Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:08, реферат
Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня.
Культура древней Руси. Вступление
Духовная культура
Солнечные боги славян
Славянская мифология
Происхождение богов
Изображение богов
Храмы
Крестьянское жилище и утварь
«Профессии» русской печи
«Красный» и другие углы
Зодчество Древней Руси
Архитектурно-композиционные формы и их эволюция
Живопись Древней Руси
Прикладное искусство:
Внутреннее убранство дома.
Золотая хохлома.
Русский народный костюм.
Русские народные праздники
Список литературы
Изображение богов
Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов – ему пришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Первое, в чем он здесь успел, было конечно не Медицейская Венера; но он может быть не меньше радовался своей работе, как Пракситель и Апеллис восхищались своими творениями. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут стала уже некоторая система царствовать в его баснословии. Хотя славянин в образующих искусствах никогда не доходил так далеко, как греки и римляне, однако ж нельзя оспорить у него некоторую степень совершенства. Истуканы, вырытые из земли в Прильвице, доказывают, что наши предки довольно были искусны, умев даже чертами лица изображать характер божества. О Световиде говорил нам Саксон Грамматик, что он имел вид глубокомысленный; Сива, по описанию господина Маша, отличалась приятною физиономиею, а Чернобог страшною и т. д.Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то это было дерево и металл. Из дерева были вероятно деланы все русские истуканы богов, так как и по большей части на острове Рюген. Для сего выбирали всегда самое крепкое дерево, потому что такие изображения долгое время были боготворимы на открытом воздухе. Что ноги Световидовы были сделаны из другого дерева, нежели самая статуя: то причина сему состоит вероятно в понятиях, какие имели люди о сем божестве. Из металла сделаны все истуканы, вырытые в Прильвице. Большая часть их составлены из смеси металлов и содержат много серебра,
так
что некоторые выдерживают
Вид
истуканов был свойствен
Что касается до драгоценности изображений, то конечно, иное слишком увеличено, однако ж вероятно, что славяне не упустили возможность как можно лучше украсить богов своих, к чему подавала им случай приобретенная ими на войне победа. А потому и не удивительно, если мы слышим, что у Перуна в Киеве был в руках луч молнии, украшенный драгоценными каменьями. При том же представим себе многочисленные войны, которые вели россияне не столь славно против греков; а во вторых великий дух гонения, оказанный Владимиром I против богов своих.
Не
вместе с происхождением истуканов
произошли и храмы; давно
уже определены были на то открытые
поля и рощи. Обыкновение боготворить
идолов в густоте лесов было так
употребительно у славян, что даже
когда боги их получили храмы, то они
по большей части все еще
Крестьянское жилище и утварь
Веками
крестьяне приспосабливали
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за эту ответственную работу. Сначала прямо на земле устанавливали опечье – небольшой фундаментом печи. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи – под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над подом сооружали из камня и глины свод печи.Мастер-печник до тонкостей знал своё дело. Опасно было обидеть его, не накормить как следует или недоплатить при расчёте. Возьмет да и вставит из мести в кладку трубы гусиное перо или замурует горшок отверстием наружу. Как затопят печь, так начнёт она стонать или свистеть, хоть из дома беги. А то кирпичом ещё трубу заложит, и пойдёт печь дымить, хозяев морить.Однако все эти байки о печных трубах более позднего происхождения. Старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно. Дым в доме – не самое приятное. Но старая пословица учит: «Горечи дымной не претерпев, тепла не видать». Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без труды была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же дым хорошо дезинфицировал жилище, в нем не заводились насекомые. Если же крестьянин занимался рыболовством и под потолком в курной избе развешивали сети, то служили они, прокоптившиеся, в несколько раз дольше.Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскалённые угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие ниши – печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.С печью связанно немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто неотъемлемо связана с главным персонажем: Емеля, например, разъезжал на печи по городу, а богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи беспомощным, пока не обрёл силу.
«Красный» и другие углы
Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут» или «середа». Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи. А с помощью мельницы перемалывала муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай. Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба – ступа, пест, помело и лопата известны нам из русских народных сказок. Баба Яга в ступе летает, «пестом погоняя, помелом след заметая».Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ни стояла деревянная лохань для грязной воды. В бабьем куту на полках вдоль стен располагалась не хитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
Хоть
и проста была деревянная
Архитектурно-композиционные формы их эволюция
Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета Киевского государства – конец Х – ХI века. В эти десятилетия в Киеве наряду с деревянными сооружениями появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих "полосатую" кладку. Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился Софийский собор (начат в 1037 г. – окончен в конце ХI в.), первоначальный облик которого позже был искажен перестройками. Церкви на Руси имели не только культурное, но и общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их строительству. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были болот крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно позже – в ХVII - ХVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма.
Меньше
преобразований произошло внутри собора.
Стены и своды были покрыты
монументальной фресковой живописью
н мозаикой. Изображения, в которых ясно
просматривается стилистическая общность
со статуарными, статичными образами Византии,
полны торжественности и парадности.
В главной алтарной апсиде мозаики размещены
в трех ярусах. В верхнем - Большая торжественная
фигура Богоматери с поднятыми руками.
Мозаики набраны из кубиков смальты разного
цвета. Яркие чистые краски с преобладанием
сине-лиловых тонов декоративно выделяются
на сверкающем золотом фоне. Монументальная
живопись киевской Софии, сплошным ковром
покрывающая архитектурные формы и органически
связанная сними, является высшим достижением
той эпохи. Большие масштабы, целостное
композиционное построение и ряд других
признаков позволяют провести грань между
Софией в Киеве, первым крупным монументальным
сооружением Древней Руси, и современными
ему византийскими храмовыми постройками.