Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:14, реферат
Цель работы: изучение культуры Древнего Египта, выделение особенностей ее развития и факторов на нее влияющих.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие культуры Древнего Египта.
2. Выявить особенности древнеегипетской письменности.
3. Рассмотреть религию Древнего Египта.
4. Изучить литературу Древнего Египта.
5. Описать архитектурные памятники Древнего Египта, изучить изобразительное искусство этой страны.
6. Рассмотреть продвижения и открытия деятелей науки в Древнем Египте.
Введение 3
Культура древнего Египта 5
Письменность 7
Религия 9
Изобразительное искусство 14
Архитектура 15
Наука 16
Заключение 19
Список литературы: 20
Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний, вторжений иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений, как, например, в конце Среднего или Нового царства. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение Ипу-сера» и «Речение Неферти»9.
Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. Некоторые сказки стали настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).
Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе и др. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.
Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста»10.
Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений мировой литературы.
На протяжении более 3500 лет, художники придерживались форм и канонов, которые были разработаны ещё во времена Древнего царства, следуя строгому набору принципов, сохранявшихся даже в периоды иностранного влияния и внутренних изменений. Эти художественные стандарты выражались в простых линиях, формах, характерной плоской проекции фигур, без указания пространственной глубины, что создавало ощущение порядка и баланса композиции. Изображения и текст были тесно переплетены на усыпальницах и стенах храмов, гробницах, стелах и статуях. Краски получали из минералов, таких как железная руда (красная и желтая охра), медные руды (синий и зеленый), сажа или древесный уголь (черный) и известняк (белый). Их могли смешивать с гуммиарабиком для вязкости и разделять на куски, которые могли быть смочены водой при необходимости.
Хотя каноны древнеегипетского искусства сохранялись на протяжении тысячелетий, художественный стиль некоторых периодов отражал изменение культурных и политических взглядов. Так, в Аварисе были найдены фрески в минойском стиле, появившиеся после вторжения гиксосов, а в период правления Эхнатона получило развитие «Амарнское искусство»11, для которого характерно реалистичное изображение окружающего мира.
Искусство Древнего Египта было вновь открыто учёными, во время Египетского похода Наполеона. В результате экспедиции было собрано и вывезено в Европу огромное количество памятников истории.
Архитектура Древнего Египта
известна нам по сооружениям гробниц — пирамиды
Гизы, храмовых и дворцовых комплексов — Луксорский
храм, дворцы Амарны. Наружные и внутренние стены
зданий, а также колонны были покрыты иероглифами
и фресками и были окрашены в яркие цвета.
Мотивы многих египетских орнаментов,
такие как изображения скарабея или священного
жука, солнечного диска и кречета, являются
символическими. Другие распространенные
мотивы включают пальмовые листья, растение
папируса, а также почки и цветки лотоса.
Иероглифы наносились для декоративных
целей, а также для записи исторических
событий или заклинаний. Планировка многих
культовых сооружений соотносилась с
явлениями солнцестояния и равн
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памят
В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.
Большим достижением древних
египтян было составление довольно
точного календаря, построенного на
тщательных наблюдениях над небесными
светилами, с одной стороны, и
режимом Нила — с другой. Год
делился на три сезона по четыре
месяца каждый. Месяц состоял из
трех декад по 10 дней. В году было
36 декад, посвященных созвездиям, названным
в честь божеств. К последнему
месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что
позволяло совмещать
Египтяне хорошо изучили
видимое простым глазом звездное
небо, они различали неподвижные
звезды и блуждающие планеты. Звезды
были объединены в созвездия и
получили имена тех животных, контуры
которых, по мнению жрецов, они напоминали
(«бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил»
и др.). Были составлены довольно точные
каталоги звезд, карты звездного
неба. Одна из наиболее точных и подробных
карт звездного неба помещена на потолке
гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.
Научным и техническим
Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки — числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 113.
Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объемоусеченной пирамиды14. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.
По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей.
Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии.
Сковывающее влияние религиозного
мировоззрения не могло способствовать
развитию научных знаний об обществе.
Однако можно говорить об интересе
египтян к своей истории, что
приводило к созданию своего рода
исторических сочинений. Наиболее привычными
формами таких сочинений были
летописи. Так, до нашего времени дошел
фрагмент летописи о правлении первых
пяти династий (Палермский камень)15. Туринский царский папирус
содержит список египетских фараонов
до XVIII династии. Тщательно обработанной
летописью являются знаменитые «Анналы
Тутмоса III», где излагается история его
многочисленных походов.
Египтяне создали
Культура древних египтян — монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы — поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.
Васильев
Л.С. История религии Востока.-М.,
, 1999.ISBN98. - 344 с. ISBN 5-86225-848-
1 Малюга Ю.Я. Культурология.- М.:Инфра-М, 1999. -333с. -ISBN: 5-8297-0071-9
2 Кравченко А.И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М.: Академический Проект,
Трикста, 2003. — 496 с. - ISBN 5-8291-0290-0.
3 Кравченко А.И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М.: Академический Проект,
Трикста, 2003. — 496 с. - ISBN 5-8291-0290-0.
4 Кузищин В. И. История древнего Востока. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 462 с. ISBN 5-06-003438-0.
5 Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.-Л.:Наука,1967. 162с.
6 Срабова О.Ю. Древний мир: Первобытное общество. Месопотамия. Древний Египет. Эгейский мир. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Корона Принт, 2002. – 352с. - ISBN: 5-7931-0193-4.
7 Францов Ю. П. Фетишизм и проблема происхождения религии. М. 1940. 144 с.
8 Ерасов Б.С. Культура,религия и цивилизация на Востоке.-М.,1990. – 556с.
9 Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие / Составитель и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.
10 Силичев Д. А. Культурология : учебное пособие/ Д.А.Силичев; рец. И.Б.Ястребов. - М. : Приор-издат, 2004. - 351 c. - ISBN 5-9512-0169-1.
11 Павлов В. В. Очерки по искусству древнего Египта. М. 1936. - 163 с.
12 Малюга Ю.Я. Культурология.- М.:Инфра-М, 1999. -333с. -ISBN: 5-8297-0071-9.
13 Бобынин В. В. Математика у древних египтян.— М. 1882. 198 с.
14 Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в Древнем мире. М.: Наука, 1967. – 368с.
15 Авдеев В.И. История Древнего Востока. – М.: Центр, 1970.