В этом и состоит  её огромное значение.

      "Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. Развиваясь на протяжении восьми веков, оно дает целостную картину развития достаточно устойчивых стилистических черт  и признаков. Связь архитектуры с ландшафтом русской земли определила особенность древнерусского зодчества.

    Древнерусская живопись – одна  из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее  духовное  достояние нашего народа. Реставрация древних памятников нашей живописи доказывает, что русская художественная культура была одной из самых высоких, самых развитых и самых плодовитых в средневековой Европе. Древнерусская живопись играла в жизни общества очень важную и совсем  иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был  определен ее характер. Неотделимы от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутые ею высоты. Искусство византийского мира выработало  своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную  систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. В некоторых книгах можно найти заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений  рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками .

      Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». 

                                           Заключение 

        Изучив немногочисленные материалы по выбранной теме,можно сделать несколько выводов.

  1) Культура Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни привели к качественным сдвигам в жизни восточных славян и обусловили быстрый подъем в развитии. В результате этого древнерусская культура за сравнительно короткий исторический период достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой культуре.

     2)  Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство,   архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось.

      3)  Литературное искусство Древнерусского государства представлено очень разнообразными произведениями. Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.  Значительное место в нем занимала  обрядовая поэзия.  Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. К Х веку относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса, который стал вершиной устного народного творчество. Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях  того времени отразились в «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет»,былинах   и сказках.

      4) Древнерусское зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. Архитектура IX- нач. XIIвв . была главным видом искусства. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Это очень затрудняет изучение истории древнерусского зодчества.

    5)Живопись  Киевской Руси тесно связана  с архитектурой того времени. К временам Киевской Руси относятся также появление церковной живописи и зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в ней отражалось видение мира, философия жизни, важнейшие эстетические представления. Широкую панораму живописи той поры дают мозаичные и фресковые произведения .

       Я не пожалела что выбрала для работы эту тему.Окунувшись в мир древнерусской культуры,я ещё раз убедилась,что знание истории своего народа, памятников его культуры открывает перед человеком целый мир, позволяющий также по-новому увидеть и оценить современность.

                                       Список литературы

1)Артёмов В.В. История  России с древнейших времён  до наших дней.-М.,Академия,1999г.

2)Бусева-Давыдова И. Каменное зодчество Древней Руси.-  М.,Детская литература ,1989г.

3)Лихачёв Д  «Слово о полку Игореве»героический пролог русской литературы.-Ленинград.,Художественная литература,1967.

4)Фёдорова М.Е.  Хрестоматия по древнерусской  литературе.-М.,Высшая школа,1969.

5)Чичеров В.И.,Ухов П.Д. Былины .-М.,Детская литература,1971

6)russiancity.ru › books/b57.htm

7)iskusstvo-spb.ru › 38-kultura…rusi.html

8)humanities.edu.ru › db/msg/19975

Информация о работе Культура Древнерусского государства