Культ личности Сталина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Личность Иосифа Виссарионовича Сталина находится сегодня в центре внимания, как политиков, так и обывателей, как историков, так и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй, самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя судеб "угнетенных народов и эксплуатируемых классов", как говорили в его времена во всем мире.
Прошло более 40 лет со дня его смерти, но о нем продолжают говорить, как его сторонники, так и его противники. Каждое новое поколение хочет постичь тайну этой личности и того явления, которое с наибольшей силой проявилось в этой личности. Имя этого явления - культ личности. Сталин - сталинизм - сталинщина будут находиться в центре внимания данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3
Глава 1. Возникновение культа личности и его причины…..…………………….7
1.1 "Великий вождь и учитель" Сталин………………………………………………………….
1.2. Возникновение культа личности…………………………………………………………. ..7
1.3. Причины возникновения культа личности Сталина……………………………….8
Глава 2. Проявление Сталина.....................……………………………………………..9
2.1. Проявление культа личности……………………….……………….……….……..………..9
Глава 3.Последствия и преодоление культа личности Сталина................10
3.1 Последствия культа личности…………….……………………………..…………………..10
3.2 Преодоление последствий………………………………………………………………..…..11
Заключение……………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.28 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

                          ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ 

г. НОВОКУЗНЕЦКА

 

МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 49» 

Отделение Отечественной истории

 

 

 

Культ личности Сталина

 

 

 

                                      Выполнила: Государева Мария Викторовна

ученица 10 Б класса

Проверил: Воробьев Владислав Валерьевич

учитель истории

«__»_______2011 г.

Оценка: «____»__________

_______________________

 

 

г. Новокузнецк, 2011.

                                        Содержание

 

Введение…………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Возникновение культа личности и его причины…..…………………….7

1.1 "Великий вождь и учитель"  Сталин………………………………………………………….

1.2. Возникновение культа личности…………………………………………………………. ..7

1.3. Причины возникновения культа личности Сталина……………………………….8

 

Глава 2. Проявление Сталина.....................……………………………………………..9

2.1. Проявление культа личности……………………….……………….……….……..………..9

 

Глава 3.Последствия и преодоление культа личности Сталина................10

3.1 Последствия культа личности…………….……………………………..…………………..10

3.2 Преодоление последствий………………………………………………………………..…..11

 

Заключение……………………………………………………………………………………12

Список использованной литературы……………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

Введение

 Личность Иосифа Виссарионовича Сталина находится сегодня в центре внимания, как политиков, так и обывателей, как историков, так и деятелей искусства. Это неслучайно, поскольку этот человек более 30-ти лет находился у руля управления одной из великих держав мира, пожалуй, самой загадочной и непредсказуемой. Он был у руля управления не только этой державы, но и целой группы стран, которую именовали социалистическим лагерем; он претендовал на роль вершителя судеб "угнетенных народов и эксплуатируемых классов", как говорили в его времена во всем мире.

Прошло более 40 лет со дня его смерти, но о нем продолжают говорить,  как его сторонники, так и его противники. Каждое новое  поколение хочет    постичь  тайну этой личности и того явления, которое с наибольшей силой проявилось в этой личности. Имя этого явления - культ личности. Сталин - сталинизм - сталинщина будут находиться в центре внимания данной работы.

Предметом работы является историческое проявление культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина.

Целью данного реферата можно  обозначить – исследование культа личности Сталина во всех проявлениях, влиянии современность и предпринятые меры для преодоления его последствий. Для выполнения цели  исследованы факты, события и процессы на базе исторических источников. Цель реферата поставила следующие задачи: 

  1. Выявить возникновение и причины культа личности Сталина;
  2. Раскрыть проявления Сталина;
  3. Дать объективную оценку последствия и преодоления культа личности;
  4. Сделать заключение на основе изученного материала.

Объектом реферата можно  определить – становление тоталитарного  режима с СССР, а предметом – культ личности Иосифа Виссарионовича Сталина.

Методы, используемые в данной работе теоретические: анализ литературы, архивных материалов, документации; эмпирические: наблюдения, сравнение, изучение.

          

            Глава 1. Возникновение культа личности и его причины

                  1.1 «Великий вождь и учитель»  Сталин

 Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

«А  в те же дни на расстояньи 
За древней каменной стеной 
Живёт не человек, — деянье: 
Поступок ростом с шар земной. 
Судьба дала ему уделом 
Предшествующего пробел. 
Он — то, что снилось самым смелым, 
Но до него никто не смел. 
За этим баснословным делом 
Уклад вещей остался цел. 
Он не взвился небесным телом, 
Не исказился, не истлел.. 
В собраньи сказок и реликвий, 
Кремлём плывущих над Москвой, 
Столетья так к нему привыкли, 
Как к бою башни часовой. 
Но он остался человеком, 
И если, зайцу вперерез.

Пальнёт зимой по лесосекам, 
Ему, как всем, ответит лес».

Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном Г. А. Эль-Регистаном и С.Михалковым в 1943 году:

Сквозь  грозы сияло нам солнце свободы, 
И Ленин великий нам путь озарил, 
Нас вырастил Сталин — на верность народу, 
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Образ Сталина стал одним из центральных  в советской литературе 1930-х-1950-х  годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.

Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

Тема  Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники  Сталину, как и памятники, Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.

Именем  Сталина прижизненно было названо  огромное количество объектов, в том  числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». В 1937 г. члены Политбюро даже хотели переименовать Москву в город Сталинодар.

Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении  других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом  Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и еще с большей силой возвышенный после смерти Сталина.

Н. С. Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д. В частности, Хрущёв утверждал, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».

Однако  известно, что Сталин пресекал многие акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям  автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус». В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически возразил: «Главный университет страны может носить лишь одно имя – Ломоносова».

В учебнике для юридических вузов  и факультетов «Теория государства  и права», изданном авторским коллективом  под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина:

Российская  многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.

После «разоблачения культа личности»  получила известность фраза, приписываемая  обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского культа равенства. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».

В Советской России до 1929 года было распространено выражение «вожди партии». Но после 1929 года это выражение практически исчезло. Конечно, к лидерам государства и партии применялись аналогичные титулы. Так, «Ленинградским вождём» называли С. М. Кирова. На Украине в 30-х существовал т. н. «мини-культ» С. Косиора. Но истинный вождь в «вождистском» обществе всегда и везде может быть только один. Титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель» по отношению к И. В. Сталину были почти обязательны в официальных публицистике и риторике.

 

                      1.2. Возникновение культа личности Сталина

 В последние годы жизни, будучи тяжело больным, Ленин в своих письмах и статьях призывал провести ряд мер для обеспечения единства Коммунистической партии, для укрепления ЦК партии. Свое «Письмо к съезду» (декабрь 1922 — январь 1923), известное под названием «Завещание», Ленин посвятил главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Характеризуя в этом письме И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина и Г. Л. Пятакова, Ленин указывал как на их положительные, так и отрицательные качества. Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что «...это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение». За годы своей революционной деятельности Сталин накопил большой опыт руководящей партийной работы, но имел некоторые отрицательные личные качества. «Тов. Сталин, сделавшись генсеком,— писал Ленин 24 дек. 1922,— сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста. 4 января 1923г. Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:

«Сталин слишком груб, и  этот недостаток, вполне терпимый в  среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому  я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с  этого места и назначить на это место другого человека, который  во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности  и т. д.»

В силу сложившихся обстоятельств. Сталин не был тогда освобожден от обязанностей генерального секретаря ЦК. Очередной XII съезд РКП (б) состоялся в Москве 17—25 апреля 1923, но ленинское «Завещание» делегатам этого съезда сообщено не было.

Через несколько месяцев после XII съезда, осенью 1923, оппозиция, возглавляемая  Троцким, выступила открыто с  антиленинской платформой. ЦК партии, возглавляемый Сталиным, организовал борьбу партии против троцкистской оппозиции. В январе 1924 года скончался Ленин. В конце мая 1924 прошёл ХШ съезд РКП (б), делегатам которого ленинское «Завещание» было сообщено не на заседании съезда, а на совещаниях делегаций отдельных республик, краев, губерний. Зачитав «Завещание», руководители делегаций (секретари местных партийных органов) ставили перед товарищами вопрос: целесообразно ли в условиях острой внутрипартийной борьбы освобождать Сталина от поста генерального секретаря. Делегации XIII съезда, а затем члены ЦК РКП (б) на состоявшемся сразу после съезда пленуме обсуждали письмо Ленина в сложной внутрипартийной обстановке. Искренне надеясь, что Сталин добросовестно выполнит свое обещание учесть ленинскую критику, делегаты съезда и пленум ЦК высказались за оставление его на посту ген. секретаря ЦК.

        1.3. Причины возникновения культа личности Сталина

 При рассмотрении вопроса о возникновении культа личности Сталина необходимо учитывать как объективные, конкретные исторические условия, так и субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина. Коммунистическая партия руководила строительством социализма в СССР в чрезвычайно сложной международной и внутренней обстановке (капиталистическое окружение, угроза воен. нападения, ожесточенная классовая борьба в стране, когда решался вопрос «кто — кого?», борьба с троцкистами, правыми оппортунистами, а также с буржуазными националистами). Эти условия требовали железной дисциплины, централизации руководства, некоторого ограничения демократии.

«Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом как временные, подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире. Народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые и новые успехи советского общественного строя».

Информация о работе Культ личности Сталина