Негосударственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
"Институт профессиональных
инноваций"
г.Москва
Контрольная работа
По дисциплине
История отечества
На тему: Кризис власти
в 1917 г.
Студента
2
курса
Факультета
2013 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Государственный
механизм в условиях буржуазно
– демократической революции……………………………………………………………………….4
1.2 Временное
правительство – высший орган государственного
управления……………………………………………………………………….4
1.3 Петроградский
Совет рабочих солдатских депутатов –
орган революционной власти………………………………………………………….11
2. Государственная
служба……………………………………………………..14
3. Национальная
идея………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой
литературы…………………………………………….18
Введение
Уже несколько поколений задаются
вопросом: была ли социалистическая революция
1917 года неизбежной и был ли у России выбор
пути развития? Этот вопрос тем более актуален,
что в данный момент Россия переживает
переходный период, закономерности которого
во многом схожи с ситуацией 1917 года; сходство
– в переходном характере этапа, в неустойчивом
состоянии общества, в противостоянии
политических сил, в социальном расслоении.
Как и с 1917 году, перед страной стоит выбор
между конструктивным ходом развития
и дальнейшим усугублением противостояния
в обществе, чреватым грозно вырисовывающейся
перспективой гражданской войны.
Если вспомнить мировую историю,
особенно «цивилизованный период»
– XVII-XX века, то таких событий, как свержение
столетиями правящего режима можно перечислить
по пальцам: Великая Французская и Английская
буржуазная революция, но чтобы они принесли
такие разрушения, целое поколение было
бы практически уничтожено, а в стране
появилась совершенно иная идеология,
– такого история не знает.
А сам процесс «гниения», как
сказали бы большевики, или «ослабевания»,
как сказали бы монархисты, начался
и завершился почти за 20 лет – с конца
XIX века до 1917 года. Конечно, начался он
и раньше, но все основные причины свержения
самодержавия кроются именно в этих 20,
в какой–то мере, страшных годах.
1. Государственный механизм.
1.1 Временное правительство – высший
орган государственного управления
В результате Февральской буржуазно-демократической
революции, прежде всего, изменилась
форма правления. На смену царской
монархии пришла буржуазная республика.
Официально республика в России
была провозглашена только 1 сентября
1917 года Временным правительством,
но окончательно решить этот
вопрос надлежало Учредительному
собранию. Правые партии ещё надеялись
при помощи Учредительного собрания
восстановить монархическую форму
правления. Однако надежды на
установление в России конституционной
монархии у лидеров буржуазных
партий сохранились на протяжении
всего периода от февраля
к октябрю.
Высшим органам государственного
управления в стране стало
Временное правительство, призванное
осуществлять исполнительно-распорядительные
функции впредь до созыва Учредительного
собрания, которое и должно было
окончательно определить конструкцию
власти и государственного управления.
Функции и полномочия Временного
правительства никем не определялись,
фактически оно временно выполняло
также функции высшего органа
государственной власти (в том
числе законодательного), поскольку
таковой после победы революции
отсутствовало.
Временное правительство первого
состава читало себя приемником
старой власти. Хотя было создано
незаконным путём- соглашением между
временным комитетом Государственной
думы и Петроградским Советом рабочих
и солдатских депутатов 2 марта 1917 году
на заседании Сената оно приняло присягу,
подчеркнув тем самым, что как бы продолжало
дело царского Совета министров. Возглавил
Временное правительство князь Львов.
На роль временного правительства
претендовал Временный комитет
Государственной думы, созданный
руководством Думы 27 февраля 1917года,
когда царь распустил её. Однако
Временное правительство высшим
органом государственной власти
в стране стало считать Сенат.
Оно установило правило, согласно
которому каждый новый министр
представлялся на утверждение
Сенату. Формирование правительства
через Сенат представляло собой
чистейшую формальность. Он не
имел никакого значения в создании
механизма новой власти и управления.
Реальное влияние на оформление
правительства оказали Петроградский
Совет рабочих и солдатских
депутатов, ЦИК Советов рабочих
и солдатских депутатов.
Положение Временного правительства
на протяжении всего периода
отличалось крайней неустойчивостью.
Часто изменялся его состав, что
приводило к невозможности последовательно
проводить какую- либо определённую линию
в государственном управлении. Шли приспособления
к продолжавшемуся революционному движению
народных масс. Одной из форм такого реагирования
являлись коалиционные составы правительства,
когда в него входили министры-социалисты,
представители умеренных социальных партий
– меньшевиков и эсеров.
Крайняя неустойчивость правительственных
органов лишала буржуазию возможности
проводить в жизнь то, что соответствовало
её интересам, революционная ситуация
в стране вынуждала идти на
компромиссы. Буржуазии приходилось
считаться с интересами и требованиями
трудящихся классов. Буржуазия
панически боялась большевиков
и руководимого ими движения
народных масс.
Коалиционные составы правительства
не могли обеспечить устойчивость
Временного правительства. Такие
правительства возникали потому,
что под давлением революционного
движения масс буржуазия не
могла, хотя очень хотела, одна
остаться у власти, а мелкобуржуазные
партии имели реальную возможность
взять на себя ответственность
за государство, но боялись
властвовать одни, без буржуазии.
Временное правительство, хотя
и стремилось сохранить в не
прикосновенности старую государственную
машину, вынуждено было санкционировать
многое из того, что уже совершилось в
результате революционных действий народных
масс. Последовало упразднение Департамента
полиции, Отдельного корпуса жандармов,
охранных отделений. Кроме того, пришлось
упразднить Особое присутствие Правительствующего
сената, так как орган, который расправлялся
с революционерами и демократическими
деятелями, особенно ненавидели народные
массы. К значительным достижениям относилась
ликвидация в России старой системы политического
сыска. Временное правительство не делало
даже попытки вновь создать систему этих
органов, так как понимало, что в условиях
революционного подъёма такое мероприятие
привело бы к немедленному краху власти
буржуазии. Взамен Департамента полиции
Временное правительство создало в системе
Министерства внутренних дел новый орган,
который сначала назывался Главным управлением
по делам милиции. Революционные и демократические
элементы (особенно большевики), представители
трудящихся классов не допускались в Главное
управление по делам милиции. Временное
правительство ликвидировало Министерство
императорского двора и Канцелярию царя.
Государственная дума и государственный
совет были упразднены 6 октября 1917 года.
Временное правительство создало
новые звенья центрального государственного
аппарата. Оно не ставило задачу
ввести 8-часовой рабочий день, увеличить
заработную плату рабочим, проводить
мероприятия, улучшающие условия
работы на заводах и фабриках.
Проблема правового регулирования
трудовых отношений вызвала необходимость
учреждения Министерства труда.
Основная функция министерства
состояла в том, чтобы примерить
рабочих с предпринимателями.
Среди новых министерств создаются
Министерство продовольствия и
Министерство призрения (ведало
благотворительными учреждениями).
Обстановка вызывала озабоченность
правительства состоянием народного
хозяйства страны. В связи с этим учреждается
Экономический совет – для выработки
общих планов организации народного хозяйства,
Главный экономический комитет – для
регулирования хозяйственной жизни страны.
В августе были упразднены
Святейший Синод и должность
обер-прокурора Синода. Взамен возникло
Министерство вероисповеданий, которое
состояло из Департамента по
делам православной церкви и
Департамента по делам иноверческих
религий. По существу, сохранялось
прежнее учреждение, только под
другим названием.
В марте при Министерстве юстиции
образуется Чрезвычайная следственная
комиссия для расследования противозаконных
действий высших должностных
лиц. Комиссия интересовалась
вопросами, которые компрометировали
царя и его окружение. Работа
комиссии имела цель показать
населению, что Временное правительство
хочет разобраться в злоупотреблениях
должностных лиц царского режима.
Временное правительство создало
также специальную комиссию по
расследованию фактов протии
правительственных выступлений
в Петрограде 3-4 июля 1917 года. Основная
её задача заключалась в организации
преследования наиболее видных
деятелей партии большевиков.
Созданием комиссии делалась
попытка юридически обосновать
расправу с руководителями большевистской
партии.
Временное правительство не успело
провести Учредительное собрание.
Было лишь создано Особое совещание,
подготовившее избирательный закон,
и назначен срок выборов на
ноябрь. После корниловского мятежа
усилилось требование ускорить созыв
учредительного собрания. В связи с этим,
14 сентября 1917 года было создано Демократическое
совещание. На нём главным образом
присутствовали представители земских,
буржуазных и мелкобуржуазных организаций.
Представители партий большевиков, Советов
и фабзавкомов были в меньшинстве. Совещание
преследовало две основные цели: 1) отсрочить
созыв очередного съезда Советов рабочих
и солдатских депутатов; 2) отсрочить созыв
Учредительного собрания до окончания
войны. Совещание оказало существенную
помощь буржуазному правительству, высказавшись
за создание третьего коалиционного Временного
правительства. Оно избрало постоянно
действующий орган – Временный Совет
Республики, или предпарламент, - для осуществления
контроля за деятельностью Временного
правительства в составе 555 человек. В
незначительном числе в него вошли большевики,
подавляющее большинство там представляли
буржуазные и мелко буржуазные партии.
Этот орган не имел никакого значения.
Буржуазия сформировала его с целью обмана
масс, создания иллюзии участия широких
слоёв населения в государствах делах.
В данном случае буржуазия и Временное
правительство рассчитывали на веру масс
в то, что если появился предпарламент,
то скоро появится парламент. В условиях
нарастания революционного подъёма ЦК
партии большевиков счёл ошибочным участие
в предпарламенте. На первом заседании
7 октября 1917 года большевистская фракция
покинула этот орган.
Изменения произошли и в местном
управлении. Временное правительство
упразднило должности генерал-губернаторов,
градоначальников, становых приставов,
земских начальников. Вместо них
органами государственного управления
стали губернские, городские и
уездные комиссары Временного
правительства. Формально губернские
комиссары наделялись примерно
такими же правами, какие раньше
имели губернаторы. В действительности
же их положение было крайне
неустойчивым, ибо им приходилось
преодолевать сопротивление органов
местного самоуправления, Советов
и других революционных организаций.
Временному правительству приходилось
часто менять комиссаров. Они
комплектовались из буржуазных
и мелкобуржуазных элементов.
На это должности подлинно
революционные деятели не назначались.
После победы буржуазно-демократической
революции на местах возрастает
роль местных земских и городских
органов самоуправления. Идёт процесс
их демократизации. Создаются волостные
земские собрания и управы, упраздняются
волостные сходы и правления, а также волостные
суды. В городах с населением более 150 тыс.
человек учреждались районные думы и управы,
руководили ими советы дум этих городов.
В местные органы самоуправления
входило много демократических
деятелей. Партия большевиков пыталась
овладеть правительственной милицией
и привлечь её на сторону
революционного народа. Вследствие
чего, на местах сложилось такое
положение, что Временное правительство
не могло использовать милицию
для подавления революционного
движения народных масс.
Изменения произошли и в судебной
системе, где упразднили институт
земских начальников и суд
с сословными представителями,
но в целом судебная система
оставалась прежней, в основе
лежали Судебные уставы 1864 года.
Временному правительству пришлось
пойти на уступки и санкционировать
создание революционных судов.
Все вопросы решались большинством
голосов, ибо все его члены
имели равные процессуальные
права. Судебное разбирательство
было устным и гласным, приговоры
вступали в законную силу немедленно
и обжалованию не подлежали.
Просуществовали временные суды
недолго, поскольку их деятельность
противоречила интересам буржуазии.
Временное
правительство не пыталось сломать
систему царских тюремных учреждений,
но было вынуждено смягчить режим
отбывания наказания в местах
заключения. Отменили наказания розгами,
одевания наручников и кандалов, применение
смирительной рубашки.