Культура Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Становление культуры Руси по времени совпадает с становлением русской государственности. Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. Та или иная культура в разных регионах появилась не просто так. Она была обусловлена существующими именно в той местности климатом, природными услови ями, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими естественными причинами.

Содержание

1) Введение --------------------------------------------- 3
2) Зодчество и живопись Киевской Руси------------- 4-6
3) «Повесть временных лет»,
«Слово о полку Игореве»,
былины,сказки как примеры
народного творчества-------------------------------------7-11
4) Значение древнерусской литературы--------------11-12
5) Заключение---------------------------------------------------------12-13
6) Список литературы---------------------------------------13

Работа содержит 1 файл

контрпоист3курс.docx

— 50.23 Кб (Скачать)
Колледж
Контрольная работа по истории
Культура  Древнерусского государства
 
 
киса

26.02.2011

 

 

           ГОУ СПО «Соликамский педагогический колледж им. А.П. Раменского»                 Заочное отделение   
 

КОНТРОЛЬНАЯ     РАБО

                КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

      Дисциплина: Отечественная  история

      Тема:Культура Древнерусского  государства

                      (9-1 половина 12вв.) 
 

                            

                     Выполнил студент

                     Группы В-37

                                                                                         Муравьёва Н.Е.           

                                                                                        Проверил 

                                                                                        Яковлева В.Л.

Регистрационный №___

От «____»_______2011г.

                                 Соликамск, 2010г.

                                   Содержание  
 

1)   Введение ---------------------------------------------     3

2)   Зодчество и живопись Киевской Руси-------------      4-6

3)  «Повесть временных лет»,

«Слово о полку  Игореве»,

былины,сказки как  примеры 

народного творчества-------------------------------------7-11

4)  Значение древнерусской литературы--------------11-12

5)   Заключение---------------------------------------------------------12-13

6)  Список литературы---------------------------------------13

 

  
 
 
 
 
 
 

                                Введение

         Термин «культура» произошёл от латинского слова cultura, что в переводе означает возделывание, воспитание, развитие. Культура народа является частью его стории.В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом , рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность.История Древнерусского искусства уходит своими корнями в глубокую древность.

         Становление культуры Руси по времени совпадает с становлением русской государственности. Время образования Киевской Руси, по определению монаха Нестора, - 852 год. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. Та или иная культура в разных регионах появилась не просто так. Она была обусловлена существующими именно в той местности климатом, природными услови ями, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими естественными причинами.

        Д о 988 г. Русь была языческой, а потому культура Древней Руси делится на два периода: языческий и христианский. До принятияПравославия бронзовые,каменные, деревянные идолы были разбросаны по всем славянским землям.  Даже в то время славяне имели некое представление об искусствах: вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного жара и не смывались дождем. Все это было лишь предпосылками для образования настоящей, древнерусской культуры, которая начала существование в год 852 от Рождества Христова.(6)

        Культура Киевской Руси вырастала прямо из недр народных масс и достигла высокого уровня развития. В основе ее было устное народное творчество. Важнейшей составной частью развития культуры Киевской Руси также являются зодчество и изобразительное искусство. Даваите вместе заглянем на некоторые страницы истории культуры Древнерусского государства. 

                Зодчество и живопись Киевской Руси

        Ярким показателем уровня культуры Древней Русии является архитектура,поэтому на неё следует обратить особое внимание. Архитектурные сооружения и их убранство – доказательство мощи державы, свидетельство талантливости народа, его трудолюбия и мастерства.

         До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Отношение россиян к дереву особое: его одушевляли, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей . Деревянное строительство в России имеет богатые традиции. Они зависят как от специфических условий сурового климата,так и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище. Строительные приемы оттачивались веками, искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. Архитектура таких построек всегда отличалась своеобразием и красотой.Стремление усилить значение постройки  в окружающем ландшафте рано привлекло интерес зодчих к композиции здания,к его высотности,к подчёркиванию архитектурной формы цветом.(3;9)

         Особое искусство работы с деревом позволило русским мастерам создать великолепные памятники зодчества ,многие из которых сохранились до сих пор.Они демонстрируют высокое мастерство и культуру умения работы топором. Часть памятников сохраняется на своих местах. К ним относится, прежде всего, Кижский архитектурный ансамбль. В естественном прежнем окружении остались часовни из окрестных деревень, некоторые дома и хозяйственные строения. Другие  памятники перевозят из различных районов , нередко из труднодоступных и малонаселенных мест. К настоящему времени в составе музея-заповедника"Кижи" – более 80 памятников архитектуры. Здания эти различны по архитектурным типам, по своим формам и общим очертаниям. Возведены они были в разное время .

       Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. После принятия христианства в конце X века на Руси начинается каменное строительство. Приезжие из Византии каменных дел мастера начали строить первые храмы. В Киеве князь Владимир закладывает Десятинную церковь, посвящённую Успению Богородицы.Возведенная в Киеве в конце Х века греческими мастерами, она была разрушена монголо-татарами в 1240г. В 1031-1036 г.г. Первые русские храмы строятся в строгом соответствии с византийскими культурными традициями. В Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор- самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.  Но русские мастера быстро перенимили опыт строительства. Вершиной южнорусского зодчества ХI в. является Софийский собор в Киеве -огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 г.г. при Ярославе Мудром греческими и русскими мастерами. Собор сочетает славянские и византийские традиции.

        Со смертью князя Ярослава строительная деятельность в Киеве не прекратилась, но преемники князя отказались от возведения таких колоссальных многоглавых городских соборов, как Десятинная церковь и София Киевская. С большим рвением они занялись сооружением монастырей, где они отрешались от мирских дел и должны были быть погребены.Наряду с монастырями на Руси строились земельные соборы и соборы придворно-княжеские.Земельный собор являлся главным храмом того или иного княжества.(7)

        Расцвет зодчества стимулировал развитие изобразительного искусства. С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Стены украшались яркими фресками с хорошо подобранными тонами . Мозаика, иконы, богатое убранство храмов на Руси несли в себе сосредоточение нескольких видов искусства. Систему росписи культового здания русские мастера восприняли от византийцев. Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон,неизменность которого строго оберегалась церковью .Русь унаследовала от Византии и представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего это Священное Писание и Библия. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. В киевских храмах было много икон. Все они посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами. Среди дошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мирового значения. Таков, например, «Ангел Златые власы», написанный, вероятно, в конце XII в. Икон в Древней Руси было, конечно, много. Они могли иметь разные размеры и широко были представлены не только в храмах, но и в жилых помещениях, могли быть своеобразным талисманом у отдельной личности. В это время  формируется  своеобразная русская иконопись, в которой отечественные мастера достигли большого совершенства.

       Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в «Остромировом Евангелии» (1056-1057) , где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.

      Как и в архитектуре, в русской живописи вод влиянием языческого народного искусства, народных обычаев рано начинается переработка византийской традиции. Уже с начала XI в. формируются местные образы, вырабатываются своеобразные, отличные от византийских, средства художественной выразительности. Росписи храмов дают наглядное представление о древнерусской живописи, ее своеобразии и уникальности, художественных поисках местных мастеров.(8)

                   

  «Повесть временных лет»  «Слово о полку  Игореве»    былины,сказки как пример                    народного    творчества                                                                                                                                                                 

        Свидетельства летописей, народные былины,сказки дополняют наше представление о культуре Киевской Руси.

       Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»).

      «Повесть временных лет»–  первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному анализу текста «Повести временных лет», исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в ее состав. Летописи, в том числе и «Повесть временных ет» – не художественные произведения в строгом смысле слова и не труд ученого-историка. Летописи имели, скорее всего, значение юридического документа. Целями «Повести временных лет» было объяснение происхождения восточных славян, происхождения княжеской власти и описание крещения и распространения христианства на Руси.(4;5)

           «Повести временных лет» чуждо единство стиля, это «открытый» жанр. Самый простой элемент в летописном тексте – краткая погодная запись, лишь сообщающая о событии, но не описывающая ее. В состав «Повести временных лет» включены договоры русских князей Олега Вещего, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича с Византией. В жизнеописаниях князей применяется очень емкая и меткая юридико-политическая терминология: «Не идет место к голове, а голова к месту» и др. В составе «Повести временных лет» также есть предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, о княгине Ольге. Летописца очевидно интересуют известия о прошлом Русской земли, об основании городов, холмов, рек и о причинах, по которым они получили эти имена. Об этом тоже сообщают предания. В «Повести временных лет» доля преданий очень велика, так как описываемые в ней начальные события древнерусской истории отделены от времени работы первых летописцев многими десятилетиями и даже веками. В состав “Повести временных лет “включаются и повествования о святых. Написаны они особенным житийным стилем. Таков рассказ о братьях-князьях Борисе и Глебе под 1015, которые, подражая смирению и непротивлению Христа, безропотно приняли смерть от руки сводного брата Святополка, и повествование о святых печерских монахах под 1074. Значительную часть текста в Повести временных лет занимают повествования о сражениях, написанные так называемым воинским стилем, и княжеские некрологи.(4,11)

Информация о работе Культура Древнерусского государства