Культура древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня.

Содержание

Культура древней Руси. Вступление
Духовная культура
Солнечные боги славян
Славянская мифология
Происхождение богов
Изображение богов
Храмы
Крестьянское жилище и утварь
«Профессии» русской печи
«Красный» и другие углы
Зодчество Древней Руси
Архитектурно-композиционные формы и их эволюция
Живопись Древней Руси
Прикладное искусство:
Внутреннее убранство дома.
Золотая хохлома.
Русский народный костюм.
Русские народные праздники
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культура древней руси.docx

— 58.65 Кб (Скачать)

                                 Живопись Древней Руси

   Древнерусская живопись – одна  из самых высоких  вершин мировой культуры, величайшему  духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни  общества очень важную и совсем  иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был  определен  ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая  ею высота.  Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи –  «воплотить слово», воплотить  в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской  живописи лежит великое христианское «слово».

      Прежде  всего это Священное Писание, Библия («Библия»  по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.  Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета ,  содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую истину широкий круг произведений,  созданных в течение веков народами разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель  и самой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят  апокрифы – древнейшие повести, посвященные тем же  лицам и событиям, о которых повествует Библия. Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаны исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленные жития святых  (биографические повести о них). Важное место в христианском слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания,  святым и событиям их жизни.

      Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее  – ведь это воплощение должно было  приблизить человека к истине этого  слова, к глубине того  вероучения, которое он исповедовал. Искусство  византийского, православного мира – всех стран, входящих  в сферу  культурного и вероисповедного  влияния Византии, – разрешило  эту задачу, выработав глубоко  своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную  систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

      "Образ"  по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово "икона" стало употребляться и употребляется  до сих пор как прямое название для получивших широкое  распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т.е.  образом, воплотившим слово, является все созданное  этой живописью: и изображения, неотделимые от самих  зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

      Живопись  Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней, по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой живописи пошло  по  иному пути. Она выработала не только иные, не связанные  с церковной  традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но, начиная с  эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала совершенно иным  способом, чем живопись византийского  круга. Западноевропейская живопись не созидала священный образ,  а стремилась изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается,–  как любые другие обычные события  человеческой жизни. В приближении  к повседневной реальности видело западноевропейское искусство единственный  путь к  подлинной правде, и в передаче этой реальности  его мастера  достигли огромных успехов, выработали для  этого особые художественные принципы.

      Русская живопись после петровских реформ, в том числе  живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное  уважение к древним иконам сохранялось  в европеизированном,  просвещенном русском обществе, но сами отличия  живописи древнерусской от европейской  воспринимались им  лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как  и вся допетровская старина, предавалась  забвению. В начале ХIХ века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы –  «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всего  столетия разыскиваются учеными другие литературные  произведения на страницах древних рукописей. Ученые,  поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся  в живой устной народной традиции памятники древнего  литературного творчества – былины, сказки, песни.

Одновременно  с древней литературой открываются  и национальные истоки в музыке, начинается собирание и запись народных песен, развивается интерес к  древним  церковным песнопениям..

                                Прикладное искусство

                             Внутреннее убранство дома

      "Внутри  крестьянские избы были убраны  строго, но  нарядно. В избе  в переднем углу под иконами  – большой  стол для всей  семьи, вдоль стен широкие встроенные  лавки  с резной опушкой,  над ними полки для посуды. Северный  шкафчик-поставец нарядно украшен росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Ковши были самых разнообразных форм и  размеров, в  них наливали мед  или квас. В некоторые ковши  умещалось  по несколько вёдер.Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины – точёные сосуды для напитков в виде шара – тоже расписывались.

  Из  дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и  сани, и  колыбель для ребёнка. Часто эти  бытовые предметы из дерева расписывали. Особенно почитались у русского крестьянина  прялки.  Прядение и ткачество  было одним из основных занятий  русских женщин. Нужно было наткать  ткани, чтобы одеть  свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным  подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству.

   Во  всех изделиях из дерева, сделанных  народными  умельцами, ясно видно  высокое техническое и художественное мастерство.

                                           Золотая хохлома.

  "Всемирную  известность приобрело искусство  хохломской росписи. Золотистого  цвета деревянные изделия этого  промысла  с растительным орнаментом, цветистые и праздничные,  называют  просто "хохлома". Хохлома –  это название старинного торгового  села бывшей Нижегородской губернии, куда привозили на продажу  деревянную расписную посуду.

  Хохлома стала уникальным промыслом благодаря  технике получения золотого цвета  росписи без драгоценного  металла. Хохломские изделия делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку  в печи и не растрескается.

  В хохломской росписи сочетаются красный  и чёрный  цвета с золотом  фона. Иногда их дополняют зелёный, коричневый, жёлтый и оранжевый. Золотистый фон является  ведущим. Огненно-красная  краска придаёт теплоту золотистому  фону, а чёрный цвет оттеняет его  блеск. В качестве  красной краски используют киноварь, а чёрная –  обычная  сажа.

  После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах.

С каждым годом увеличивается выпуск изделий. А  спрос на хохлому всё растёт. Вечно молодо искусство хохломы!" 

                                   Русский народный костюм

  В каждой местности одевались по-разному, но основные  предметы крестьянского  костюма были одинаковыми в  большинстве  областей России. Одежда резко делилась на  будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная,  наоборот, – демонстрировала всё, на что были способны её  хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому  что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.

  Женская одежда состояла из длинной рубашки  с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в  южных  областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с  открытой головой. Они, как правило, заплетали  одну косу  и украшали голову плотной  лентой, обручем или венцом.  Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у  неё были заплетены в две  косы, а на голову надевали богато  украшенный твёрдый кокошник или  особую мягкую шапочку – рогатую  кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.  Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да  кисти  рук.

  Основной  частью мужской одежды тоже была рубаха и порты – длинные штаны  вроде брюк. Обувь у крестьян, и у  мужчин и у женщин, была одинаковая. У бедных – лапти,  которые плели из лыка, особым образом  очищенной коры  липы. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом,  в сухую погоду были и лёгкой и  удобной обувью, но изнашивались очень  быстро. Поэтому каждый крестьянин  мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные  редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой,  когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу – одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь.

  Изготовление  обуви в крестьянской семье традиционно  было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. Обучение всем женским  работам начиналось с раннего  детства.

  Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. Руки крестьянки – от  них зависело благополучие семьи.

   Особую  роль в русском  костюме всегда играли пояски.

   В наше время при создании самой  модной одежды художники постоянно  используют узоры народной вышивки  и кружева, изготовленные мастерицами  промыслов. Вы  легко узнаете в  костюмах наших элегантных современниц  элементы той одежды, которую 200 лет  тому назад носили  наши прабабушки: сарафаны, рубашки, платки, душегрейки, сапоги и многое другое.

                         Русские народные праздники

   Умели русские люди работать, умели и  отдыхать. Следуя принципу: «делу –  время, потехе – час», крестьяне  отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Какие же праздники  почитали на Руси? Долгое время в  деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный  со сменой времён года и последовательностью  сельскохозяйственных работ. Многие праздники  отмечали именно по этому календарю: проводы зимы и встреча весны, первый сев, начало и окончание жатвы. Второй календарь – языческий, дохристианских времён, так же как и земледельческий, соотносился с явлением природы. Языческие истоки сохранились во многих народных праздниках – Иване Купале, Семике, Масленице и даже в христианских – Рождестве и Троице. И, наконец, третий, самый поздний календарь – христианский, православный, в котором одних только великих праздников, не считая Пасхи, - двенадцать, а остальных и не счесть. Некоторые русские праздники за многие столетия не раз меняли сроки. Так, например, Новый год на Руси до середины XIV в. отмечали 1 марта, затем перенесли на 1 сентября, а в 1700 г. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, да еще с ёлкой. Однако в древности главным зимним праздником считалось Рождество, а не Новый год. 

                

           Народные и языческие праздники древней Руси

"Верно,  для каждого божества было  назначено по одному или   несколько дней для поклонения. Легко можно себе представить,  что сии празднества происходили  весьма странно, а доказательство  сему увидим при описании Световида. Некоторые из сих празднеств, или лучше сказать, тень их осталась почти у всех славянских народов. Они выдержали столько перемен, что только  взор критика может приметить истинное значение их. Так например: кто поверил бы, что русский Семик, этот любимый день наших крестьянских девушек, был некогда языческим празднеством?  Но это действительно правда, что и доказывают песни, обыкновенно в этот день припеваемые, в которых встречаются имена некоторых богов." 
 
 
 

Информация о работе Культура древней Руси