Культ личности Сталина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Личность Иосифа Виссарионовича Сталина находится сегодня в центре внимания, как политиков, так и обывателей, как историков, так и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй, самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя судеб "угнетенных народов и эксплуатируемых классов", как говорили в его времена во всем мире.
Прошло более 40 лет со дня его смерти, но о нем продолжают говорить, как его сторонники, так и его противники. Каждое новое поколение хочет постичь тайну этой личности и того явления, которое с наибольшей силой проявилось в этой личности. Имя этого явления - культ личности. Сталин - сталинизм - сталинщина будут находиться в центре внимания данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Возникновение культа личности и его причины…..…………………….7
1.1 "Великий вождь и учитель" Сталин………………………………………………………….
1.2. Возникновение культа личности…………………………………………………………. ..7
1.3. Причины возникновения культа личности Сталина……………………………….8
Глава 2. Проявление Сталина.....................……………………………………………..9
2.1. Проявление культа личности……………………….……………….……….……..………..9
Глава 3.Последствия и преодоление культа личности Сталина................10
3.1 Последствия культа личности…………….……………………………..…………………..10
3.2 Преодоление последствий………………………………………………………………..…..11
Заключение……………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

Страна  осуществляла первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных  до того лишь в общих чертах, в  теории. СССР был единственной страной, прокладывавшей путь к социализму. Преодолевая огромные трудности  в течение всех предвоенных пятилеток, ранее отсталая страна в результате героических усилий партии и всего  народа совершила гигантский скачок в своем политическом, экономическом  и культурном развитии. В те годы Сталин вместе с другими руководящими деятелями партии выступал как крупный  организатор борьбы советского народа за построение социализма. Он возглавил  борьбу партии против отклонений от ленинской  линии, допускавшихся троцкистами, затем группой Зиновьева —  Каменева, а впоследствии группой  Бухарина — Рыкова — Томского. В  ряде работ, включенных в сборник  «Вопросы ленинизма», Сталин защищал  ленинские положения о возможности  победы социализма в одной отдельно взятой стране, что вооружало партию в борьбе с оппозициями; все это снискало ему большой авторитет в партии и народе. В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина. С именем Сталина стали неправильно связывать все победы и успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной. Восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. На том этапе сказались отрицательные качества Сталина. Он не стремился убеждать противников, подчинять их идейному влиянию партии, разрешать возникающие разногласия и противоречия демократическими, партийными, методами, как это делал Ленин, а прибегал к методам администрирования. Он, вопреки решениям съездов партии о развертывании внутрипартийной демократии, отходил от ленинского метода коллективного руководства, самолично принимал решения по важнейшим вопросам.

«...Сталин, непомерно переоценив свои заслуги, уверовал в собственную непогрешимость. Некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее в условиях войны против немецко-фашистских захватчиков, Сталин начал возводить в норму внутрипартийной и государственной жизни, грубо попирая ленинские принципы руководства»

                                   Глава 2. Проявление Сталина

                                2.1. Проявление культа личности

  Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т. д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918—23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924—33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934—53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под  его контроля, оградил себя от критики. Сталин методически укреплял культ  своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в  гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин—это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.

          Глава 3. Последствия и преодоление культа личности Сталина

                          3.1. Последствия культа личности

  В марте 1922 года Ленин отмечал громадный, безраздельный авторитет «...того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией». Именно эти люди знали правду о действительных и мнимых заслугах Сталина, и они явно мешали Сталину. Малейшие попытки противодействия фальсификации истории партии стали расцениваться Сталиным как «враждебные вылазки» или «примиренчество к ним»; началась безжалостная расправа с неугодными Сталину лицами. Сталин выступил со справедливым утверждением, что по мере продвижения к социализму классовая борьба все более обостряется. К сожалению, это в некоторой мере послужило теоретическим обоснованием репрессий. Репрессиями по отношению к ленинским кадрам партии, честным государственным и хозяйственным руководителям, командному и политическому составу Красной Армии, рядовым коммунистам и советским гражданам был нанесен тяжелый ущерб.

Культ личности Сталина способствовал  распространению в партийном  строительстве и хозяйственной  работе порочных методов, голого администрирования, нарушений внутрипартийной демократии. В планировании и управлении народным хозяйством порождались волюнтаризм  и субъективизм, пренебрежение экономическими законами и стимулами развития производства, серьезно нарушался социалистический принцип оплаты по труду. Обстановка культа личности Сталина нанесла  вред общественным наукам, в том  числе философским и историческим, и в особенности — изучению истории партии, что тормозило  творческое развитие марксизма-ленинизма, ослабляло влияние науки на развитие общества.

'«...были определенные периоды, например, в годы войны, когда единоличные действия Сталина резко ограничивались, когда существенно ослаблялись отрицательные последствия беззаконий, произвола и т. д. Известно, что именно в период войны члены ЦК, а также выдающиеся советские военачальники взяли в свои руки определенные участки деятельности в тылу и на фронте, самостоятельно принимали решения и своей организаторской, политической, хозяйственной и военной работой, вместе с местными партийными и советскими организациями обеспечивали победу советского народа в войне».

                                3.2. Преодоление последствий

  Внутри ЦК партии имелись деятели, которые правильно понимали назревшие потребности в области внутренней и внешней политики и противодействовали отрицательным явлениям, связанным c культом личности Сталина. Однако в условиях, когда Сталин имел громадный авторитет в партии и в народе, открытое выступление против него не было бы тогда понято и не получило бы поддержки.

«Более того, подобное выступление было бы расценено в тех условиях, как выступление против дела строительства социализма, как крайне опасный в обстановке капиталистического окружения подрыв единства партии и всего государства. К тому же успехи, которые одерживали трудящиеся Советского Союза под руководством своей Коммунистической партии, вселяли законную гордость в сердце каждого советского человека и создавали такую атмосферу, когда отдельные ошибки и недостатки казались на фоне громадных успехов менее значительными, а отрицательные последствия этих ошибок быстро возмещались колоссально нарастающими жизненными силами партии и советского общества».

Нельзя  не учитывать и того, что многие факты и неправильные действия Сталина, особенно в области нарушения  сов законности, стали известны уже  после его смерти.

В 1956 году XX съезд КПСС совершил исторический поворот в развитии партии и страны, всего коммунистического движения, положив начало восстановлению ленинских  норм партийной и государственной  жизни. Были осуществлены кардинальные мероприятия по восстановлению и  дальнейшему развитию социалистической демократии, ленинских принципов  государственной, партийной жизни  и хозяйственного строительства, строгому соблюдению социалистической законности.

ЦК КПСС, открыто разоблачив тяжелые последствия культа личности Сталина, обезвредив политического  авантюриста Берия, отбросив группу приверженцев культа личности и его  методов — Молотова, Кагановича, Маленкова, вскрыл и решительно ликвидировал грубейшие нарушения социалистической законности. Партия отдавала себе отчет  в том, что выявленные ошибки и  извращения, раскрытие злоупотреблений  властью могут вызвать в партийных рядах и в народе чувство горечи и глубокого сожаления, создадут временные трудности для КПСС и братских марксистско-ленинских партий. Но партия смело пошла навстречу трудностям, она честно и откровенно сказала народу всю правду, глубоко веря, что ее линия будет правильно понята. ЦК КПСС, XX и XXII съезды сказали партии и народу правду о Сталине, опираясь на ленинское указание:

«Фарисеи буржуазии любят  изречение: о мертвых либо молчать, либо говорить хорошее. Пролетариату нужна  правда и о живых политических деятелях и о мертвых, ибо те, кто  действительно заслуживает имя  политического деятеля, не умирают  для политики, когда наступает  их физическая смерть».

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Выдающиеся личности играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, опасаясь возможности проникновения в революционное движение культа личности, как одного из самых отвратительных пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений. В 1877 году Маркс писал:

«…из отвращения ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран,— я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем непременным условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами…»

В.И.Ленин, будучи общепризнанным вождем Коммунистической партии и народа, с исключительной неприязнью встречал любую демонстрацию почитания его личности. Подчеркивая  решающую роль народных масс в историческом творчестве, Ленин говорил:

«...Ум десятков миллионов творцов создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение».

Ленинские методы, ленинский стиль партийной  и государственной деятельности, безусловно, исключали идеологию  и практику культа личности. В партии при Ленине не было единоличного командования, слепого преклонения перед авторитетом, не говоря уже о преследовании  тех, кто открыто полемизировал  с Лениным. Ленин учил, что руководство  правящей политической партии и построение социализма могут быть успешный только при условии, если партия не отрывается от трудящихся масс, не командует ими, а учится у масс и направляет их действия, строго учитывая объективные  и субъективные условия. Ленин всегда придавал огромное значение вопросу  о личных качествах руководящих  деятелей партии. Еще в 1903 он писал:

«...необходимо, чтобы вся партия систематически, исподволь и неуклонно воспитывала себе подходящих людей в центре, чтобы она видела перед собой, как на ладони, всю деятельность каждого кандидата на этот высокий пост, чтобы она ознакомилась даже с их индивидуальными особенностями, с их сильными и слабыми сторонами, с их победами и „поражениями"».

Уже тогда Ленин говорил, что надо дать возможность массе партийных  работников «...узнать своих вождей и поставить каждого из них на надлежащую полочку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

           

 

 

                 Список использованной литературы

  1. Аксютин Ю.В. Волобуев О.В. "ХХ съезд КПСС: новации и догмы". Москва. Политиздат. 1991 г.
  2. А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. «История России. XX век» – М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000.
  3. Бунич И.Л. «Лабиринты безумия». Санкт-Петербург. 1995 г.
  4. Верт Н. «История Советского государства». 1900-1991: Пер. с фр. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, Издательство "Весь Мир", 1998.
  5. Н. Верт. «История Советского государства». 1900-1991гг. Издание 2-е. Москва. 1994 г.
  6. Зеркин Д.П. «Основы политологии». Ростов-на-Дону, 1997 г.
  7. «История России 1917-1940». Хрестоматия. Под редакцией профессора   М.Е. Главацкого. Екатеринбург 1993 г.
  8. Карр Э. X. «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929 гг». Москва. "Питер-Ворса". 1990 г. 
  9. Ласло Белади, Тамаш Краус. «Сталин». Москва. 1990 г.
  10. «О культе личности и его последствиях». Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года.
  11. «О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года». Госкомиздат. Москва. 1956 г.
  12. «Реабилитация. Политические процессы 30-50 -х. годов» Москва. 1991 г.
  13. «Реабилитирован посмертно». издание 2-е Москва. 1989 г.
  14. Радзинский Э.С. «Сталин». Москва. Издательство Вагриус. 1997 г.
  15. Семенникова Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций». Учебное пособие для вузов. – Изд. 4-е. Брянск: "Курсив", 2000.
  16. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг» Москва. «Советская Россия» 1990 год.
  17. А. Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича» Москва. «Советская Россия» 1990 год.
  18. Цикл радио- и телепередач Э. С. Радзинского «Сталин».
  19. INTERNET-ресурс: Скепсис_Ру Библиотека [ежеквартальный научно-просветительский журнал]( VI_ Советская историография тоталитарного периода (конец 1930-х - начало 1950-х гг_))


<

Информация о работе Культ личности Сталина