Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:02, контрольная работа
17 век выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы опи-сать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончи-лась, а жить все равно было не просто. Ко второй половине 17 века крепостничество всту-пило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийно и принимавшее порой угрожающее размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возник-ших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения.
Введение………………………………………………………………………............3
1. Причины социальных потрясений «бунташного века» …………………………3
2. «Соляной» и «медный» бунты в Москве. Городские восстания ………..………4
3. Крестьянская война под предводительством С. Разина …………….…………...6
4. Движение раскольников ……………………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………..................9
Список используемой литературы……………….…………………………………..10
Начались столкновения казаков с правительственными войсками. По мере развития событий Каспийского похода всё более проявлялся бунтарский характер движения.
Избегая столкновения с правительственны ми войсками, он в короткий срок и с небольши-ми потерями провёл свою флотилию в море, затем перебрался на реку Яик и легко овла-дел Яицким городком. Во всех сражениях Разин проявлял большую храбрость. К казакам присоединялись всё новые люди с насадов и стругов.
В 1667-1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт "казацкой войны" (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, С. Разин набрал пленных, выменяв их на русских в пропорции «один к четырем» таким образом, пополнив свои ряды.
Освобождение томившихся в Персии в неволе русских пленников и пополнения разинского отряда персидской беднотой выходит за рамки военно-грабительских дейст-вий.
По завершению Каспийского похода Разин отдал воеводам бунчук-знак своей власти, вернул часть оружия. Затем, получив прощение Москвы не распустил свой отряд, вернулся на Дон, в августе-сентябре 1669 построил себе крепость на острове - городок Кагальник. На нем Степан Разин и его "ватага" раздавали добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила С. Разину сторонников.
17 сентября 1669 года в 20 верстах от Черного яра Разин потребовал, чтобы к нему явились стрелецкие головы, и переименовал к себе в «казаки» стрельцов и кормщиков.
Сообщения воевод южных городов о независимом поведении Разина, о том, что он «учинился силён» и вновь замышляет «смуту», насторожили правительство. В январе 1670 года в Черкасск был послан некий Герасим Евдокимов. Разин потребовал привести его и учинил допрос, от кого тот приехал: от великого государя или бояр? Посланец под-твердил, что от царя, но Разин объявил его боярским лазутчиком. Казаки утопили царско-го посланника. В Паншине городке Разин собрал участников предстоящего похода на большой круг. Атаман объявил, что намерен «идти с Дону на Волгу, а с Волги идти в Русь … чтоб… из Московского государства вывесть изменником бояр и думных людей и в го-родах воевод и приказных людей» и дать свободу «чорным людям».
Вскоре 7000 войско Разина двинулось на Царицын, захватив его еще около 2-х не-дель находились в городке. Уже из Царицына Разин стал рассылать грамоты («прелестные письма», «листы»), в которых призывал угнетенные массы восставать против «изменни-ков» воевод, бояр, дворян и купцов. Он писал: «Кто хочет богу да государю послужить, да и великому Войску, да и Степану Тимофеевичу... и вам бы заодно изменников (бояр, дво-н, воевод и приказных людей) выводить»[1], рассылка «листов» способствовала расшире-нию восстания.
Бои в низовьях Волги весной-летом 1670 года показали, что Стенпан Разин был талантливым полководцем. 22 июня ими была захвачена Астрахань, без единого выстрела к ним перешла Самара и Саратов. Затем разинцы начали осаду Симбирска. В конце авгус-та 1670 года правительством была направлена армия для подавления восстания С.Разина. Месячное пребывание под Симбирском было тактическим просчетом Разина. Оно дало подтянуть сюда правительственные войска. В сражении под Симбирском Разин был тяжело ранен, а впоследствии казнен в Москве.
Одной из главных причин симбирского провала стало отсутствие в повстанческом войске постоянного состава. Стабильным в армии Степана Разина оставалось только ядро из казаков и стрельцов, многочисленные же крестьянские отряды, составлявшие основную массу восставших, то и дело приходили и уходили, не успев накопить военного опыта.
4. Движение раскольников
Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.
Соловецкое старообрядческое восстание («соловецкое сидение») 1668–1678 гг. — вооруженное выступление соловецких монахов, примкнувших к ним разинцев и северных крестьян. Братия монастыря не хотела признавать нововведения патриарха Никона.
Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произ-несение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.
Раскол православной церкви произошел на соборе 1666-1667 гг., и с 1667 г. рас-кольников предавали суду «градских властей», которые сжигали их за «хулу на Господа Бога». В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.
Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении бого-служебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.
6 января 1681 года царь отправился с большим количеством народа на водоосвяще-ние. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время толпа возвратилась, и спод-вижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.
В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохране-ние в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей - горожан, стрельцов, крестьян, - видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообряд-цев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означа-ло полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохране-ние идеала «правды» внутри своих общин.
Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675-
1695 гг. было зарегистрировано 37 «гарей», во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны Беловодье.
Заключение
XVII столетие названо современниками «бунташным веком». Это время крупных социальных движений: двух мощных крестьянских восстаний, целого ряда восстаний городских, а также церковного выступления, переросшего в социальное движение. Причины выступлений были разные. «Соляной бунт» был вызван недовольством политикой правительства Б.И. Морозова; городские восстания в Пскове и Новгороде случились вследствие резкого повышения цен на хлеб; «медный бунт» вызвал финансовый кризис, а Соловецкое восстание - реформа патриарха Никона. Кульминацией же народных выступлений стало восстание под предводительством С.Т. Разина.
Ни одно из выступлений не закончилось победой. В ходе борьбы за окончательную централизацию государства против местного суверенитета и местных вольностей прави-тельство жестоко подавляло любое проявление вольнодумства - в какой сфере оно бы не проявлялось - экономической ли, социальной или религиозной. Но несмотря на пораже-ние, «медный» бунт привел к отмене медных денег и другим уступкам правительства.
Причинами поражения выступлений были их стихийный характер, отсутствие четкой программы действий в некоторых случаях, противоречия между социальными группами в лагере восставших, как это было во время восстания Степана Разина. Некото-рые выступления были подавлены после предательства некоторых из их участников.
В течении века произошло не одно городское восстание, причиной которых была неграмотная политика правительства. Действительно, в середине семнадцатого века обстановка в городах стала напряженной: власти смотрели на жителей городов как на неиссякаемый источник дохода. Это проявлялось в следующем: государство из года в год стремилось увеличить налоги посада и вместе с этим уменьшить жалование служилых людей.
Список используемой литературы
1. История России с древности до наших дней. / Под редакцией М.Н. Зуева. - М.: Высшая школа, 1998. - 543 с.
2. Каргалов В.В. История России с древнейших времен до 1917 года. / Ю.С. Савельев, В.А. Федоров. - М.: Русское слово, 1998. - 500 с.
3. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией А.С. Орлова, А.Ю. Полунова и Ю.А. Щетинова. - М.: Простор, 1994. - 389 с.
4. Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI-XVII веках. / Р.Г. Скрынников. - М.: Московский рабочий, 1988. - 430 с.
5. Чистякова Е.В. «Степан Разин и его соратники» / Е.В. Чистякова, В. М Соловьев, М.: Книга, 1989, - 380 с
6. Очерки истории СССР, XVII в. М., 1955, стр. 330
2
[1] Очерки истории СССР, XVII в. М., 1955, стр. 330
Информация о работе Крестьянская война под предводительством С. Разина